Под граждановедческим образованием понимался комплекс обучающей, развивающей и воспитательной деятельности образовательных организаций, способствующей становлению мировоззренческих основ и ценностных ориентиров молодого поколения граждан России. Таким образом, оно не сводилось к узкому спектру отдельных предметов или направлений воспитательной работы. Большинством исследователей признается бесспорной важность акцента на гражданскую составляющую в системе образования. В условиях вызовов современной глобализации, обострившейся конкуренции между странами-лидерами за ресурсы и влияние, нарастания мультикультурной составляющей общественной жизни, повышения угрозы международного терроризма, активизации экстремистских организаций и движений особые требования предъявляются обществом к гражданской ответственности, правовой и политической культуре, толерантности и патриотизму. Особая роль школьного образования в формировании данных ценностей не вызывает сомнений. В связи с этим сегодня все чаще употребляют в качестве интегративной категории понятие «гражданственность».

Цель одна. Результаты разные

Основной целью национального исследования было определение перспективных направлений развития системы образования в области становления гражданственности и повышения социальной активности обучающихся. Поэтому разработанная программа была нацелена на диагностику уровня гражданской компетентности и зрелости учащихся 8-х классов в интеграции обучающей, развивающей, воспитательной и ценностной направленностей образовательной деятельности.
Реализация программы оценки качества граждановедческого образования в России ориентируется на ожидаемые результаты, относящиеся к предметным, метапредметным и личностным составляющим. В отношении к граждановедческому образованию они представлены в федеральных государственных образовательных стандартах следующим образом.
Личностные результаты образования - саморазвитие и самоопределение, мотивация к познавательной деятельности, система социальных отношений и ценностно-смысловых установок (личностные и гражданские позиции), способность ставить цели и строить жизненные планы, осознание российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные результаты образования - межпредметные понятия и УУД, их использование в практике (учебной, познавательной и социальной), самостоятельность планирования учебной деятельности, учебное сотрудничество, построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты образования - умения в предметной области, получение знания, преобразование и применение информации в разных ситуациях, формирование представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В разработанной программе оценки качества граждановедческого образования предлагается более детализированный подход, который ориентирует на развитие у школьников умений в разных областях. Программа ориентирована на комплексное измерение уровня гражданских знаний, умений, навыков участия в общественной жизни и гражданских предрасположенностей (стремлений) учащихся 8-х классов (в соответствии с российским законодательством к данной категории относятся школьники 13-14-летнего возраста).
В области интеллектуальных умений и навыков программа ориентируется на развитие следующих умений:
- осознанно пользоваться понятийным аппаратом, связанным с граждановедческим образованием;
- распознавать и создавать собственные алгоритмы продуктивной учебной деятельности, в первую очередь при проведении исследования общественных отношений и проектировании изменений;
- иметь относительно целостное представление об обществе, человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
- объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
- выделять существенное на основе текстов или описания ситуаций;
- понимать графическую информацию в области граждановедческих знаний и анализировать данные, делая выводы и обоснованные предположения;
- воспринимать граждановедческую информацию, передаваемую языком знаков, символов и других изображений;
- проводить сравнение, устанавливать сходство и находить различия между теориями, принципами, понятиями граждановедческого образования;
- рассуждать по аналогии, выделяя ключевые проблемы;
- формулировать вопросы для конструктивного и уважительного обсуждения социальных проблем национального и международного характера;
- использовать приемы логического мышления при рассмотрении ситуаций, связанных с повседневными проблемами (аналогия, сравнение, анализ, синтез);
- выбирать признак как основание для классификации, а также строить типологические цепочки из схем, ситуаций, понятий, законов;
- устанавливать общие подходы к решению проблем на основе частных способов и практик;
- создавать связный письменный текст в соответствии с заданными требованиями;
- показывать собственное видение общественных проблем и их причин, а также путей их решения.
В области навыков исследовательской деятельности программа ориентируется на развитие следующих умений:
- генерировать идеи, предлагая собственный способ действий в предложенной ситуации, привлекая граждановедческие знания из различных школьных дисциплин;
- находить недостающую информацию, расширяя поле исследования, понимая важность получения информации из разных источников;
- видеть разные варианты решения социальных проблем, определяя ресурсы и риски в каждом из случаев;
