Именно массовый и плановый характер подготовки кадров отличал советскую систему профессионального образования от зарубежных аналогов. Благодаря колоссальным организационным усилиям, затраченным на создание и развитие профтехобразования, в относительно короткий период времени страна получила жизненно необходимые кадры специалистов нижнего производственного звена. В Москве тема подготовки кадров для производства и сферы обслуживания пользовалась постоянным вниманием Департамента образования, что помогло системе среднего профессионального образования пережить лихолетье и недостаток средств 90-х годов.
Москвичи и гости столицы, оказавшиеся в районе примыкания Бобруйской улицы к улице Академика Павлова в Кунцеве, иногда чувствуют завораживающий аромат выпечки. И хотя аромат доносится со стороны местного хлебозавода, трудно подобрать для этого места более характерный дух - на углу, в зданиях №17 и №23, располагается Образовательный комплекс сферы услуг (ОКСУ), который ежегодно выпускает сотни поваров, пекарей, кондитеров и технологов пищевого производства.
На протяжении десятилетий эти здания Образовательного комплекса принадлежали московской системе профессионального образования,  тысячи юношей и девушек получили там свою профессию. Правда, в Образовательный комплекс сферы услуг это учебное заведение превратилось недавно, а до того оно было известно как колледж сферы услуг №44. В свою очередь колледж сферы услуг №44 предварительно вобрал в себя банковский колледж №45 и парикмахерский колледж №66 - образовательные учреждения, пользовавшиеся огромной популярностью среди абитуриентов и их родителей. А еще раньше в здании по адресу: Бобруйская улица, дом 23, размещалось московское СПТУ №127, готовившее лаборантов, слесарей и электромонтеров для шинной промышленности, а также...  секретарей-машинисток для Министерства внешней торговли СССР. Если ученики рабочих специальностей могли поступать на учебу в СПТУ после 8-го класса и учились 3 года, то девушки-машинистки, способные печатать с сумасшедшей скоростью вслепую и всеми десятью пальцами, да еще со знанием стенографии и иностранного языка, приходили учиться на 1-2 года на базе 10 классов. В докомпьютерную эру машинистки были нужны в бесчисленных машбюро, чтобы участвовать в создании могучего бюрократического вала бумаг, а лучшие ученицы могли рассчитывать на работу во всесоюзных внешнеторговых объединениях.
Одним из базовых предприятий, на которых ждали выпускников СПТУ №127  по рабочим специальностям, был ныне закрытый завод «Каучук». Попадали они и на предприятия нефтехимической и химической промышленности. Вчерашние «фабзайцы» принимали участие в монтаже и эксплуатации электрооборудования, обеспечивали четкую и бесперебойную работу станков и агрегатов. Как только ребята из школы приходили на учебу в СПТУ, они становились взрослее, что ли. Они стояли на пороге вступления в ряды рабочего класса, который в то время провозглашался движущей силой советского общества.
На Бобруйской улице, в доме №23, ныне расположены классы общеобразовательных предметов и основные административные ресурсы комплекса, а дом №17, по соседству, сохраняет преемственность со времен СПТУ №118, готовившего в советские времена кондитеров, пекарей, тестоводов и машинистов тесторазделочных машин,  то есть кадры для Управления хлебопекарной промышленности Мосгорисполкома. Сколько бы ни потешались современные интеллектуалы над лапидарным брежневским умозаключением «Хлеб - всему голова», но без хлеба многие люди просто не мыслят себе завтрака, обеда и ужина. Да и сладкоежки никогда не согласятся, что без тортов и пирожных легко можно обойтись.
Ученики постигали науку кормить людей, а государство обеспечивало подросткам и их семьям финансовую поддержку в размере 32-36 рублей стипендии, что было ощутимо для среднестатистической московской семьи. В дополнение к стипендии будущие пекари и тестомесы получали часть зарплаты специалистов, чью работу они осваивали в период производственной практики, а по итогам каждого полугодия лучшим ученикам выплачивали специальную премию. Если же учащийся был ослаблен после болезни или находился в трудной жизненной ситуации, то он мог рассчитывать на помощь по профсоюзной линии в виде путевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха от горкома Профсоюзов пищевой промышленности.
