В школу они пришли вместе, Мария - ученицей в первый класс, Елена Михайловна -  учителем истории и обществознания. И вместе стали учиться. Старшая Ахапкина -  мастерству педагога, младшая - быть ребенком учителя. А это значит, твое детство целиком и полностью, безраздельно и повсеместно проходит в школе. После уроков она оставалась в кабинете у мамы: они клеили карточки с заданиями, оформляли стенды (особенно Марии Евгеньевне в ту пору нравились стенды с рыцарями Средневековья и памятниками архитектуры Древней Греции и Рима, они были красочные и какие-то загадочные), готовили карты всевозможных битв и сражений, вешали их на доску. Когда девочке хотелось домой и она начинала торопить маму, в ответ слышала неизменное: «У учителя все должно быть подготовлено к уроку должным образом и заранее. Потерпи, а лучше вырежи мне еще карточки». И та терпела и вырезала... Так, в какой-то момент, глядя на маму, Ахапкина-младшая поняла: если ты за что-то берешься, то следует делать это perfect, делать качественно и вкладывать в это душу. Только тогда у тебя будет получаться что-то стоящее.
Сидя рядом с хлопочущей о завтрашнем уроке Еленой Михайловной, ребенок рисовал и сочинял стихи. Марии хотелось, чтобы они были смешными и сразу бы развеселили озабоченную маму. И это ей часто удавалось, а иногда они становились началом новой постановки очередного домашнего спектакля. Скажи тогда доморощенному драматургу, что пройдет несколько лет и она станет писать пьесы для школьников, более того, выступать самостоятельно, не поверила бы: да, Мария была невероятно стеснительным ребенком.
Английским Мария Ахапкина увлеклась в 7-м классе. Но инициатором серьезного подхода к изучению языка выступила все-таки мама, которая решила, что лингвистика - это наиболее перспективный вариант для дочери. И та впоследствии оценила дальновидность родительницы, войдя во вкус овладения тайнами языкознания.
А вот решение стать учителем пришло к Марии Ахапкиной не сразу. На сей раз она поддалась обаянию театра - того самого «Дети до 16...», соавтором которого наряду с Татьяной Ильченко стала она сейчас. Тогда в школе все им бредили. Тот, кто приходил в студию и кому доверили главную роль, тут же становился школьной знаменитостью, юных артистов приглашали выступать на сценические площадки города, их знали многие, и многим хотелось дружить с ними. Это была (и, Мария убеждена, остается) особая каста людей. Потому что в их жизни, теперь она это знает уже точно, появилось нечто особое, завораживающее, интригующее - игра.
Желание влиться в жизнь театральной студии боролось в Марии Ахапкиной с ее зашкаливающей за все мыслимые нормы застенчивостью. Загнав свой страх в самый уголок сердца и прихватив для храбрости подругу, она отправилась менять свою жизнь. И ей это, однако, удалось!
В студии Мария Ахапкина уже более 15 лет. Теперь она не только артист, но и помощник режиссера, звукорежиссер, сценарист всех творческих проектов. Теперь уже Татьяна Ильченко для нее не только руководитель и наставник, а близкий друг. Теперь она научилась многому, что помогло Марии Евгеньевне стать не только неплохим лицедеем, но, возможно, самому главному для того, чтобы стать учителем.
В студии они все делают вместе. И знают прекрасную тайну: «Не жди, когда в твоей жизни появится чудо. Сотвори его сам. Только над этим придется очень много поработать!» И чудеса случались! Как говорит Мария Евгеньевна:
- Научись все видеть и слышать и кое-чего не замечать. Не читай много нотаций - все равно не поможет. Не гонись за любовью детей, она сама тебя догонит. Не играй в друзья с детьми, а будь им другом. Если кто-либо похвалит тебя, проверь сам, верно ли это. Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
- По прошествии определенного срока работы в школе, - отмечает Ахапкина, - вспоминая себя на первых этапах, я пришла к выводу, что студент педагогического вуза должен очень внимательно слушать своих преподавателей (если преподаватели стоящие, конечно). Учитель, как артист, должен подмечать и запоминать многие приемы и методы ведения уроков старших коллег, их манеру общения с детьми, должен спрашивать совета в затруднительных ситуациях и никогда не быть самонадеянным. Приходя в школу в качестве учителя, мы снова начинаем учиться и проходим новый путь, довольно трудный и тернистый, нужно быть готовым к этому пути и опираться на тех, кто может помочь, чтобы через много лет стать хорошим педагогом и самому быть для кого-то тем ведущим в удивительный и сложный мир образования и воспитания.
Марии Евгеньевне повезло - в ее судьбе были такие преподаватели, чьи советы она готова вспоминать вновь и вновь. Они говорили: «Умей выслушать и услышать каждый ответ ребенка. Главное достоинство учителя - это чувство справедливости». Рассказывали много забавных случаев из своей практики и очень просили, чтобы студенты, придя в школу, не убили детей потоком знаний, пытаясь в первый урок показать им все, что знают. В детях надо, убеждали педагоги Ахапкиной, прежде всего видеть людей, разговаривать с ними по-взрослому. Ее научили: всегда нужно найти то, за что похвалить ребенка; самый большой порок учителя - это поверхностность; добро - это не намерение действовать, а само действие.
Ахапкина отметила свое первое десятилетие в школе. А Валерий Фредерикс, в прошлом директор ее школы, говаривал: «Первые 10 лет учитель только учит свой предмет». Значит ли это, что Мария Евгеньевна стала настоящим асом в профессии? Она смеется: «Признаться честно, чем дольше работаешь, тем больше хочется цитировать Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю!»
