В своей практической работе педагога-психолога я каждый день сталкиваюсь с множеством трудностей, которые испытывают родители в общении, воспитании и развитии своих детей. С каждым днем увеличивается количество обращений, связанных с особенностями эмоционального развития детей, поведенческими проблемами, трудностями в обучении. Во многих семьях по разным причинам увеличивается конфликтность и недопонимание, что приводит к нарушению эмоционального контакта между членами семьи, увеличению дистанции и потере доверия. Зачастую родители оказываются заложниками своих собственных личностных ограничений, стресса, отсутствия необходимых ресурсов и поддержки. Родителям нужна помощь, они ищут ее, но, желая найти ответы на волнующие их вопросы, получить необходимые знания, не всегда могут это сделать в одиночку. На поиски часто уходит много времени, и не всегда появляется опыт, не имеющий последствий.
В нашей образовательной организации №1005 «Алые паруса» выстроено профессиональное сопровождение семей воспитанников и обучающихся. Эта модель работы позволяет осуществлять непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей от 1 до 17 лет, их семей, оказывать им необходимую поддержку и помощь. Родители могут обратиться за индивидуальной консультацией по проблемам разрешения внешних и внутренних конфликтов, по любым вопросам воспитания и развития своих детей, а также по созданию комфортной и экологичной, предметно-развивающей среды дома. Наряду с этим на базе нашей образовательной организации создан и уже 7 лет продолжает свою работу детско-родительский клуб «Мы вместе». В начале работы у нас была идея создания группы поддержки для родителей, куда они могли бы приходить и делиться своими трудностями, неудачами, победами и положительным опытом. Мы следили за динамикой встреч и обратили внимание, что, когда у встречи была тематическая направленность, родителям было легче открываться друг перед другом, быстрее появлялся диалог, так что было принято решение все встречи сделать тематическими.
Выбирая тему встречи, мы руководствовались актуальностью и запросом конкретных родителей, выбирали интересный формат встреч, старались сделать их максимально понятными и интерактивными, создавали комфортную, теплую и доверительную атмосферу, ввели традицию совместного чаепития.
В процессе работы было принято решение сделать родительский клуб детско-родительским, чтобы у каждого члена семьи было свое принимающее пространство и возможность развиваться, что в свою очередь сразу увеличило количество участвующих в мероприятиях семей.
Детская группа в процессе трансформации превратилась из простого развлечения в ритмически организованное занятие, наполненное эмоциональными и сенсорными играми, направленное на стимуляцию активного проявления каждого ребенка в общей игре и развитие его эмоциональной, коммуникативной сферы, а также саморегуляции. Кроме этого задачами развивающих занятий детской группы стали:
    формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
    формирование образа себя через двигательные, тактильные,    вистибулярные и другие ощущения;
    стимуляция коммуникативной и речевой активности;
    развитие произвольной регуляции.
Занятия проводят несколько педагогов по заранее запланированной развивающей программе, учитывающей основные направления развития, индивидуальные особенности и возраст детей. Дети приходят на детскую группу одни или в сопровождении взрослого (родителя или близкого родственника). Такие развивающие занятия полезны всем категориям детей, в том числе детям, имеющим особенности в развитии и особые образовательные потребности. В такой интегративной среде любой ребенок может найти понимание, поддержку и интересную деятельность, в которую захочет включиться.
Сегодня встречи детско-родительского клуба проходят после тщательной подготовки и планирования дважды в месяц в двух отделениях нашей образовательной организации (дошкольное отделение и школа). Мы проводим предварительную регистрацию участников, формируем детскую группу с учетом индивидуальных особенностей детей.
На учебный год мы планируем 18 тематических встреч, выбранных большинством родителей. В дошкольном отделении (в отличие от школы) встреча проходит одновременно в двух группах (взрослой и детской) в течение часа, затем дети с родителями имеют возможность получить совместное удовольствие от чаепития в домашней, доверительной обстановке (общая продолжительность встречи 90 минут). У родителей в это время есть также возможность задать вопросы специалистам по обсуждаемой теме, подискутировать, получить рекомендации.
Эта форма работы очень важна и ценна для нас и наших родителей. В нашей базе постоянных посетителей находятся более 400 семей, которые, выбирая наиболее актуальные темы для себя, приходят к нам всей семьей, чтобы побыть среди единомышленников - таких же родителей, как они сами, получить нужную информацию для себя, почувствовать себя принятыми и успешными. Это позволяет им лучше понимать себя и своих детей, развиваться дальше, активно исследовать, экспериментировать и создавать гармоничные отношения в семье, наполненные добротой, принятием и любовью.

Анастасия КРЮКОВА, координатор психолого-социально-педагогической службы, педагог-психолог
школы №1005 «Алые паруса»