В прошлом году у нас серьезно изменились учебные планы первого курса по направлению «Педагогическое образование». Не отказываясь от фундаментальной подготовки, мы стараемся учесть, что наши выпускники будут работать в школе, один из видов деятельности и в классической филологии, и даже у журналистов, которые составляют значительную часть нашего факультета, - педагогический. Мы усилили блок гуманитарных дисциплин, например, на филологическом факультете иностранный язык впервые будут изучать в таком объеме и по оригинальным методикам, мы будем использовать интенсивные образовательные технологии, чтобы люди заговорили на иностранном языке, а не просто изучали теорию. На разных факультетах введен модуль «Речевые практики», который поможет развитию устной и письменной речи, ведь невозможно представить себе учителя, не умеющего говорить, пишущего с огромным количеством ошибок. Особенностью этого года стало то, что студенты работают в программе Moodle, ежедневно выкладывая туда свои размышления, задания, накапливая портфолио. В Moodle преподаватели будут править речь, а не только проверять содержательный аспект, они помогут студентам вырасти над собой и повысить грамотность.
Практика у студентов начнется уже во втором семестре, но, по сути, это будет даже не практика, а форма подготовки будущего специалиста, когда он все время связан со школой. Конечно, у нас будут теоретические занятия, без этого нельзя, но очень большая часть подготовки перейдет на базу школы, где мы будем изучать практику и теорию, в том числе модули филологических дисциплин. Нынешние учебные планы предполагают блочно-модульное построение, часть содержания будет вынесена на практику, часть будет интегрированной, представленной блоками содержания, которые раньше вели разные кафедры. Порой преподаватели читают свои дисциплины вне зависимости от остальных, даже преподаватели одной кафедры редко согласуют друг с другом учебные программы. В результате получается масса повторений. Теперь нам предстоит сесть рядом, составить общие программы, «отжать» эти повторения и распределить материал по различным уровням в соответствии с теми задачами, которые надо решить. Мы считаем, что право построения образовательной программы принадлежит студенту! Ему входить в эту жизнь, на профессиональный рынок, он сам должен понимать, что ему нужно «набирать» в вузе, чтобы потом быть успешным в трудовой жизни. После освоения программы бакалавриата студент может пойти в магистратуру, где предлагают материал повышенной сложности. В результате происходит дифференциация всего материала в связи с задачами сферы труда и индивидуальными особенностями студента, в поточной системе обучения такие задачи решены быть не могли. Теперь всем академическим кафедрам нужно взаимодействовать с практикой, необходимо один и тот же курс по-разному ориентировать на будущих учителей и на будущих филологов. Я хорошо знаю наш факультет, наши традиции, научные школы, которые здесь сложились, преподавателей, которые практически живут в университете. Но традиция превратится в путы, если мы не будем, опираясь на нее, двигаться дальше.