Цели и задачи занятия

1. Объяснить важность невербального общения.

2. Научить по невербальным проявлениям собеседника понимать его состояние, степень доверия партнеру.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков, повышению уверенности в себе.

4. Активизировать познавательную деятельность учащихся, используя современные информационные технологии.

Ход занятия

Вступительное слово педагога

Невербальное общение - это общение без помощи речи. В общении кроме речи участвуют также жесты, мимика, позы, прикосновения, дистанция и т. д. Если на словах человек может сказать неправду (иногда по уважительной причине), то наше тело никогда не обманет.

Сейчас установлено, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса) - на 38% и за счет невербальных средств - на 55%.

Вербальное общение используется для передачи информации, а невербальное - для установления межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине «убийственный» взгляд и четко передать ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся работают с ресурсами интернета (http://usinfo.state.gov/russki/infousa/economy/page12.htm), читают имеющийся в наличии материал и кратко конспектируют его в тетрадях.

Проверка самостоятельной работы

Вопросы для проверки:

Что такое невербальное общение?

Какими должны быть ваша походка и осанка, если вы хотите произвести впечатление уверенного в себе человека?

Как нужно правильно жестикулировать?

Какое выражение лица дает максимально положительный эффект при общении?

Работа со слайдами. Педагог показывает слайды и кратко комментирует их.

Закрепление материала

Учащиеся вместе с педагогом составляют рассказ «Беседа» на основе просмотренных слайдов.

В конце можно поиграть в игру «Пойми фразу» (еще ее называют «Крокодил»). Участники делятся на две команды. Каждая команда по очереди загадывает некоторое слово или фразу, вызывает участника другой команды, и тот только при помощи языка жестов, мимики показывает своей команде то, что было загадано. Если команда отгадывает, ей начисляется балл.

После этого нужно вместе с ребятами поговорить о том, что нового они узнали на занятии, чему научились, повторить основные мысли. Один из вариантов обобщения материала - рассказать о своих впечатлениях без слов.

Домашнее задание

1. Повторить изученный на занятии материал по записям в тетради.

2. Учитель предлагает учащимся материалы сайтов:

http://www.syntone.ru/

http://www.nkozlov.ru/,

Материалы и оборудование занятия

- А. Егидес. «Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности», М., АСТ - Пресс книга, 2003 г.

- http://usinfo.state.gov/russki/infousa/economy/page12.htm;

- http://www.syntone.ru/;

- http://www.nkozlov.ru/;

- http://www.trenings.ru/alter/Obshenie2.shtml.

Ольга ДОЛГИХ, преподаватель МХК, Дом школьников Центрального района

Воронеж