...Место это в народе называют Потылихой. Маленький райончик Москвы, тихий и спокойный, похож на островок. Здесь не больше 10-12 жилых домов, среди которых и устроилась школа. Обычное такое типовое здание в виде буквы «П». Еще не так давно и внутренний вид в нем ничем не отличался от сотен тысяч других школ России.

Ну так вот, близость к «Мосфильму» и типичность побудили знаменитого режиссера осуществлять съемки именно здесь. Конечно, самой школе это принесло немало хлопот. И потому, отработав необходимое, Сергей Соловьев решил ее отблагодарить. Так в 80-е годы в 12-й школе появились 7 компьютеров.

- Конечно, мы сразу же постарались устроить у себя компьютерный кабинет, - рассказывает директор школы, отличник народного образования, почетный работник образования России Галина Парщикова. - И устроили, конечно, так, как сами разумели. Иначе говоря, не совсем правильно. Отдали под кабинет помещение, которое находилось в восточной части здания, да еще на первом этаже.

- А как надо было?

- Надо было учесть прежде всего, что дети в школе учатся всегда в первую половину дня. У нас всего 330 детей. Солнышко встает на востоке и всю первую половину дня светит в окна компьютерного класса. Дети, сидящие за машинами, повернуты лицом к экранам, то есть к окнам. И потому их надо было закрывать плотными шторами. В классе и был полумрак. Но учителю надо работать и с детьми, и с журналом и смотреть в свои записи... Кроме того, на тканевых шторах активно собиралась пыль.

Сегодня всего этого уже нет, картина совершенно иная! Год назад в 12-й школе осуществили капитальный ремонт. Вылился он, безусловно, в очень большие деньги. Расходы еще сильнее возросли, когда было решено приобрести и новую мебель. Мало того, закупить 33 компьютера, устроить два компьютерных класса и даже лаборантскую для них. Вот уже год у всего педагогического коллектива 12-й школы фамилия Бадил вызывает самые теплые, самые добрые чувства. Валентина Александровна - начальник управления образования Западного округа Москвы. Ремонт в школе, оборудование, да и само устройство компьютерных кабинетов, приобретение компьютеров - это ее непосредственная забота. А школе сегодня, без преувеличения, очень хорошо! Тепло, много света. Стены покрашены в нежные светлые тона. Светлая мебель органично вписывается в интерьер, вызывает приятное чувство, эстетическое удовольствие. На окнах - белые жалюзи. Современная мебель сегодня и в учительской, и в кабинете директора, и в приемной у секретаря, и в школьной столовой. Я обратила внимание и на то, как красив вестибюль. У входа - охранник, который пропустит в школу только при наличии документа, удостоверяющего личность.

Но вернемся к компьютерному классу. Дождавшись перемены, я зашла в один из двух. Двери обоих кабинетов, кстати сказать, железные, обитые кожзаменителем. Сам кабинет просторный, со светлыми жалюзи на окнах. Учитель информатики Ксения Мурашкина несколько озадачена:

- Не ждала вашего прихода. Что вам показать? Все устроено согласно санитарным правилам и нормам. Обратите внимание на линолеум. Он заглушает звук шагов, а главное - не горит. На окнах решетки с замками, которые легко открыть. Это на случай пожара.

- Ксения Борисовна, а где здесь запад? - задаю я вопрос, думая, что учитель может меня не совсем понять. Но она понимает сразу:

- Да, кабинеты оба имеют окна, обращенные на запад.

- У вас очень тепло. Форточку открыть проблемно?

- Вовсе нет. Но и надобности такой тоже нет, - вступает в разговор Галина Ивановна. - Вон видите, поверху справа кондиционер. Он выполняет несколько функций: очищает воздух, подогревает или охлаждает его. Чтобы в кабинете и во всех других классах было комфортно, мы подогреваем воздух в школе в течение ночи. Когда утром ребята приходят, у нас хорошо - тепло и не душно. За день помещение не остывает благодаря батареям, они все же не совсем хорошо, но греют. Да и дети дышат.

Я обратила внимание на светильники дневного света.

- Это специальные светильники - для компьютерных кабинетов, - подчеркнула Галина Парщикова. - Они расположены в четыре ряда. Класс просторный - семь на девять метров. Светлые, специально для компьютеров столы расставлены по периметру стен, все экраны «смотрят» на ребят, а «спиной» компьютеры повернуты к стене. Клавиатура расположена на столешнице чуть ниже, чем сам стол.

- Честно говоря, это не совсем удобно, - говорит Галина Ивановна. - Дети имеют разный рост: кто-то сильно согнулся над клавиатурой, кому-то все впору, а должно быть комфортно всем!

Прозвенел звонок на урок, и лаборантскую мы посмотрели, что называется одним глазком.

- Это комната размером четыре на шесть метров, - пояснила уже у себя в кабинете директор. - Там хранятся оборудование, таблицы, кассеты... Мы намерены обучить работе на компьютере абсолютно всех учителей. Сегодня только на столе у Ксении Борисовны есть компьютер, принтер, ксерокс, но скоро все это будет у каждого предметника.

В планах директора начать изучение компьютерной азбуки уже со 2-го класса. И это, конечно, потребует новых усилий. И в решении проблемы с мебелью в том числе. И с кадрами... Сегодня информатику преподают специалисты из МГУ. Они умеют работать со старшеклассниками. Но, как говорится, охота пуще неволи.

Когда «охота» - все преодолеется.

...Уже покинув школу, я подумала, вот беда, забыла спросить, заглядывал ли сюда Соловьев после ремонта. Скорее всего нет. А то бы порадовался. Но то, что компьютерная грамотность началась здесь с его подарка, никто не забудет. Никогда.

Юридический ликбез

Правомерно ли требование администрации учебных заведений о полной материальной ответственности учителя, заведующего кабинетом информатики за все компьютерное оборудование класса, а часто и школы, их аргумент: «Вы получаете доплату как инженер». «Интересно, существует ли судебная практика взыскания полной стоимости украденного компьютерного класса или компьютера с учителя?» - такой вопрос задал в своем письме учитель. Ответить на него любезно согласился юридический отдел компании «Гарант».

Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, и Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. №85 (документ зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2003 г., регистрационный №4171). Такие должности, как инженер и учитель, в этот перечень не входят. Поэтому с вами не может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Однако нельзя забывать о том, что помимо полной материальной ответственности на работников может быть наложена материальная ответственность за ущерб, причиненный работодателю. Согласно статье 238 ТК РФ, материальную ответственность за прямой действительный ущерб несут все работники, т.е. лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, независимо от их организационно-правовой формы, а также от последующего увольнения за причиненный им ущерб. По общему правилу за причиненный ущерб работник, в вашем случае учитель, несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (статья 241 ТК РФ).

В случае возникновения конфликта необходимо обращаться в территориальное управление образования.