Не каждому школьнику было дано стать академиком или даже просто получить высшее образование. В некоторых вузах конкурс составлял по десятку абитуриентов на место, а в особо востребованных - по несколько десятков... Достаток семей тоже различался,  не все родители могли поддерживать учебу выросшего чада в вузе. Даже лишние год-два учебы ребенка в школе были достаточно напряженными в семьях с низкими доходами. И запросы у родителей были не очень высокие - старшее поколение отлично помнило войну, разруху, восстановление страны, чувство голода. Не до высшего образования было, не до науки. Жили люди непросто, но страной своей гордились,  все делали для того, чтобы развивалось государство, чтобы не было войны, чтобы следующие поколения жили счастливо.
По мере развития государства развивалась и система профессионального образования. Ученикам ремесленных училищ, ФЗУ, а позже ПТУ, техникумов, профессиональных училищ платили стипендию, выплачивали часть заработной платы после отработки практики, обеспечивали их форменной одеждой и тем самым помогали неполным семьям, которые с трудом сводили концы с концами. Кроме того, учащиеся приносили домой первую получку и видели радость вкупе с гордостью в глазах своих родителей и младших членов семьи. А государство напоминало им, что так же начинался жизненный путь таких знаменитостей, как главный конструктор  космической техники Сергей Королев, первый космонавт Юрий Гагарин, любимый киноактер Вячеслав Тихонов...
В другом здании комплекса, расположенном на Ярцевской улице, в доме 10, учили целые поколения операционно-кассовых работников   для безмолвной армии Гострудсберкасс. Помните совет квартирного вора Жоржа Милославского из комедии «Иван Васильевич меняет профессию»: «Храните деньги в сберегательной кассе»? Учащиеся СПТУ №185 могли тогда с полным правом перефразировать его: «У нас ваши денежки будут в полной сохранности!» Разумеется, в те времена технология работы в сберкассе была совсем другой. Будущие специалисты  учились работать на бухгалтерских машинах «Аскота» класса 170 (!) и «Искра-23». Трогательно выглядят требования к выпускникам: «правильно использовать вычислительную технику, экономно расходовать электроэнергию, пользоваться таблицами о порядке начисления процентов по вкладам» или «выполнять операции на суммирующих машинах с узкой и широкой кареткой».
Несмотря на ненавязчивый характер советской рекламы, о СПТУ №185, а позже о банковском колледже №45, будущие абитуриенты и их родители отлично знали, что они сами или их дети будут учиться только в этом учебном заведении, и нигде кроме. Наверное, хорошая профессия и хорошее учебное заведение в рекламе не нуждаются, да и, как говорится, деньги любят счет, а не шум.

Подобно тому как сложно сейчас, в век компьютерной техники, найти в среднестатистическом банке «суммирующие машинки с узкой и широкой кареткой», так же непросто сравнивать перспективы, открывающиеся перед нынешними выпускниками системы среднего профессионального образования, с перспективами их предшественников.
Как и прежде, в наши дни выпускники ОКСУ с Ярцевской нередко идут на работу в Сбербанк или просто Сбер, как принято называть его в банковской сфере. Немудрено, ведь Сбербанк предоставил студентам учебно-демонстрационный доступ в свою сеть и полностью оборудовал учебное рабочее место операциониста банка. В свою очередь банк получает практически готовых специалистов базового уровня, которых не нужно обучать азам профессии, тренировать, натаскивать, но которые, закрепив навыки, могут переходить непосредственно к корпоративному обучению для повышения квалификации и профессионального роста.
Выпускники прошлых лет приходят в гости к студентам и абитуриентам ОКСУ на дни открытых дверей и на мероприятия городской программы «Профессиональная среда», чтобы с высоты своего жизненного опыта дать совет, как достичь поставленных целей и реализовать свое «эго» в самостоятельной жизни. Почти четверть века назад получил свое первое профессиональное образование Владимир Капранов - ныне глава одного из крупнейших отделений Сбербанка, входящего в перечень 50 крупнейших банковских учреждений России. Под его руководством сегодня работают 2200 специалистов, но путь к этому уровню лежит через десятилетия упорного труда и постоянной учебы - сначала в одном из финансово-экономических вузов, затем в школе МВА другого ведущего вуза страны и, наконец, в корпоративной системе повышения квалификации с затратами на обучение в среднем по 15 дней в году. Но и после самой интенсивной учебы Владимир с благодарностью вспоминает свои первые занятия и своих учителей, давших ему путевку в профессию,  призывает будущих коллег: «Дерзайте! Ставьте перед собой амбициозные задачи и неустанно работайте над достижением поставленной цели! Не будете щадить себя - всего добьетесь!»