- выдвигать гипотезы, делать предположения, устанавливать причинно-следственные связи;
- использовать научные методы познания и описания явлений общественной жизни: моделирование, эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками и т. д.;
- самостоятельно оценивать те или иные явления общественной жизни, основываясь на объективных данных, а также осуществлять самооценку и самоконтроль.
В области выстраивания эффективной коммуникации и сотрудничества в решении социальных проблем программа ориентируется на развитие следующих умений:
- планировать совместные действия по решению возникающих проблем;
- владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- взаимодействовать с разными социальными партнерами, преодолевая социальные стереотипы, уважая общественное многообразие и проявляя понимание неприкосновенности частной жизни человека;
- общаться с окружающими людьми конструктивно и уважительно, не посягая на человеческое достоинство, избегая ярлыков и гражданского нигилизма;
- уметь вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, занимать определенную позицию, аргументировать собственное мнение, толерантно относясь к возможным контраргументам, стремясь к сотрудничеству и поиску компромиссов;
- проводить интервьюирования и устные опросы;
- вести диалог с властными структурами и строить отношения с людьми в правовом пространстве, желая активно влиять на общественную жизнь;
- реализовать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других граждан.
В области развития организационной культуры гражданина программа ориентируется на развитие следующих умений:
- ставить цели, определять задачи и планировать результаты собственной деятельности;
- планировать свою деятельность, опираясь на имеющиеся ресурсы и понимая возможные риски;
- проектировать изменения в гражданской жизни, принимать решения и прогнозировать их последствия;
- устанавливать правила поведения, понимать важность норм для действий гражданина;
- сознательно вырабатывать дисциплину, опираясь на существующие в обществе нормы;
- критически относиться к действительности, понимая при этом юридические и моральные обязанности перед обществом;
- брать на себя инициативу и ответственность за свои поступки и свой выбор перед обществом и государством.
В области развития рефлексивной культуры гражданина программа ориентируется на развитие следующих умений:
- выделять и осмысливать задачу, которую необходимо решить, искать и привлекать необходимые ресурсы для ее решения;
- проводить оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнения в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- понимать, чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
- анализировать проблемные ситуации (выявлять и разрешать противоречия);
- видеть в отношении разных позиций аргументы за и против.
В области развития творческих способностей учащихся программа ориентируется на развитие следующих умений:
- видеть и находить нестандартные способы решения задач;
- определять собственное отношение к явлениям современной жизни, аргументировать свою точку зрения;
- решать нестандартные задачи, выстраивая при этом алгоритмы и последовательность действий;
- ставить задачу, решение которой предполагает использование нестандартных способов и приемов.
В области личностного развития учащихся программа ориентируется на следующие результаты:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
- понимать важность основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, их роль как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила;
- принципы и ценности, ориентированные на сочетание стремления к личному успеху с пониманием необходимости развития различных сторон жизни общества, стремление к благополучию и процветанию страны;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества в целом;
- формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями.
Основными целевыми ориентирами граждановедческого образования, которые учитывались в проведении национального исследования его качества, являлись следующие:
- акцент на социальную практику (связь теории с практикой);
- перевод внешних воспитательных воздействий во внутренние качества личности;
- выработка системы демократических и гражданских ценностей: уважение к другим людям; терпимость к иным точкам зрения; овладение правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе; участие каждого гражданина в обсуждении и выработке важных для общества решений;
- воспитание гуманизма (проявляется в глубоком уважении к человеку и его достоинству, в активной борьбе против всех форм человеконенавистничества);
- формирование мыслящего гражданина, анализирующего общественные процессы и способного противостоять манипулированию и воздействию массовых настроений;
- развитие в каждом учащемся индивидуальности и чувства ответственности за принимаемые решения;
- переход от знания собственных прав к умению реализовать свои личные права и свободы на практике;
- воспитание чувства персональной ответственности в поиске общественных решений;
- установление межпредметных связей;
- оказание помощи в формировании умений и навыков выхода из конфликтных ситуаций и мирного решения возникающих конфликтов;
- формирование мировоззрения как системы взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации;
- создание ситуации проблемы и показ возможных альтернатив при обсуждении тех или иных решений и вопросов.

