Как показывает эксперимент, огромную помощь в решении этого вопроса может оказать компьютер. Получается, что при работе на компьютере ученики должны осознать и запомнить не только формулировку изучаемого правила, но и, самое главное, способ применения этого правила (алгоритм). Таким образом у детей формируется практический навык. При этом перед школьниками ставятся конкретные цели:

усвоить основы знаний о языковой системе (опознавать по изученным признакам языковые единицы, группировать языковые явления по определенным признакам, давать анализ и характеристику языковых единиц всех уровней);

уметь находить в слове орфограммы, а в предложении - отрезки, требующие оформления знаками препинания (развитие орфографической и пунктуационной зоркости);

осознать и запомнить формулировки изучаемого орфографического и пунктуационного правила (осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими правилами на основе теоретических знаний);

научиться устно и письменно обосновывать выбор орфограммы или знаков препинания с опорой на это правило, с тем чтобы осознать и запомнить порядок орфографического или пунктуационного разбора (способ применения правила, т.е. алгоритм);

правильно писать слова с изученными видами орфограмм и пунктуационно оформлять предложения и текст;

видеть орфографические и пунктуационные ошибки, исправлять их.

Опираясь на поставленные цели, учитель строит работу над орфографическим или пунктуационным правилом с использованием ИВТ по следующей схеме:

1. Изучение теоретического материала (объяснение учителем или самостоятельная работа с учебником или с электронным учебником и т.п.).

2. Подготовка к работе над новым правилом: предлагается прочитать примеры и обратить внимание на знаки препинания, чтобы выяснить, какие из предложенных слов, словосочетаний, предложений являются наиболее трудными с точки зрения орфографии и пунктуации (т.е. рассматриваются типичные случаи орфограмм и пунктограмм в соответствии с изучаемым правилом и выясняются трудные случаи).

3. Повторение по электронному учебнику или таблицам материала по синтаксису и грамматике, на который опирается соответствующее отрабатываемое правило. Цель - осознать и запомнить формулировку изучаемого правила, научиться устно и письменно обосновывать выбор орфограммы или знаков препинания с опорой на это правило, с тем чтобы осознать и запомнить порядок пунктуационного или орфографического разбора (способ применения правила).

4. Первичное закрепление изученного правила - тренировочная часть. Она представляет собой упражнения с элементарными заданиями: вставить пропущенные буквы или знаки препинания. Компьютер реагирует на все допущенные ошибки и дает образец правильного выполнения. Ученик выполняет работу над ошибками.

5. Закрепление изученного правила: выполнение различных видов упражнений, устное или письменное обоснование выбора орфограммы или знаков препинания с опорой на изученное правило (отрабатывается алгоритм).

6. Проверочная работа. Цель - установить, усвоили ученики изученное правило или над ним надо еще поработать.

7. Работа над ошибками по образцу. При этом очень важно, чтобы дети самостоятельно подобрали примеры, подобные тем, в которых были допущены ошибки.

8. Подготовка к контрольному диктанту (работа с обобщающими таблицами: составить таблицу на изученные правила, сгруппировать правила по видам орфограмм или пунктограмм; заполнить таблицу, распределяя предложения по правилам, и т.п.).

9. Контрольный диктант. После его проверки проводится работа над ошибками.

Таким образом, занятия по русскому языку в компьютерном классе проводятся с использованием следующих основных методических приемов: изучение и закрепление теоретического материала; выполнение тренировочных упражнений; диагностика пробелов в знаниях школьников; фиксированный программой контроль, самоконтроль и взаимоконтроль; работа над ошибками в форме компьютерного контроля и самоконтроля; повторный компьютерный контроль.

Закрепление изученного материала

На каждом уроке отрабатывается определенное правило, тема, изучаемая на данный момент. Теоретические знания формируются на уроке в кабинете русского языка, а в компьютерном классе проходит тренировочная работа по данной теме - практикум. Каждому ученику перед работой на компьютере выдается личный листок, на котором обозначено задание на данный урок. К личному листу прикрепляется лист для работы над ошибками. Если ребенок их совершает, он тут же выписывает свою ошибку, исправляет письменно и работает дальше, на компьютере. Если ученику непонятно задание или он затрудняется в каком-либо вопросе, то поднимает руку. Как правило, рук немного, и учитель русского языка вполне успевает к каждому. Учитель сверяет результат, выданный компьютером, с тем, который зафиксировал ученик в своем личном листе, проверяет наличие работы над ошибками и расписывается в соответствующей графе личного листа. Ребенок переходит к следующему этапу.

Для практикума учителем готовятся разноуровневые письменные задания с учетом возможностей ребят: репродуктивные; задания, выполнение которых требует самостоятельности мышления; тренировочные и творческие задачи повышенной сложности для мотивированных учащихся. После урока личный листок с работой над ошибками и выполненное письменное задание складываются в личный конверт, где хранятся подобные отчеты о предыдущей деятельности школьников на уроках русского языка с компьютерной поддержкой.

Контроль знаний

Существующие компьютерные учебные программы дают возможность контролировать как знание детьми теоретического материала, так и уровень сформированности у них практических навыков. Выполнение контрольных и проверочных работ на компьютере имеет очевидные преимущества: ученики сразу видят результат выполнения заданий, по необходимости или с разрешения учителя (в зависимости от целей, которые ставит учитель) они могут воспользоваться справочным материалом. Налицо объективность выставленной отметки за работу.

Светлана БЫСТРОВА, учитель русского языка, зам. директора по УВР; Елена ТЕРЕХИНА и Елена СЕТДЕКОВА, учителя информатики средней школы №1912, Зеленоград