Примерно 10% выпускников системы среднего профессионального образования делают карьеру и становятся руководителями разного уровня. Остальные либо превращаются в классных специалистов, либо меняют профессию. Это нормально, так как  даже в системе высшего образования, куда приходят люди возрастом постарше и учатся там вдвое дольше, отсев случайных людей на первом курсе составляет 15-20 процентов, а после окончания вуза далеко не все выпускники идут работать по полученной специальности.
Очень важно, чтобы современные абитуриенты и студенты понимали, что учеба в среднем профессиональном образовательном заведении или в университете с получением диплома не завершается. Ни сейчас, ни в будущем нельзя отучиться на всю жизнь. Сама жизнь раньше или позже заставит ребят пойти учиться вновь и вновь, так как меняются требования к профессии, появляются нововведения, есть необходимость повысить квалификацию, появляются новые профессии... Обучение становится перманентным,  нынешний подросток обречен время от времени учиться чему-то новому, обязательному для его специальности. Иначе профессиональное отставание и потеря интереса к этому специалисту со стороны работодателя неизбежны.
ОКСУ раскинулось на всей территории Западного округа Москвы -  от Кунцева и Рябиновой улицы до устья реки Сетуни. Повсюду есть здания ОКСУ, органично связанные с историей профессионального образования. Годами ученики ездили от метро «Филевский парк» автобусом №73 до остановки «Школа». Там, на улице Герасима Курина, находилась еще одна «школа жизни» - СПТУ №81. Училище готовило кадры строителей для предприятий Главмосстроя при Мосгорисполкоме: маляров, маляров-штукатуров, электрогазосварщиков, столяров-паркетчиков, электромонтеров, отделочников-плиточников, слесарей-сантехников. Учащиеся, поступившие в училище на базе 8 классов, проходили трехгодичное обучение, причем в связи с непростым материальным положением семей многих учеников они были обеспечены бесплатной форменной одеждой и трехразовым питанием. А выпускники школ-десятилеток учились 1 год и получали стипендию в 30 рублей, доплату к стипендии от базовых предприятий в размере 40 рублей. Если те же выпускники десятилеток приходили работать учениками специалистов непосредственно на базовые предприятия, минуя учебу в профильном ПТУ (например, после провала на экзаменах в институт), то их заработная плата не превышала 55-70 рублей. Для сравнения стоит сказать, что стипендия студента МГУ в то время составляла 40 рублей, а стипендия студента-отличника в МГУ не превышала 55 рублей. Более того, в период производственной практики на базовых предприятиях в дополнение к своим доходам ребята из СПТУ получали 50% заработка по выбранной специальности.
Теперь в этом здании ОКСУ проходят профессиональную подготовку будущие бухгалтеры, экономисты, специалисты - операторы программ 1С, страховые агенты, специалисты по компьютерной безопасности. Выпускники могут продолжить свое образование и поступить в профильные вузы, с которыми имеются соглашения о сотрудничестве. Самый известный из таких вузов - Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова. Более того, в университетах можно начать учиться, фактически оставаясь еще студентом Образовательного комплекса сферы услуг, отстав, таким образом, от тех сверстников, что выбрали поступление в университет сразу после окончания одиннадцатого класса, всего на 1 год. Правда, в этом случае у выпускника ОКСУ будет еще и диплом о среднем профессиональном образовании, а знания для умного человека лишними, как известно, не бывают.
Государство всячески старалось заинтересовать молодежь рабочими профессиями. Дополнительным стимулом к учебе в системе профессионального образования была развитая организация досуга. В СПТУ №81 многие ученики после занятий отправлялись в подшефный олимпийский комплекс «Крылатское», где к их услугам был широкий перечень спортивных секций под руководством опытнейших тренеров. Те же будущие хлебопеки из СПТУ №118 в свободное от учебы время занимались спортом в бесчисленных секциях, ходили в кружки технического творчества или ломали головы над хитроумными комбинациями в шахматном клубе. При этом они бережно хранили свои боевые и трудовые традиции; на Бобруйской, в доме  №17, располагались музей боевой славы 95-й Верхнеднепровской Краснознаменной дивизии и музей трудовой славы рабочих хлебопекарной промышленности, на Кастанаевской улице, в помещениях СПТУ по подготовке столяров, арматурщиков, бетонщиков и рабочих других строительных специальностей, энтузиастами-ветеранами был создан музей боевой славы 38-й армии. Ныне этот музей бережно сохраняют в отделении индустрии красоты ОКСУ будущие парикмахеры, стилисты, визажисты, мастера маникюра и косметологии. Поныне, если позволяет здоровье, ветераны армии приходят в гости к студентам, делятся своими воспоминаниями, общаются. Печально, что с годами ветеранов остается все меньше и меньше...
