Я невольно залюбовалась фасадом, пришкольным двором. Права моя попутчица: особый дух из этого строгого, полувековой давности здания. И уж точно не спутаешь его ни с фирмой, ни с жилым домом. Школа это! Точнее, Лицей информационных технологий № 1533. Основательность чувствуется уже с порога. У самого входа - дежурный. Нет, не этакий широкоформатный молодец, какие стоят нынче в любой школе, словно на охране режимного предприятия. Этот встретил меня с улыбкой на столь интеллигентном лице, что я решила: должно быть, один из учителей. Проверив мое удостоверение, он пододвинул ко мне специальный журнал. Я написала свою фамилию, имя, отчество и название газеты. Теперь давайте я вас провожу, еще раз улыбнулся он, взглянув на монитор. На экране я увидела краем глаза пустой школьный двор. Ага, догадалась я, все просматривается: кто идет, что в руках держит, в наше время это совсем даже не лишнее дело.

Кабинет директора Татьяны Кравчук встретил меня... громкими криками попугая. Изумрудный красавец, как я увидела потом, радостно встречает так всех, кто заходит к Татьяне Петровне. Рядом с клеткой на черном кожаном диване, покрытом меховой бараньей шкурой, лениво потянулся совершенно роскошный, огромный рыжий кот. Честно говоря, и его морда показалась мне абсолютно интеллигентной.

- Вообще-то он нахал, - перехватила мой взгляд директор. - Без зазрения совести укладывается на мой стол. Но он же любимчик и хорошо это понимает. Нет в нашей школе ребенка, который не уважал бы «это величество».

- Характер хороший! - угадала я.

- И стресс снимает, - согласилась Татьяна Петровна. - На третьем этаже у нас много птиц живет. Мы вообще стараемся сделать все так, чтобы школа была домом.

«Ах вот зачем кот и птички», - поняла я.

- Вы кабинет под названием «Мамина-папина комната» успели заметить? - прищурила глаза директор. - Ну так пойдемте!

Подхватив блокнот и диктофон, я отправилась смотреть лицей. Но когда Кравчук подвела меня к двери с табличкой «Мамина-папина комната», я слегка остолбенела: я же подумала, что столь домашнее название кабинета - негласное, а оно оказалось - на самом деле. Классных руководителей в лицее нет, но есть кураторы. Иначе говоря, родные и заботливые мамы-папы. Кабинет очень уютный. Но еще уютнее выглядит учительская.

Очень красивый стол, как мне показалось, с дубовой столешницей, а рядом - такой же журнальный столик. Два мягких синих кресла у окна с тонкой, ажурного переплетения голубой тюлью и два маленьких диванчика, покрытых русскими половичками. Учитель физики Владимир Минаев машет рукой:

- Все это куплено за небольшие деньги в магазине, когда была распродажа. А столешница вообще досталась даром от одной родительницы, чья фирма меняла мебель. В школу их тогда привезли так много, что хватило на специальные столы в компьютерных кабинетах. Делали эти столы мы сами, учителя-мужчины. И так называемый работник по дому. Отодрали железные ножки от старых столов, настолько старых, что даже где-нибудь на даче пристроить их не удалось бы. Напилили новые столешницы и прикрутили к ним ножки.

...Я увидела эту «новую» мебель в кабинете, где преподает компьютерную графику Наталья Платонова. Мебель мне очень понравилась. Столы настолько широки, что вполне умещаются и компьютер, и клавиатура. И ведь сами сделали!

Кабинет вообще-то небольшой. Однако занимаются в нем 15 ребят. В лицее классы маленькие. Учеников всего 420, 22 класса с восьмого по одиннадцатый. На окнах в кабинете Натальи Сергеевны - белые жалюзи, они закрыты. На потолке я заметила две люстры Чижевского, их включают на переменах. Такие люстры, как мне объяснили, есть во всех кабинетах, где стоят компьютеры.

Сейчас глубокая осень, батареи работают хорошо, в классах тепло. Я попросила открыть форточку (сделала это специально). Моя просьба была сразу же удовлетворена, и я убедилась, что форточка не заколочена.

- Наталья Сергеевна, какой совет вы могли бы дать нашим читателям, учителям, которые тоже заведуют компьютерными кабинетами в своих школах и заботятся об улучшении? - спросила я перед тем, как попрощаться с Платоновой.

