Открытые музейные уроки дают возможность учащимся расширить знания о ремеслах на Руси, о влиянии ремесел на развитие отдельных промыслов, о связи ремесел с культурой и многими современными профессиями, знакомят с самобытным творчеством народных мастеров, которое по праву стало предметом национальной гордости России. Последовательное проведение цикла занятий в музее воспитывает музейную культуру, ребята осознают необходимость приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе, с друзьями, с семьей.
Желание познать основы художественного ремесла может повлиять на дальнейшие увлечения ребят, на выбор профессии в будущем. Возможно, сегодняшние дети в будущем внесут уникальный вклад в развитие декоративно-прикладного искусства, которое определит лицо нашего города. В мероприятии приняли участие 235 школьных музеев и 259 педагогов, были представлены разнообразные формы музейных уроков: экскурсия в музей, мастер-класс по ремесленному искусству, костюмированный урок, интерактивная экскурсия с элементами мастер-класса, слайд-программа.
В школе №30 имени К.А.Микаэльяна состоялись открытые музейные уроки, которые провели учителя начальной и старшей школы на базе школьного музея «История русского быта и народных промыслов». На уроке были использованы музейные предметы: слайды, презентации, комплекты фотографий о предметах быта славян, опорные конспекты для групп. В музее «Русское подворье» в школе №1101 в форме этнического праздника с использованием музейных предметов состоялись открытый музейный урок «Русь праздничная», который дал возможность расширить и закрепить знания о русских традициях, быте и ремеслах, выступление фольклорного ансамбля, обучение игре на народных музыкальных инструментах «Ах, эти дивные звуки!». Ученики школы показали театрализованное представление, декорациями для спектакля послужила постоянная экспозиция музея. В рамках урока были проведены мастер-классы «Бумажная фантазия» (поделка из бумажных тарелок), «Сувенирный двор» (работа в технике декупажа), «Затейливый наряд» (роспись русской матрешки), «Нежно-голубое чудо» (работа в технике гжельского искусства), «Пряничная радуга» (роспись пряника). В празднике приняли участие ученики, их родители и жители микрорайона.
В музее «Печки-лавочки» школы №1948 «Лингвист-М» детей пригласили на открытые музейные уроки в начальных классах. Второклассники на уроке изобразительного искусства ознакомились с промыслами России (гжель, хохлома, жостовская роспись), о промыслах им интересно рассказали юные экскурсоводы. После знакомства с промыслами ребята разделились на артели и самостоятельно расписали предметы. На уроке развития речи учащимся третьего класса предложили вспомнить о том, какие предметы быта использовали в русских народных сказках. Разделившись на группы, ребята перешли к интерактивной работе в музее, по заданиям в кейсах искали музейные предметы по описанию, а затем защищали предметы. Учащиеся представили гончарное, кузнечное ремесла, плетение лаптей, выделку кожи, прядение шерсти. Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы младших школьников, но и способствует их всестороннему развитию, а наличие незнакомых предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. В историко-краеведческом музее «История школы в истории Бутова» состоялся интегрированный урок истории и мировой художественной культуры на тему «Архитектурные школы Древней Руси». Дети смогли ознакомиться с особенностями традиций строительства в древних городах Киевской Руси, Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств. В ходе урока были продемонстрированы интересные музейные предметы - фрагменты старинных кирпичей с клеймами ремесленников - изготовителей этих кирпичей, а также фрагменты древних белокаменных плит. Именно этот белый камень подмосковного происхождения шел на строительство древнейших сооружений Москвы, которая в те времена получила название Белокаменной. На мастер-классе «Традиции русского письма» в музее все желающие могли ознакомиться со старинными книгами ХVIII столетия, попробовать почитать на церковнославянском языке и, конечно, попытаться написать несколько строк пером и чернилами. В краеведческом музее «Жили-были славяне» учителя истории провели интересное занятие «Славянские традиции и быт», учащиеся 7-го класса узнали много нового о том, как жили наши предки, какие праздники отмечали, как было устроено жилище, во что верили славяне и как боролись с невзгодами, после окончания урока состоялся мастер-класс «Русская старинная игрушка», где дети своими руками из обрезков ткани создали настоящую игрушку наподобие тех, с которыми играли их сверстники много столетий назад. В эколого-краеведческом музее «Родная земля» на едином уроке «История и традиции кузнечного дела» учащиеся смогли не только подержать в руках уникальные образцы кузнечного мастерства позапрошлого столетия, но и узнать предназначение этих предметов. Не осталась в стороне и начальная школа: учеников 2-4-х классов пригласили на открытые уроки «История стекла на Руси», «История фарфора» и «Гончарное дело», где они узнали, как создают красивые изделия из натуральной глины, что такое техника фьюзинг, как расписывают фарфор, смогли рассмотреть и подержать в руках музейные экспонаты и авторские работы, выполненные учителем, в студии изобразительного искусства «Витраж» педагог показал мастер-класс по оформлению плечиков для одежды под гжель.
В гимназии №1576 захватывающим зрелищем стали два игровых костюмированных урока для обучающихся 1-4-х классов и мастер-класс для группы продленного дня 2-3-х классов по теме «Матрешка - душа России». Актовый зал был украшен вышитыми рушниками, павловскими платками, тут были выставки ремесел: гжели, хохломы, жостова, дымковской игрушки и книг, посвященных народному прикладному искусству, на сцене - стол с самоваром, глиняная и деревянная посуда, на полу - самотканые дорожки, макет русской печи с чугуном и ухватом. Весь урок сопровождал показ слайдов по темам «Ярмарка», «Русская изба», «Гжель», «Хохлома», «Жостово», «Дымковская игрушка», «Павловский платок», «Матрешка», «Деревянная игрушка». На сцене обучающиеся третьих классов в русских народных костюмах разыграли прибытие на ярмарку мастеров со своими изделиями, с песнями, игрой на ложках, шутками и частушками показывали и рассказывали о своих изделиях.
В Центре развития и дополнительного образования «Мир увлечений» школы №2010 МОК «Марьино» учащимся 1-2-х классов показали открытый музейный урок «Осенняя ярмарка», он стал интерактивной экскурсией с элементами мастер-класса, которую провели педагоги дополнительного образования Е.Климанова и Е.Косенко. Школьники смогли переместиться во времени на 100 лет назад, окунуться в атмосферу ярмарки, на которой были представлены не только осенние дары природы, но и результаты труда рук человеческих - изделия народных промыслов: павловопосадские платки, керамическая посуда, глиняная игрушка, деревянная резная игрушка, плетеные пояса, тряпичные куклы и многое-многое другое. Посетители ярмарки увидели представление бродячего театра, потешные кулачные бои, смогли прогуляться по ярмарке и рассмотреть изделия народных мастеров, затем их пригласили в избу, чтобы ознакомить с крестьянским бытом и домашними ремеслами, с женскими рукоделиями, они изготовили тряпичную куклу и расписали глиняную игрушку, которые унесли с собой в качестве сувенира. Учащиеся младших классов активно включились в игру, увлеченно работали на мастер-классах.
В музее техникума сервиса и туризма №29 «История русского костюма от древнеславянского до современного» в рамках цикла мероприятий, посвященных 75-летию профессионально-технического образования, предложили интерактивную экскурсию с элементами мастер-класса «На золотом крыльце сидели...». Педагоги и обучающиеся объединили в экскурсионной программе два направления единого открытого урока:
    «Ремесла и профессии: Истоки. Традиции. Современность»;
    «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров».
Более 70 учащихся побывали в гостях в техникуме, школьники с преподавателями общеобразовательных школ района «Марьино» и других московских образовательных комплексов ознакомились с созданием системы профобразования, возникновением и развитием профессий и специальностей, их приветствовали и сопровождали обучающиеся в народных костюмах российских губерний. Музейному уроку предшествовал показ современной яркой коллекции одежды с традиционными народными мотивами «Краса России», театром мод техникума, затем группы начали путешествие по выбранному маршруту.
Гости музея, путешествуя по станциям, выяснили, какие нововведения внес Петр I в одежду дворян (основные стили и направления в костюме), ознакомились с историческими эпохами, путешествовали во времени, вспомнили героев сказки А.С.Пушкина «О царе Салтане», подержали в руках старинный утюг, поддерживающий температуру с помощью углей, заглянули в «волшебное зеркало», обрамленное резной деревянной рамой, удивились первому электрическому аппарату, с помощью которого проводили перманентную завивку, научились заплетать косу, как в сказке «Варвара краса - длинная коса», своими руками смастерили обереги - куклу и птицу счастья, провели интерактивный форум, который и стал подведением итога всей экскурсии. Два часа прошли познавательно, интересно и весело.
Городские открытые музейные уроки дают возможность ознакомить школьников с профессиями и специальностями в игровой форме, мастер-классы помогают школьникам определиться, на какое отделение они придут в техникум учиться.
В школе №1231 им. В.Д.Поленова всех желающих пригласили на открытое интерактивное занятие «Город мастеров: путешествие по улицам Москвы», которое в 6-м «Б» классе провел преподаватель истории и обществознания Артем Медведев. Учащихся разделили на группы, каждая получила один из районов ЦАО для исследования, ребятам надо было изучить ремесленные профессии, отразившиеся в названии московских улиц. Районы были выбраны в соответствии с месторасположением школы, что позволило учащимся погрузиться в средневековый мир современных Арбата, Хамовников, Тверского и Пресненского районов. Результатом проекта стали интерактивные сообщения учащихся об исследованных ими районах, об истории происхождения названий улиц, площадей и самих районов, о ремесленниках, живших в этих районах, и о значении выбранных профессий для средневековой Москвы.
В культурно-образовательном музейном комплексе школы №354 им. Д.М.Карбышева городской открытый музейный урок стал уже традиционным, так как он часть интереснейшей этнокультурологической программы, осуществляемой на базе школьного историко-этнографического музея русского народного быта «Полина изба». Музейный урок «Глиняная сказка Руси» был посвящен истории и традициям народного глиняного ремесла на Руси, включал в себя фондовый показ и открытый мастер-класс по глиняному мастерству. Руководитель школьного музейного комплекса Л.Милашевская рассказала об истории народного промысла, показала уникальные образцы глиняного творчества наших предков из коллекций школьного музея. Это Симург ХVII века; навершие камина ХVIII века, печные изразцы ХVII-ХIХ веков, детские глиняные игрушки ХVIII-ХIХ веков. Все эти уникальные экспонаты собраны учениками школы в Немецкой слободе, ребята очень хотели по историческим образцам смастерить свои работы - игрушки, элементы декора каминов и печей. С руководителем керамической мастерской Е.Пешехоновым дети узнали и попробовали основные виды декорирования и лепки из глины. Особенно интересно было сравнить традиции глиняного промысла с новейшими методами обработки сырья. Наиболее удачные детские работы пополнили музейную экспозицию. В итоге все ушли с творческими находками и подарками, сделанными своими руками, а громкий свист игрушек-свистушек еще долго раздавался по коридорам школы.
Школа №1021 имеет три музея: «Русская изба» (дошкольное отделение), «Мы растим защитников Отечества» (дошкольное отделение) и музей боевой и трудовой славы жителей поселка Восточный. В музее «Русская изба» состоялась интерактивная экскурсия для первоклассников и воспитанников дошкольного отделения и их родителей. Свыше 300 человек - и взрослых, и детей - приняли участие в творческих мастерских дошкольного и школьного отделений, окунулись в мир русского быта и с удовольствием попили чай у самовара. Педагоги дополнительного образования раскрыли секреты мастеров-ремесленников, в дошкольном отделении можно было посетить творческие мастерские «Модульное оригами», «Веселое рисование», «Волшебный квиллинг», «Бумагопластика», «Волшебные краски». В этот день в школе состоялись мастер-классы по ремесленному искусству для учащихся 1-11-х классов «Резьба по дереву», «Фитодизайн», «Декупаж», «Город мастеров», уроки технологии и изобразительного искусства были посвящены единой теме музейного урока «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров». Каждый учитель выбрал и раскрыл перед учениками одну из граней ремесленного творчества русского народа. На уроке мировой художественной культуры учащимся старших классов показали слайд-программу «Зодчество на Руси - от дерева до стекла и бетона», подготовленную учителем Н.Корешковой. Свыше 370 учащихся окунулись в процесс творчества и сами стали ремесленниками.
Музей «Ладушка» школы №1368 (структурного подразделения №4) стал участником единого открытого музейного урока, который состоялся в необычной форме тематической интерактивной программы для дошкольников. Во время программы им предоставили возможность побывать в мастерских резчика по дереву, гончара, кузнеца, услышать увлекательный рассказ об истории их возникновения. Интересной для них стала история ремесленничества, ставшего знаковым явлением русской культуры.
Дошкольники смогли воочию увидеть и даже прикоснуться к результатам труда гончара, кузнеца, ткача, резчика по дереву, увидели принцип работы гончарного круга, закрепили и знание народных промыслов (гжель, хохлома, филимоновская и богородская игрушка), узнали, как и из чего делали лапти на Руси, каков принцип работы ткацкого станка и самопрялки. Самой яркой и запоминающейся частью мероприятия стала возможность прикоснуться к музейным экспонатам и самостоятельно рассмотреть все экспозиции музея. С большим удовольствием дошкольники обменивались впечатлениями о мероприятии. В дошкольном отделении на мастер-классе «Дымковская игрушка» ребята смогли увидеть, как расписывают дымковскую игрушку, а затем самостоятельно ее расписали.
Учащиеся гимназии №1274 им. В.В.Маяковского приняли участие в едином открытом музейном уроке «Познавательное застолье», который провели в форме ролевой игры. На уроке детей знакомили с бытом, нравами, ремеслом москвичей XVII века на примере христианских праздников. Игровой костюмированный урок помог развитию у детей навыков работы с источниками и литературой об особенностях ведения быта москвичами, ремесленных специальностях, умения вести дискуссию, составлять монологические высказывания, находить причинно-следственные связи, применять знания по истории, литературы, географии. Обучающиеся ознакомились с основами традиционной русской праздничной кухни, вместе с родителями приготовили блюда и рассказали о рецептах их приготовления, погрузились в эпоху ХVII века Москвы. Созданию особой атмосферы способствовали экспонаты школьного музея из экспозиции дома горожанина: деревянная посуда, красный угол, бабий кут, лавочки вместо стульев. На уроке звучали народная музыка, пословицы, поговорки, загадки, дети играли в народные подвижные игры. Чтобы подвести итоги работы, детям выдавали карточки с названиями праздников, где напротив каждого им необходимо было наклеить веселый, грустный или безразличный смайлик в зависимости от того, как понравилось выступление других ребят. Завершился урок чаепитием за большим единым столом, на котором стояли традиционные и праздничные блюда, приготовленные детьми и родителями.
