Вводная часть
Актуальность проведения Конкурса опирается на начавшиеся в России в конце 80-х годов ХХ века преобразования в политической и экономической жизни, которые показали необходимость не только роста экономической активности граждан, но и повышения уровня их финансовой грамотности. Возникновение финансовых пирамид и общая настороженность населения по отношению к рынку ценных бумаг обращают внимание на опасность экономической неграмотности людей. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами - вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, приобретать их на основе осознанного выбора, использовать накопительные и страховые инструменты. Это влияет не только на деятельность отдельного человека и касается конкретно его жизни, но и воздействует на процессы в экономике на уровне производства, страны и всего мира.
В конце 2006 года Президент РФ дал Правительству РФ, Центральному банку и Ассоциации российских банков ряд поручений, призванных способствовать развитию национальной банковской системы. А также поручил разработать систему мер, направленных на повышение финансовой грамотности и информированности населения в области банковской деятельности и банковских услуг. Весной 2008 года в России стартовала общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России». Важной ее составляющей является обращение внимания в системе образования на повышение финансовой грамотности молодого поколения граждан России. Среди положительных эффектов повышения финансовой грамотности следует отметить следующие ожидаемые результаты: развитие малого бизнеса; увеличение индекса экономического развития граждан; повышение успешности общества в финансовом плане; преодоление существующих ограничительных стереотипов и страхов в области финансовой активности.
Под финансовой грамотностью будет пониматься комплексное направление, имеющее разные аспекты, вырабатывающие общее понимание, как те или иные процессы с финансами повлияют на жизнь. Финансовая грамотность включает совокупность знаний о финансовых рынках (особенностях их функционирования и регулирования), финансовых инструментах, продуктах и услугах, планировании бюджета и накоплении средств на значимые цели (траты и сбережения), правовых основах регулирования экономических отношений, роли денег в общественной жизни, информацию о банковских услугах, особенностях и рисках, которые стоит учитывать при заключении договора на оказание банковских услуг.
Предполагается использование финансовой информации для принятия адекватных и эффективных действий, способствующих экономической безопасности и благосостоянию человека или группы. В современном мире финансово грамотным считается человек, который может правильно распорядиться не только личным или семейным бюджетом, а который может грамотно вложить деньги и получать дополнительную прибыль в виде дивидендов, правильно оценивать ситуацию на рынке и делать разумный выбор. Для этого необходимо умение использовать финансовые знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до планирования личных финансов в долгосрочной жизненной перспективе.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и проведения Конкурса лучших учебно-методических разработок учителей по преподаванию основ финансовой грамотности в 2015-2016 учебном году (далее - Конкурс) и оценки поданных на Конкурс материалов.
1.2. Конкурс проводится в рамках предметов основного общего и среднего общего образования, изучаемых в средней школе (истории, математики, русской литературы, обществознания, информатики).
1.3. Конкурс проводится ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» при поддержке проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
1.4. Требования к материалам, представленным на Конкурс, а также критерии оценивания учебно-методических разработок основываются на нормативно-правовой базе современного развития системы образования в РФ, базируются на установленных компетенциях педагогических работников.
1.5. Положение о Конкурсе и Положение о критериях оценки конкурсных работ разработаны как организационно-методическое обеспечение, соответствующее действующему законодательству, с учетом требований:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2013 г. №544н);
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9-е классы) (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897).
1.6. Основными принципами Конкурса являются: финансовая грамотность, педагогическая целесообразность, открытость информации, творчество и оригинальность, технологичность и эффективность, мотивационная направленность, ответственность и результативность.
1.7. Информация о Конкурсе и его результатах размещается в печатном издании «Учительская газета» (свидетельство о регистрации СМИ №1061) (далее - «Учительская газета») и на сайте сетевого издания «Учительская газета» (зарегистрировано Роскомнадзором 06.07.2012 г. Эл. №ФС 77-50440) www.ug.ru (далее - сайт «Учительской газеты»).

2. Миссия, цели и задачи Конкурса
2.1. Миссией Конкурса является повышение финансовой культуры молодого поколения граждан России через систему образования.
2.2. Конкурс проводится с целью продвижения идей развития финансовой грамотности в системе образования, повышения знаний о социально-экономической сфере жизни современного общества у педагогов и обучающихся 8-11-х классов, повышения мотивации к получению финансовых знаний.
2.3. Задачи Конкурса:
- содействовать профессиональному развитию учителей в области финансовой грамотности;
- способствовать разработке учебно-методических материалов по финансовой культуре в интересной и доступной форме;
- распространять в педагогическом сообществе лучшую практику преподавания, обеспечивающую высокую эффективность деятельности учителя в области финансовой грамотности;
- получить объективную обратную связь на основе апробации разработанных материалов;
- разработать четкие критерии и показатели оценки учебно-методических материалов по финансовой грамотности;
- привлечь педагогов к участию в Конкурсе через широкое информирование и открытость установленных правил.

3. Номинации и участники Конкурса
3.1. Участниками Конкурса могут быть учителя истории, математики, русской литературы, обществознания и информатики независимо от стажа работы, которые проводят уроки для учеников 8-11-х классов.
3.2. Определяются пять предметных номинаций для участников Конкурса:
3.2.1. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11-е) на уроках истории.
3.2.2. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11-е) на уроках математики.
3.2.3. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11-е) на уроках русской литературы.
3.2.4. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11-е) на уроках обществознания.
3.2.5. Учебно-методические разработки по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников старших классов (8-11-е) на уроках информатики.