В доме №3 на Молдавской улице находилось СПТУ №120, базовым предприятием которого стало производственное объединение головных уборов «Зарница» Министерства легкой промышленности РСФСР. Выпускницы школы-десятилетки приобретали там профессию «швея-мотористка женского и детского легкого платья» в течение одного года. А обучение для бывших восьмиклассниц и восьмиклассников тянулось аж целых три года, однако выбор профессий был значительно шире: «модистка-шапочница женских и детских головных уборов», «швея-мотористка женского и детского легкого платья», «портной по пошиву легкого женского платья», «портной по пошиву мужской одежды», «портной по пошиву женской верхней одежды». Конечно, на фоне таких специальностей, как литейщик или молотобоец, где в полумраке цехов светится раскаленный метал, скромные и негероические профессии модисток и портных не захватывали воображение подрастающего поколения, но в СПТУ №120 нашлась своя изюминка: в училище  обучали детей с задержкой умственного развития из детдома №15. Основной итог этого обучения заключался в процессе социализации ребятишек, от которых отказались родители. Они выходили за пределы привычного детского дома, где провели всю свою маленькую жизнь, в незнакомый мир - манящий и пугающий. Они привыкали к обществу своих сверстников, живущих в семьях обычной жизнью, недосягаемой для детдомовцев, их обучали профессиональным навыкам бок о бок с этими ребятами и учили общаться с ними. Постепенно приходило понимание, что мир может быть не страшным, а близким, интересным, своим. Тогда детдомовцы оттаивали и дарили товарищам по учебе и взрослым наставникам свое сердце - становились ласковыми и доверчивыми, как махонькие котята.
При новых веяниях дом  №3 был приватизирован, но Департаменту образования удалось отстоять в суде от обвальной приватизации часть дома  №5, где ныне располагается одно из структурных подразделений ОКСУ. Там обучают будущих технологов пищевого производства и... швейников, включая новые поколения воспитанников детского дома-интерната №15. И вновь страшно зажатые, тихие (слова клещами не вытянешь) мальчики и девочки аккуратно ступают по коридорам, классам и лестничным пролетам, мучаются с иголками и нитками в непослушных пальцах, пугливо вздрагивают от каждого резкого звука, настороженно и с любопытством смотрят на пока еще «чужих» подростков, внимательно слушают мастеров производственного обучения... Вновь преподаватели с улыбкой встречают и провожают ребят, радушием растапливая холодок недоверия... Вновь те же дети через месяц после поступления участвуют в церемонии посвящения в студенты, окончательно уверовав, что теперь ОКСУ - это их альма-матер. А через полгода на встрече с преподавателями врач-психиатр, наблюдающий детей, скажет: «Моторика пальцев значительно улучшилась. Пациенты становятся заметно более спокойными, а уровень тревожности уменьшается. Они намного легче адаптируются в коллективе сверстников, чем до обучения». Это важно, потому что раньше в среде психиатров бытовало мнение, что эти дети в принципе не обучаемы. В феврале 2014 года учащиеся из детдома с помощью своих учителей и студентов ОКСУ (в то время еще колледжа сферы услуг №44) разработали и сшили несколько платьев из подручных материалов, которые обычно выбрасывают,  представили свои творения на конкурсе «Трэш Фэшн». Самое неожиданное, что их работы были отмечены почетными грамотами организаторов конкурса. Так профессиональное образование используют для социализации и даже лечения пациентов Департамента соцзащиты.
Сегодня в состав Образовательного комплекса сферы услуг входит 12 структурных подразделений, включая 2 школы и 2 детских садика. В Москве грех не использовать широчайшие возможности по ознакомлению подрастающего поколения с существующими профессиями. Делать это можно и нужно ненавязчиво, не ради галочки, а ради интереса в глазах подростков и их родителей. Кроме того, учреждения среднего профессионального образования способны оказывать платные услуги населению и предприятиям в рамках тех специальностей, которым в них обучают. Профессиональное образование, как живой организм, постоянно изменяется, разрабатывает все новые формы обучения и услуг в области основного и дополнительного образования, а люди, работающие в этой сфере, учатся подходить к своей работе с творческих позиций, чтобы дефиниции «московское образование» и «качественное образование» стали в умах людей неоспоримыми синонимами.