Двадцать баллов - это порог
Структура заданий когнитивного теста соответствовала государственным требованиям в области качества образования, в частности, соотносится с форматами основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ). В каждой части задания когнитивного теста располагались по нарастанию уровня сложности или количества требуемых действий (соответственно и по максимальному количеству баллов, которые может получить учащийся при его выполнении). Инструментарий включал в каждом варианте три части: Часть А из 20 заданий с выбором одного из четырех предлагаемых ответов (пять из них имеют повышенный уровень сложности); часть В из 14 заданий с коротким ответом (в виде слова, словосочетания или предложения), который следует вписать; часть С из 11 заданий, для выполнения которых предполагаются развернутые ответы. Каждый вариант когнитивного теста состоит из 50 заданий, максимальное количество баллов - 100 (часть А - 25 баллов, часть В - 35 баллов, часть С - 40 баллов).
Были определены значения процентов учащихся, распределяемых по трем уровням качества граждановедческого образования. Распределение выглядит следующим образом:
Уровень 1 (минимальный) - от 20 баллов (более 20%) до 35 баллов (50%);
Уровень 2 (средний) - от 35 баллов (35%) до 65 баллов (65%);
Уровень 3 (высокий) - от 65 баллов (более 65%).

Базовые концепции
При отборе содержания для разработки инструментария по оценке качества было определено девять базовых концепций граждановедческого образования:
1. Толерантность и многообразие. Данное направление представляется актуальным в условиях современного глобального мира при сосуществовании двух противоположных тенденций - повышении интенсивности межкультурного взаимодействия при усилении миграционных процессов и нарастании конфликтности между представителями различных групп. Результатом является становление культуры понимания и уважения окружающих людей, толерантного отношения к социальным, языковым, расовым, национальным, религиозным и другим различиям при учете требований существующих правовых норм.
2. Правовые нормы и ответственность человека. Без воспитания правовой и моральной ответственности гражданина за свои действия и поступки нельзя говорить о гражданственности и патриотизме. Результатом является повышение правовой культуры молодых граждан России.
3. Достоинство и уважение. Через понимание достоинства каждого человека формируется уважение к окружающим и стремление взаимодействовать с ними на конструктивной основе. Результатом является поддержка культуры человеческого достоинства в обществе.
4. Идентичность и патриотизм. Федеральные государственные образовательные стандарты в портрете выпускника в качестве важных характеристик называют гражданскую идентичность и патриотические чувства. Результатом является формирование политической культуры гражданина.
5. Социальная поддержка, самореализация и успешность личности. Важность понимания необходимости соотносить свои личные интересы с интересами окружающих людей, выстраивать взаимодействие на основе взаимного доверия и уважения интересов каждого человека. Результатом является развитие интеллектуальной и экологической культуры гражданина.
6. Сотрудничество и миролюбие в современном мире. Способность к мирному диалогу и поиску точек соприкосновения является обязательным требованием в современную глобальную эпоху. Результатом является появление мировоззренческих ориентиров, основанных на культуре мира и ненасилия.
7. Открытость и готовность к изменениям. Современный этап развития человечества требует открытого и гибкого мышления, проектирования изменений и готовности гражданина отвечать на вызовы времени. Результатом является становление организационно-исследовательской культуры гражданина, а также его информационно-коммуникационной компетентности.
8. Демократическое управление и народовластие. Политическая компетентность и активное гражданское участие формируются на основе понимания структуры общественной жизни и деятельного отношения к политическим процессам. Результатом является понимание гражданином общественных процессов и видение стратегических направлений развития государства, общества, отдельных групп.
9. Экономическая грамотность и профессиональная успешность. Экономическая активность в современном мире - залог стабильности и процветания страны, перспективности общественного развития. Результатом является складывание экономической и трудовой культуры гражданина (в том числе и культуры потребления).