- Нужен техник, - не задумываясь, ответила она. - Обязательно должен быть в школе человек, который обслуживал бы технику. У нас с этим нет проблем. К нам приходят наши бывшие ученики, получившие и получающие специальное высшее образование в МГУ или Бауманке. Они и помогают обслуживать машины. Думаю, что в массовой школе таких людей нет, а техники должны быть. Это очень важно!

Мы с Татьяной Петровной вернулись в ее кабинет. И вместе с научным директором кандидатом технических наук Александром Гиглавым они продолжили рассказ о лицее. Этот статус школа получила в 1991 году. А с 1972 года здесь был учебно-производственный комбинат, где ребят готовили для работы с вычислительной техникой. Сюда приезжали со всей Москвы. Двадцать лет назад здесь появились первые компьютеры «Ямахи». Динозавры, можно сказать. Через УПК прошли за все годы его существования 12 тысяч детей. А Лицей информационных технологий, сокращенно ЛИТ, гордится тем, что выпустил 1300 ребят. Тоже немало, но дело не в цифре. Дело в том, какие это ребята! Большинство стали студентами самых престижных вузов страны. Но и это еще не все.

- У меня учатся такие парни, каких больше нет нигде, - авторитетно заявил Александр Владимирович. И рассказал историю Алешки. У него ДЦП, он ездит в лицей из Митино, это очень далеко. И ведь болезнь-то надо было преодолеть! Надо было взрастить в себе сначала хрупкий, потом все более сильный и крепкий росток, который называется мужеством. И это еще не все. Лицеисты не кичатся тем, что они в «компьютерах круче всех». Конечно, это во многом потому, что в школе культивируется домашняя обстановка. Простые, теплые отношения, в которых равнодушие и заносчивость не имеют почвы. Многие ребята участвуют в выпусках газеты «КаЛИТка». Журнал тоже имеет такое же название. Традиционными стали здесь научные семинары «ЛИТосфера». Частица ЛИТ, или аббревиатура, если угодно, здесь возведена в культ. И в кабинете директора, и в коридорах на журнальных столиках - повсюду - я видела улиток, поскольку уЛИТка - символ лицея. Это и игрушки, и рисунки, и сувениры. Их привозят и дарят лицею со всего света, где знают о нем. Их дарят и выпускники, и гости, и ученики, и учителя. Учителей в лицее 64, из них 12 - преподаватели специальных дисциплин, вплоть до менеджмента информационных систем. Но в лицее с предельным уважением относятся и к общеобразовательным предметам. Ребята любят и с усердием занимаются математикой - 8 часов в неделю, английским языком - 4 часа.

В лицее разработан для учеников 8-го класса свой «Дневник», на первой странице которого - такие слова: «Мы очень дорожим чувством общего Дома». И дальше в нем информация о жизни лицея, о том, что школу завтрашнего дня здесь воспринимают не по модели «учитель-пилот с учениками-пассажирами», а по модели «учитель-исследователь с учениками-ассистентами». Лицеисты самостоятельно выбирают темы дипломных работ. В дневнике сообщается, кто есть кто в администрации лицея, есть маленький рассказ о его истории. Мне очень понравился стиль этого рассказа: «1999 год. Расширяется компьютерная экспансия. Вычислительный центр продолжает оккупировать второй этаж и даже полностью захватил 203, 204, 205-ю аудитории».

У ребят 9-х классов тоже есть свой особый «Дневник», где кроме расписания занятий, оценок учителя тоже есть рассказ об истории лицея. Из этого же дневника лицеист узнает о том, что в первой декаде сентября обязательно вся школа идет в поход с ночевкой в подмосковные леса. Такие походы сильно сплачивают, дают ощущение товарищеского локтя. В октябре в лицее празднуется хэллоуин, а в феврале проходит первенство по волейболу. 1 апреля, конечно же, День смеха, а 25 мая - Праздник Последнего звонка.

Совершенно замечательно выглядит одна из страничек где-то в середине «Дневника»: «Лицеист, впереди Новый год. Елка, смех, мишура... Остановись и вспомни: скоро зачеты, контрольные, неликвидированные «хвосты» и немой вопрос в глазах родителей. Возьми себя в руки, собери волю в кулак».

...Я провела в Лицее информационных технологий несколько часов. Уже на пороге помахала рукой попугаю. Кот отошел от директорского компьютера, но даже не взглянул на меня. Я грустно улыбнулась. Уходить от этой доброй компании не хотелось совсем.