Наша школа в районе Капотня стала социокультурным центром, территориальная удаленность от центра Москвы играет свою роль, поэтому у нас сильно развиты центр дополнительного образования, платные образовательные услуги для всех участников образовательного процесса, предметное обучение, музейная деятельность и ученическое самоуправление.
Помимо изучения разных предметных областей в школе у нас есть возможность поучаствовать в государственно-общественном управлении (соуправлении) учреждением. Например, я для себя выбрала участие в школьном ученическом самоуправлении, благодаря которому, на мой взгляд, и может происходить стремительное развитие личности, формирование гражданской позиции и ответственности у ребенка.
Мое школьное ученическое самоуправление развивается очень динамично, за достаточно короткий промежуток времени у меня как у лидера появилась настоящая команда, грамотно сформированный сплоченный коллектив, который главной целью своей работы видит развитие каждого школьника в учреждении. Как это сделать? Мы реализуем множество проектных инициатив в области воспитания и социализации, в области развития предметных и метапредметных компетенций. В работе своей команды я изначально сделала акцент на создание командного духа (основа в работе - это принципы коллегиальности, учета мнений всех участников) и особой, дружной атмосферы. Человек всегда ищет, что ему нравится; выбирает, где ему приятнее работать, я считаю, что залог успеха прежде всего комфортные условия, которые мотивируют познавать новое, двигаться вперед и достигать поставленных целей. Под комфортными условиями я подразумеваю конкретно психологический климат в команде, зависящий от каждого, кто в ней находится. От меня как от лидера требуется особый подход в работе, мне необходимо было установить порядок и правила, по которым вместе мы будем двигаться по траектории к выполнению задач, уделять особое внимание человеческим отношениям, принимая каждого члена команды прежде всего как человека, имеющего собственный имидж: свою позицию и взгляды, идеи и мысли, желания и амбиции. Через некоторое время я увидела плоды своих действий. Детям необходимо внимание, основное время они проводят в школе, поэтому вниманием, конечно, их могут обеспечить классные руководители, учителя-предметники, социальные педагоги, привлекая к разной деятельности, но, на мой взгляд, лучше всего ученика может понять только ученик - изначально в работе с командой я это учла. Сейчас же создание и сохранение атмосферы в коллективе - то естественное, что уже выработано в каждом из ребят.
После осознания необходимости сохранения теплоты в команде появилась и результативность в работе. Команда стала работать как один механизм, без перебоя, «поломок» и недопонимания. Можно сказать, что со временем пришло то ожидаемое понимание без слов. Мы решали проблемы, связанные со школьными делами, проводили всевозможные мероприятия, участвовали в проектах и выступали на окружных конкурсах, а главное - абсолютно все мы делали вместе. Любые решения, разговоры и беседы проходили в бурном обсуждении, где каждый мог высказать свою точку зрения, идеи и предложения, что впоследствии приводило к оптимальным решениям тех или иных проблем.
Помимо работы в команде школьного самоуправления в 2015-2016 учебном году я стала председателем окружного актива Юго-Восточного округа - уже сформированного коллектива, который тоже работает без сбоев, слаженно и качественно в рамках деловых коммуникаций, одним из приоритетов для нас стало создание и поддержание атмосферы, которая будет приятна каждому. Я думаю, что желание ребят действовать слаженно и результативность работы во многом достигаются благодаря климату, который никого не может оставить равнодушным. В таком коллективе приятно и хочется работать, а это самое главное. Таким образом, результативность и эффективность работы команды целиком и полностью зависит от взаимоотношений внутри ее.
Школьное самоуправление, с точки зрения психологического фактора и воздействия на ребенка, источник получения навыков в работе и конкретно в команде, где от каждого последующего действия зависит результат всего коллектива. Оно помогает правильно анализировать ход действий товарищей, понимать поведение людей в тех или иных ситуациях, накапливать опыт и выпускать ребят из школы уже с хорошо развитым эмоциональным интеллектом. Образовательное учреждение благодаря ученическому самоуправлению полноценно подготавливает учеников к будущему, где уже, возможно, от каждого последующего действия будет зависеть результат не только коллектива, но и всей страны.

Рената МУКСИНОВА, председатель школьного ученического совета «Лидер» школы №1996