Области, или домены, для оценки
В соответствии с комплексным подходом были выделены пять основных областей для оценки качества граждановедческого образования:
- гражданские знания (не только в обществознании, но и в других школьных дисциплинах гуманитарного, математического и естественно-научного циклов);
- гражданские умения (метапредметные результаты образования, позволяющие гражданину осознанно относиться к происходящим событиям, грамотно анализировать информацию, делать адекватные выводы);
- понимание общественных процессов (способность видеть закономерности и причинно-следственные связи, которая необходима для выстраивания собственной траектории поведения в той или иной ситуации);
- гражданские предрасположенности (готовность занять собственную позицию по актуальным вопросам гражданской жизни, аргументировать свои взгляды и мнения, быть ответственным за собственный выбор, формировать ценностные ориентиры, основанные на гражданских качествах);
- навыки гражданских действий и поведения (активное участие в общественной жизни на основе сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми).

Молодые руководители критичнее опытных
Все вопросы для руководителей образовательных организаций были сгруппированы по нескольким направлениям, позволившим провести комплексный анализ, а также сравнить полученные результаты анкетирования руководителей образовательных организаций с результатами анкетирования учителей и учащихся.
В анкетировании приняли участие 248 руководителей из 42 регионов Российской Федерации. В опросе в сбалансированном виде присутствовали школы разных населенных пунктов с небольшим преобладанием крупных городов с населением от 100 тыс. до 1 млн (34,5%).
При анализе ответов, связанных с оценкой ресурсов социального окружения (местного сообщества) для развития образовательной организации, руководители отметили большие перспективы взаимодействия. Районы, где располагаются школы, имеют библиотеки, кинотеатры, концертные залы, музеи, галереи, игровые площадки, спортивные сооружения, религиозные центры, музыкальные школы. Чуть меньше в наличии школ иностранных языков (единственная позиция, которую отметили менее половины опрошенных руководителей образовательных организаций).
Предлагалось определить остроту отдельных социальных проблем и их влияние на социальную напряженность в районе. Было перечислено 11 позиций, по каждой из которых требовалось определить один из ответов о влиянии проблем на социальную напряженность - «в большей степени», «в значительной степени», «в незначительной степени» и «не влияют». Позицию «в большей степени» по отношению к проблеме выбирали редко - самое большое число (8,8%) относится к безработице и в 2 раза меньше (4,4%) - к низкому уровню материального обеспечения (бедности). Только 1,6% видят значительной проблемой употребление алкоголя (аналогично с наркотиками - только 4 руководителя из всех опрошенных). Все остальное только в единичных ответах фигурировало в качестве серьезной проблемы. Неожиданным оказалось и то, что, с точки зрения подавляющего большинства руководителей образовательных организаций, не влияют на социальную напряженность в их местности религиозная нетерпимость (76,3%, в мегаполисах 69%) и этнические конфликты (75,1%, в мегаполисах 64,3%). Наличие мигрантов не имеет значительного влияния (не влияют вообще - 53,8%, в незначительной степени - 35,7%, соответственно в мегаполисах - 31% и 52,4%). Руководители с меньшим стажем работы в своей должности были чуть более критичны и чаще выбирали более острые социальные проблемы, чем опытные директора.
Предложено было определить активность педагогической деятельности в процентном выражении количества учителей, вовлеченных в определенное направление работы. Руководители отмечали количество учителей, принимающих участие в виде деятельности, - до 10%, 10-30%, 30-50%, 50-80%, 80-100%. Наименьшие показатели относились к общественной активности (желание стать членами школьного совета - в 11,6% ответов отмечено, что до 10% учителей таковое имеют) и проявлению управленческих инициатив (внесение ценных предложений по улучшению системы управления школой - в 18,1% ответов отмечено менее 10% учителей).
Основную же активность в деятельности учителей руководители отмечали в поддержании хорошей дисциплины (47% ответов, в которых данной характеристике соответствует от 80 до 100% учителей) и поощрении учащихся к активному участию в жизни школы (46,6% ответивших выбрали наибольший количественный показатель). Интересно выявленное противоречие - учителя сами не показывают личного примера участия в школьном совете, но убеждают школьников в том, что важно и необходимо участвовать в школьной жизни. Возможно, работа в школьном совете не является основным показателем активности жизни школы. Отметим, что схожее положение о деятельности учителей - «Принимают активное участие в развитии школы» - более позитивно оценивалось руководителями (87,2% ответивших к этой категории отнесли больше половины учителей своей школы).

С дисциплиной все отлично

Интересно, что ни в одной школе нет ситуации, когда лишь менее 10% учеников соблюдают дисциплину и установленные правила (96% руководителей уверенно считают, что более половины учащихся соответствуют этой характеристике). Еще более оптимистично смотрят руководители на отношения учеников с педагогами (61,8% говорят, что это характеристика подавляющего большинства школьников). Отсутствие вредных привычек у 80-100% учащихся отмечается в 42,2% ответов (в мегаполисах 35,7%, а в деревнях 39,2%). Эти данные более оптимистичны, чем традиционные представления, которые существуют на основе статей журналистов, выступлений представителей органов здравоохранения и результатов социологических исследований общественного мнения по данным проблемам.
В одном из вопросов требовалось указать, как часто та или иная конфликтная ситуация встречалась в школьной жизни в учебном году. В подавляющем большинстве случаев руководители не видят серьезных проблем в своих образовательных организациях. 83,5% никогда не встречались с жалобами на унижение достоинства с использованием сети Интернет (это касалось и учащихся, и педагогов); 63,9% ответивших не встречались с жалобами учащихся на оскорбление со стороны учителя. Более 5 раз в месяц лишь в одном ответе руководителя (0,4%) признается наличие жалоб учащихся на агрессивность товарищей по школе (у опытных руководителей ни одна проблема не отмечена в позиции 5 раз и более в месяц).

Патриотическое воспитание побеждает
В представлении о целях гражданского образования абсолютным лидером в направлении педагогической деятельности является патриотическое воспитание (83,5%), остальные позиции распределены более равномерно. Также выделяются получение знаний о правах и обязанностях граждан (49,4%) и формирование навыков ненасильственного разрешения конфликтов (48,2%).
Наименее востребованными в области гражданского образования оказались следующие направления:
- содействие участию учащихся в жизни местного сообщества - 8,4% (у руководителей со стажем более 10 лет - 4,9%);
- подготовка учащихся к будущему участию в политической жизни страны - 8% (4,9% среди опытных руководителей).

​Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, главный редактор «Учительской газеты»;
Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, профессор

Основные итоги анкетирования руководителей образовательных организаций:
- преобладают взвешенные позиции и отход от крайностей, но в большей степени позитивные оценки состояния и перспектив развития образования;
- материально-техническое оснащение современной российской школы не вызывает нареканий и не является серьезной проблемой;
- наиболее важными направлениями образовательной деятельности являются патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, милосердие и установление высокой дисциплины соблюдения школьных правил;
- проблемной областью является вовлечение педагогов, родителей и учащихся в жизнь школы, процесс принятия решений и управление (низкая инициатива, пассивность);
- этнические и религиозные конфликты не являются распространенными и мало влияют на школьную жизнь;
- школа является территорией социального благополучия и низкого уровня проблемности (руководители также не видят значительных социальных проблем и в окружающем социуме - в районе расположения школы), уровень социального и профессионального оптимизма выше у руководителей со стажем более 10 лет работы в своей должности;
- пока не сложилось полного взаимодействия педагогического коллектива с родителями и учащимися в глазах руководителей, поэтому проблемы подразделяются на внутренние (педагогические) и внешние (связанные со школьниками и родителями).