Но где же найти ответы на все тревожащие ее вопросы? Она читает. Главные критерии, по которым выбирает книги, - хочется, чтобы книга давала пищу для размышлений. Предпочитает психологические романы, например, Айрис Мердок, Джона Фаулза, у которого прочитала, кажется, все. Читает с удовольствием мемуары и воспоминания исторических деятелей, актеров и режиссеров (Константин Станиславский, «Работа актера над собой», Марк Захаров, «Суперпрофессия»), писателей («Золотая роза» Константина Паустовского, «Сказать почти то же самое. Опыты о переводе» Умберто Эко). Особенное впечатление произвели на Марию Ахапкину «Подстрочник» Лилианны Лунгиной и «Записки гадкого утенка» Григория Померанца. Очень любит она рассказы Моэма и пьесы Бернарда Шоу («За неповторимый тонкий юмор»), романы и рассказы Патрика Зюскинда «Контрабас» и «Повесть о господине Зоммере». Сейчас читает Достоевского -  «Бесы». Одно пугает, времени на чтение катастрофически нет!
Мария Евгеньевна - меломан. И это не только хип-хоп, к которому она пристрастила всех побывавших у нее на уроке. Верите, но учитель-рэперша мечтала стать скрипачкой! Говорит, соседи явно не разделяли с ней ее желание. И она увлеклась барабанами. Барабанила Мария Евгеньевна на всем, что попадалось под руку, так легче складывался ритм ее стихов и песен. Возможно, в глубокой юности эти попытки успехом не увенчались («На радость всех окружающих, я думаю!»), но девочка взрослела, и ее любовь к музыке взрослела тоже. Тем более Ахапкиной посчастливилось примерить на себя ипостась звукорежиссера и музыкального редактора студии «Дети до 16...». Теперь она смакует джаз 30-60-х годов (Диззи Гиллеспи, Бенни Гудман, Луи Армстронг, Дэйв Брубек и его чудесный квартет, особенно любит композицию «Take five»), наслаждается современными фанком, джаз-рэпом, фьюженом и блюзом. Обожает бардовскую песню, рок и электронную музыку в стиле house. Да и сама создает подчас чарующие электронные композиции, работая со звуком в различных программах для оформления спектаклей или готовя звуковые дорожки для кино.
А кино Ахапкина любит очень: «Служебный роман», «Покровские ворота», «Они сражались за Родину», «Война и мир» Сергея Бондарчука, фильмы Милоша Формана и Эмира Кустурицы. Не перечесть, но все-таки ее страсть - театр. И не только свой, но и Ленком, «Современник», «Сатирикон». Она ходит туда с учениками.
В своем конкурсном эссе Мария Ахапкина сравнила конкурс «Учитель года России-2015» с увлекательной игрой. «Для нас, участников, это будет сложный и напряженный, но интересный квест, а для организаторов - не менее трудная пошаговая стратегия. Одно я знаю точно, что когда объявят Game over и конкурс закончится, мы все будем вспоминать его как один большой бонус, подаренный нам нашей профессией. И каждый вновь пойдет своей дорогой к новым вершинам».
- Надо сказать, - отмечает педагог, - что существует некий стереотип: «конкурс отрывает учителя от непосредственной работы с учениками, мешает учителю погрузиться с головой в работу». Увы! Приходится признать! Я тоже была жертвой этого стереотипа. В процессе подготовки к конкурсу и во время участия мое отношение к нему кардинально изменилось. Да, конкурс - это трудно! Да, учителю приходится затрачивать много сил на то, чтобы проанализировать свой опыт, выполнить все требования и соответствовать критериям оценки! Но... Я знаю точно, что я до конкурса и после - это два разных учителя. Теперь я знаю и могу гораздо больше. И буду учить своих подопечных не бояться трудностей, преодолевать страх и идти вперед своим путем. Потому что это путь к развитию. Мне кажется, всем тем, кто боится конкурсных испытаний, надо чаще перечитывать замечательный гарик Игоря Губермана:
Жить, покоем дорожа, -
Пресно, тускло, простоквашно;
Чтоб душа была свежа,
Надо делать то, что страшно.
Планов у Марии Ахапкиной много: 1) окончить аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию; 2) написать серию учебников английского языка для 10-11-х классов (разных профилей - химико-биологического, физико-математического); 3) издать книгу сценариев спектаклей и шоу-программ в помощь классным руководителям и организаторам школьных праздников (сейчас пишет рубрику «Творческие рецепты» в «Мой профсоюз», но в дальнейшем ей хотелось бы оформить эти «рецепты» в одну книгу). И она уверена - все задумки реализовать ей удастся. Потому что она помнит главный урок, полученный ею в детстве в мамином кабинете среди портретов рыцарей и мушкетеров: все, что мы делаем во имя людей, делаем для людей. И это должно быть сделано хорошо.
Она ценит честность, любовь к миру и чувство юмора! Честность во взаимоотношениях, в отношении к труду, к своему делу. И считает, что просто-таки необходимо развивать в себе позитивное мышление. Это, конечно, сложно, но прогресс всегда двигали неугомонные мечтатели! В то время как пессимисты и сказочники находили тысячу причин для критики самых смелых идей.

Методический материал читайте на сайте «Учительской газеты»
http://www.ug.ru/method_category/217.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото),
Пущино, Московская область