4. Перечень документов, необходимых для участия в Конкурсе (требования к представляемым заявкам)
4.1. Для участия в Конкурсе необходимо подать заявку с общими сведениями по установленной форме (приложение 1.1 к настоящему Положению).
4.2. Учебно-методическая разработка представляется в форме файла в формате DOCX (объемом от 10 до 15 страниц, 12 кегль, шрифт Times New Roman), включая описание плана урока(ов), сценарии дополнительных занятий и структуру модульных учебных курсов.
4.3. Сопровождающая электронная презентация представляется в форме файла в формате PowerPoint (объемом не более 10 слайдов).
4.4. Обязательным сопровождением учебно-методической разработки должны быть аннотация - не менее 4 предложений (содержит тематику разработки, используемые методы и приемы, результативность проведения занятий, а также обосновывает связь учебно-методических материалов с финансовой грамотностью), перечень ключевых понятий (не менее 3 терминов).
4.5. Отзыв школы о проведении апробации учебно-методической разработки объемом не менее 2 страниц А4 присылается в формате PDF (сканированный вид) с подписью руководителя образовательной организации или ее структурного подразделения (форма дается в приложении 2 к настоящему Положению).
4.6. Отчет учителя о проведении занятий с использованием учебно-методической разработки в свободной форме с самоанализом, рефлексией и самооценкой проведенного занятия(ий) по учебно-методическим материалам.
4.7. Согласие учителя - участника Конкурса на обработку персональных данных (приложение 1.5 к настоящему Положению).

5. Условия, механизм и порядок участия в Конкурсе
5.1. Конкурсные материалы представляются до 17 января 2016 года в электронном виде на цифровых носителях по адресу электронной почты ug@ug.ru с пометкой «Финансовая грамотность» (фамилия, номинация - школьный предмет).
5.2. К участию допускаются заявки с наличием отчета (присылается в сканированном виде) о проведении занятий с использованием учебно-методической разработки в свободной форме с приложением отзыва школы, в которой проводились занятия, об апробации разработанных материалов (формат дан в приложении 1.2 к настоящему Положению).
5.3. Разработанные учебно-методические материалы должны затрагивать темы, связанные с формированием финансовой грамотности (примерный список возможных тематических направлений дан в приложении 2 к настоящему Положению). Данный список не ограничивает участников Конкурса при убедительном обосновании связи своих материалов с определенными целями и задачами.
5.4. Информация о проведении Конкурса и критериях оценки учебно-методических разработок помещается в открытом доступе и заранее известна всем участникам.
5.5. Участником Конкурса может стать любой желающий педагог, проводящий занятия в 8-11-х классах по определенным в номинациях учебным курсам.
5.6. Не подлежат рассмотрению материалы, подготовленные с нарушением основных требований к их предоставлению.
5.7. Материалы, представляемые на Конкурс, не возвращаются.
5.8. Эксперты (члены жюри) оценивают учебно-методические материалы в соответствии с Положением о критериях оценки конкурсных работ (приложение 3 к настоящему Положению).

6. Порядок организации экспертизы конкурсантов и процедуры отбора лучших работ
6.1. Разрабатывается Положение о критериях оценки конкурсных работ, включающее экспертные листы оценивания и показатели (приложение 3 к настоящему Положению).
6.2. Формируется конкурсная комиссия, которая утверждает критерии оценки представляемых работ, утверждает форматы документов и аннотированного списка лучших работ, а также итоговый аннотированный список 30 лучших работ. Численность и состав экспертной группы определяются организаторами Конкурса.
6.3. Определяется группа экспертов для отбора лучших разработок из специалистов в области финансовой грамотности, содержания и методики преподавания в установленных в номинациях учебных дисциплинах. Группа экспертов должна иметь опыт работы в системе образования, связь с системой повышения квалификации педагогов, знания о государственных требованиях в области содержания образования и методики преподавания, знания в области финансовой грамотности. Численность и состав экспертной группы определяется организаторами Конкурса.
6.4. Определяется 30 лучших учебно-методических разработок (по 6 лучших работ в пяти установленных номинациях), прошедших документально подтвержденную апробацию в школах Российской Федерации.

7. Проведение церемонии награждения победителей
7.1. Все участники Конкурса получат сертификаты об участии в Конкурсе.
7.2. Победители Конкурса получают дипломы, ценные призы и приглашение на церемонию награждения. Учебно-методические разработки победителей будут опубликованы.
7.3. Место проведения церемонии награждения победителей - г. Москва.
7.4. По итогам Конкурса будет подготовлен сборник 30 лучших конкурсных работ (учебно-методических разработок).

8. Перечень мероприятий по информированию участников Конкурса о поддержке его проведения проектом «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
8.1. Информирование участников конкурса о поддержке его проведения проектом Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» проводится посредством следующих мероприятий:
1. Информационная кампания по вовлечению к участию в Конкурсе учителей со всей страны. Информационная кампания проводится с использованием СМИ федерального уровня педагогической направленности, включая в себя печатные и сетевые издания.
2. Организационная кампания по вовлечению к участию в Конкурсе учителей со всей страны. Организационная кампания проводится с использованием площадок педагогических конференций, совещаний и форумов, Всероссийского конкурса «Учитель года России».
3. Презентационная кампания о результатах Конкурса. Презентационная кампания проводится в период подготовки и проведения торжественной церемонии награждения победителей.
8.2. Информирование о результатах Конкурса проводится в открытом режиме через помещение информации на сайте «Учительской газеты», размещение информации в «Учительской газете», выступления на педагогических конференциях, совещаниях и форумах, через региональные клубы «Учитель года России».

Приложение к Положению о конкурсе читайте на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru