Имена места проживания выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида происходит крайне редко, в основном после окончания школы они остаются жить и работать в своей местности. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций своего города особенно важно для детей и подростков с умственной отсталостью и имеет для них огромное практическое значение. Изучение родного края способствует духовно-ценностному развитию учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
Проблемой краеведения в специальных (коррекционных) школах VIII вида на разных этапах развития общества занимались В.Воронкова, Е.Вишнякова, А.Гусев, А.Граборов, А.Данилова, К.Муратова, Т.Лифанова, Г.Дульнев, Л.Петрова, З.Свиридова, Т.Пороцкая, Е.Соломина, А.Усвайская и другие ученые. В своих работах авторы отмечают, что привлечение краеведения в учебно-воспитательный процесс способствует не только общему развитию умственно отсталых учащихся, формированию у них познавательного интереса, расширению кругозора, но и позволяет более эффективно корригировать недостатки познавательной деятельности и улучшать их социальную адаптацию. Д.С.Лихачев писал о том, что «краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».
Учитывая значимость знаний о своей местности для умственно отсталых школьников, программы специальных (коррекционных) школ VIII вида содержат краеведческий компонент, который реализуется на протяжении всего периода обучения. В пояснительной записке к Программе для 5-9-х классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.Воронковой, указано, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей - важная составная часть курса, особое внимание уделено краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники изучают те периоды становления своей малой родины, которые рассматривают в отечественной истории.
Разнообразная деятельность по изучению родного края - источник для широкого и всестороннего обогащения чувственного опыта умственно отсталых детей. По мнению Т.Лифановой, изучение своей местности помогает сформировать у умственно отсталых школьников более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение разнообразными знаниями, включает учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности. Важность краеведческой работы в овладении умственно отсталыми учащимися культурой поведения в природе, в формировании у них умения правильно себя вести во время стихийных бедствий подчеркнута в ее работах. Одной из первых научных работ, посвященных организации краеведческой работы в школах для детей с нарушениями интеллекта, стала диссертация К.Муратовой «Краеведческая работа во вспомогательной школе и ее коррекционно-воспитательная роль», написанная более 30 лет назад.
Активное включение старшеклассников в краеведческую деятельность позволяет каждому школьнику получить жизненно важные знания, умения и навыки, формирует ценные качества личности, раскрывает и развивает индивидуальные способности, чувства коллективизма, содружества, сотрудничества. В специальной (коррекционной) школе VIII вида краеведческие темы раскрывают с первого по девятый класс при изучении различных дисциплин. На разных годах обучения содержание краеведческой работы, формы, методы и приемы ее организации меняют в зависимости от возрастных особенностей и возможностей умственно отсталых школьников. По мнению А.Гусева, Т.Лифановой, Т.Пороцкой, такую работу в школе для детей с умственной отсталостью следует проводить организованно, по определенной системе. Только в этом случае, подчеркивают ученые, она может быть высокоэффективной.
Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Таким образом, занятия, проводимые с использованием краеведческого материала, способствуют формированию у учащихся с умственной отсталостью доступного их сознанию и развитию материалистического представления о связи предметов и явлений в окружающем их мире.

Валентина ЦЕБРУК, дефектолог дошкольных отделений школы №1005 «Алые паруса»