Следует отметить, что детям интересно не только творить из природного материала, но и собирать его. Это увлекательный процесс, развивающий способность к наблюдению, бережное отношение к природе и выступающий как средство познания окружающего мира. В процессе сбора природного материала у детей наглядно выстраиваются причинно-следственные связи (почему из желудя вырастает дуб, а из шишки - ель, почему от ветра деревья гнутся, но не ломаются). При этом дети учатся различать такие понятия, как часть и целое: ветка или листик - часть дерева. Кроме этого природный материал ярко показывает основные признаки времен года, например, то, что осенью листья желтеют, краснеют и опадают.
Собранный материал ребенок подолгу рассматривает, перебирает, ощупывает. Самомассаж рук грецкими орехами, шишками, каштанами оказывает общеукрепляющее и расслабляющее воздействие, дети не только с помощью зрительного анализатора, но и тактильно-кинестетических ощущений запоминают, например, разную форму листьев и плодов (у кленового листочка она остроконечная, у осинового - округлая; орехи - круглые, желуди - овальные).
Рассмотрение листочков деревьев у каждого рождает свою ассоциацию, мы мысленно отвечаем на вопросы: на что похож этот листик? Что нужно добавить к нему, чтобы получилась рыбка/бабочка? Сформулировав замысел, ребенок приступает к работе. Тут очень важна наша помощь - нужно обговорить, спланировать работу с ребенком, выбрать инструменты и способы, необходимые для достижения цели, вопросы: «Что ты уже сделал? Что тебе осталось сделать?» в середине работы позволяют увидеть, удерживает ли ребенок предварительно составленную программу или нет. Это оказывает влияние на формирование внутреннего плана действий, который определяет осознанность и целенаправленность всей практической деятельности. Именно так появились в нашей коллекции работы под названием «Осенняя фантазия».
Творческая деятельность, сопровождаемая стихотворным или прозаическим текстом (С.Богдан «Осень золотая», А.Тесленко «Листопад», Г.Сапгир «Ходит осень»), а также музыкальными композициями (П.И.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года»), благоприятно влияет на художественно-эстетическое воспитание ребенка. Включение музыкальных отрывков в качестве динамических пауз позволяет снять напряжение и развивать чувство ритма, ведь дети, увидевшие своими глазами такие природные явления, как дождь, ветер, листопад, охотно передают эмоциональную составляющую музыки при помощи движений.
Следует отметить, что значительную помощь в отработке лексико-грамматических конструкций в рамках лексических тем «Осень», «Деревья. Кустарники», «Животные. Насекомые. Птицы» оказывает работа с природным материалом. Одновременно с конструированием или аппликацией можно отработать навыки словоизменения и словообразования:
    образование относительных прилагательных - березовый, осиновый, дубовый, рябиновый, кленовый лист;
    согласование существительных с прилагательными - кленовая ветка, кленовый лист, кленовые семена;
    согласование существительных с числительными - один дубовый листочек, два дубовых листочка... пять дубовых листочков; одна рыбка, две рыбки... пять рыбок.
В старшей и подготовительной группах можно включить речевой материал для развития лексико-семантической системы ребенка, например, отработать фразеологизм «дрожит как осиновый лист» (очень боится) при создании аппликаций из осиновых листьев.
Таким образом, работа с природным материалом позволяет развивать психические познавательные процессы: восприятие, воображение, память, внимание, мышление, - а также тонкие дифференцированные движения пальцев рук детей дошкольного возраста во взаимосвязи с речью оказывают влияние на сенсорное развитие ребенка, обогащая его жизненный опыт.

Раиса ОДИНЕЦ, воспитатель дошкольного отделения школы №1005 «Алые паруса»