На базе музеев гимназии №1531 «Лингвистическая» имени С.К.Годовикова» (СП-2 «Общеобразовательная школа») дали открытые музейные уроки с мастер-классами, в школьном историко-краеведческом музее-лаборатории «Звездная летопись» устроили интерактивную экскурсию с элементами театрализации по разделу «Краеведение» и мастер-класс по изготовлению русской лоскутной куклы-оберега Макошь для учащихся 4-5-х классов. В октябре на Руси традиционно отмечали день верховной богини семьи и плодородия Макоши (Мокоши), покровительницы женского начала, плодородия, домашнего очага, в ее ведении находились такие ремесла, как прядение, ткачество и всевозможное рукоделие, ей посвящали специальные дары в виде тряпичных (лоскутных) кукол. С помощью метода погружения школьники учились ориентироваться в историческом прошлом, на примере подлинных музейных предметов - экспонатов раздела «Краеведение» и экспресс-выставки «Русская лоскутная кукла» - детям разъясняли некоторые важные понятия русской народной культуры. Еще один музей гимназии №1531 - музей-мастерская декоративно-прикладного творчества «Вдохновение» (СП-2 ОШ) - представил мастер-класс по росписи деревянной подвески-оберега «Птицы мезенской росписи» («Образ птицы от наскального рисунка до мезенской росписи») для учащихся 5-7-х классов. Роспись по дереву - один из самых древних живописных промыслов нашей страны. Мезенская роспись - самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике с использованием красного и черного цветов. На этом занятии учащиеся рассматривают образ птицы в мезенской росписи от реального изображения до петроглифов и прослеживают значение этого образа в декоративно-прикладном творчестве на примере музейных предметов, носителей русской культуры и работ, выполненных руками детей на уроках технологии и музейных занятиях, часть которых также стала экспонатами школьного музея «Вдохновение».
В школе №2012 на уроке в музее по теме «Народное искусство - воплощение характера и неиссякаемой мудрости и таланта народа» ученики пятого класса ознакомились с экспонатами, в группах подобрали информацию о работе мастеров народных промыслов во время Великой Отечественной войны и обменялись информацией с одноклассниками, учились понимать условно-символический характер народного декоративного искусства, самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве, изображать знаки-символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей. Самостоятельную работу детей сопровождали русские народные песни, создавая таким образом определенный эмоциональный настрой. Народное творчество делает детей ближе к истории своей страны, той земли, где мы родились, к той красоте, которая много веков вдохновляла народы на творчество, воодушевляла на великие дела и подвиги во имя Отечества.
В дошкольном отделении школы №1996 музей «Русская изба» провел интерактивную программу «День Феклы Запрядальницы» в рамках открытого урока «Русь ремесленная. Русь мастеровая». Детей встречала хозяйка избы, которая рассказала детям об этом празднике, объяснила, почему он называется «День узлов», а также «Фекла Заревница». Ребята ознакомились с такими ремеслами, как прядение и молотьба хлеба на Руси, узнали особенности изготовления прялки, а также работы на ней. Как и всякий праздник, нынешний не обошелся без народных игр и соревнований в плетении косичек на скорость, завязывании узлов, ребята играли в народную игру «Веревочка», сами изготовили узелковый оберег на удачу и благополучие, который забрали с собой домой.
На экскурсию «Народные промыслы России» в музее «Мир искусства» пригласила ребят школа №2110 «МОК «Марьино». Учащиеся узнали о народных художественных промыслах России как неотъемлемой части отечественной культуры. В народном творчестве воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации, художественные изделия изготавливали народные мастера при помощи простых подручных материалов и несложных инструментов, собственноручно при помощи умений и смекалки. Экскурсоводы музея не только рассказали об известных производствах, но и показали их образцы, которые находятся в музее. Это прежде всего изделия народных промыслов, которые представлены в музее: керамика, майолика, фаянс, фарфор, терракота, а также предметы, выполненные гжельскими, хохломскими, жостовскими мастерами. Большой интерес ребят вызвали работы из камня, металла, дерева. Презентация, выполненная юными экскурсоводами музея, ярко дополнила информацию, полученную обучающимися во время урока «Народные промыслы России».

Людмила ТИБЕНКО, методист ГМЦ