Артемий РОЖКОВ, проректор МГПУ:
- Конференцию «Менеджер образования-2015» мы проводим как повышение квалификации по эффективному управлению и эффективному развитию общеобразовательной организации. Эту образовательную программу мы реализуем в сетевой форме. Проблематика, которой посвящена конференция, абсолютно не случайна. Вопросы эффективной организации материального обеспечения образовательной организации сегодня выходят на первый план, это связано с внедрением и организацией Федеральных государственных образовательных стандартов, у нас в этом году они повсеместно вступили в силу, их реализуют на уровне основного общего образования. МГПУ был активным участником и координатором разработки примерных образовательных программ на уровне общего образования. Эти программы уже прошли экспертизу, включены в Федеральный перечень примерных образовательных программ, сегодня проходит общественное обсуждение примерных образовательных программ среднего общего образования, то есть на уровне старшей школы. Для того стандарта, который вступит в силу по всей стране чуть позже, соответствующая методическая база и соответствующие образовательные программы будут к тому времени уже разработаны. Важнейшая часть и Федерального государственного стандарта, и примерных образовательных программ - соответствующее материальное обеспечение, условия, которые необходимы для качественной и эффективной реализации образовательной программы. Вопрос, как выбрать необходимое материальное обеспечение, эффективно расходовать те средства, которые получат образовательные организации на реализацию образовательных программ в рамках нормативного финансирования, предстоит обсудить на конференции, которую мы проводим на базе МГПУ в рамках соответствующего повышения квалификации. МГПУ известен не только как один из лидеров подготовки учителей и в Москве, и в России, но и как университет, в котором развита подготовка специалистов для сферы образования, профильных специалистов в сфере экономики, юриспруденции, права. В нашем университете есть юридический институт, Институт менеджмента, в котором мы готовим специалистов, имеющих профили для работы в сфере образования: образовательное право, особенности финансово-экономической деятельности в сфере образования. Поэтому тематика конференции сопровождается и участием в ней преподавателей, специалистов, научных сотрудников нашего университета. Они раскроют актуальные проблемы, связанные с закупочной деятельностью, оказанием платных образовательных услуг, развитием деятельности, приносящей доход, как одного из важных моментов, связанного с формированием той ресурсной базы, которая позволит создавать современные адекватные условия для реализации основных образовательных программ, развития дополнительного образования.


Алексей БОРИСЕНКО, председатель правления Национального центра инноваций в образовании:
- Наш центр изучает очень много самых разнообразных ситуаций: у нас огромная страна, и в каждом регионе одни и те же задачи решают по-своему. Мы помогаем региональным министерствам образования и системам образования, школам выстроить системную работу с точки зрения интеграции того оборудования, которое они уже закупили за все время своего существования. У нас был проект модернизации региональных систем образования, все знают, что тогда зачастую закупали оборудование, которое до сих пор без действия лежит в школах, так как решения о закупках принимали, не выясняя у школ, что им нужно. В реальности без учета мнения школ централизовано осуществляли закупки, школы получали огромное количество оборудования, а дальше никто не поддерживал его использование методически и технологически. В этой ситуации мы видим свою миссию как помощь региональным системам образования и школам, чтобы то оборудование, которое они имеют, заработало; мы хотим показать школам те новые тенденции, которые сегодня есть на рынке, работаем с большим количеством различных производителей. Они предлагают те или иные решения, но, как правило, они локальные и могут не подходить для внедрения в той или иной образовательной системе. Наш Центр инновации осуществляет взаимодействие школ, предлагает возможные решения, которые позволяют школам получить то, что они хотят, а не то, что им предлагают всевозможные производители. Центр в состоянии проанализировать то, что купили школе (например, лаборатории определенного производителя), и то, что школе надо. Например, школа хочет закупить роботов, но непонятно, состоится ли стыковка этих роботов с оборудованием, которое уже имеет школа. Мы находим специалистов, которые в общении со школой помогают решить эту проблему, потому что школа не готова купить то оборудование, которое не будет стыковаться с тем, что у нее уже есть. Решение такой проблемы позволяет экономить деньги, потому что второй раз цифровую лабораторию школа уже покупать не будет. В некоторых регионах уже создают ресурсные центры, в которых аккумулируют и методистов, и специалистов, собирают достаточно хорошие комплекты оборудования. На базе таких центров уже можно проводить обучение, потому что ни один из производителей не в состоянии сегодня снабдить своим оборудованием всю страну, а система создания таких центров - точек роста в регионах позволяет постепенно обучать все более широкий круг учителей тому, как пользоваться современными инновациями. Когда в Москве несколько школ объединяют в единый комплекс, то уже возникает место не для класса по химии, а для естественно-научной лаборатории или лаборатории робототехники. То есть сегодня возникает новая качественная ситуация на рынке, когда за счет централизации и объединения школ (или формального, или, возможно, неформального, на уровне района) появляется возможность закупать оборудование не для каждой школы, не тратя на это, скажем, по миллиону рублей, а закупить сразу на два-три миллиона рублей оборудование, которым сможет пользоваться все педагогическое сообщество в межрайонном пространстве. Это даст хорошие результаты, это очень важная тенденция, которую мы хотим обсудить на конференции.


Владимир ШАЛОВ, генеральный директор Национального центра информатизации образования:
- Неиспользуемое оборудование - это следствие отсутствия необходимых компетенций и возможности получить такие компетенции. Оборудование часто передовое, современное, а у педагога возникает вопрос: где можно научиться с ним работать, не просто прочитать инструкцию по его использованию, а узнать, как его применять в учебном процессе? Есть еще более широкая проблематика: закупки и материально-техническое обеспечение образовательных организаций. ФГОС ориентированы на достижение определенных результатов, тут важно подойти к их реализации с точки зрения стратегии развития школы. При этом, как мне кажется, нужно учитывать всестороннюю деятельность школы, это и непосредственно реализация основной образовательной программы, и внеурочная деятельность, и дополнительное образование. Новое направление - межшкольное взаимодействие и соревновательная деятельность, очень важно подходить к закупкам комплексно и рассматривать оборудование с точки зрения его использования во всех направлениях учебной деятельности, а может быть, даже финансово-экономической деятельности школ. Может получить развитие сотрудничество школ, расположенных недалеко друг от друга, по территориальному признаку, а это уже эффективное использование имеющегося оборудования. Конечно, в рамках различных проектов - нацпроект, проект модернизации, различные программы - были поставки оборудования в школы, это очень хорошо, но теперь важно в условиях нынешних экономических реалий провести целенаправленный анализ и начать не просто использовать оборудование, а эффективно его использовать. Например, закупила школа какие-то конструкторы, у нее есть какие-то датчики, робототехника, надо добавить переходники и начать использовать то, что есть. Есть в школе интерактивная доска, можно просто ее использовать как аналог меловой доски, а можно использовать исключительно в профильных кабинетах, где с ней будут работать учителя-предметники, эффективность работы сразу возрастет, повысится эффективность самого учебного процесса. Формирование новых инфраструктурных решений применительно к конкретным потребностям школы сегодня особенно важно, мы можем оказывать помощь школам в оптимизации материально-технической базы, в эффективном ее использовании. Немаловажное направление совместной работы - повышение квалификации, обучение педагогов новым педагогическим практикам, новым методикам. Во ФГОС многое прописано, предусмотрены не только предметные, но и межпредметные результаты, какие-то компетенции, надо обсудить, как все это достигать.
Дмитрий МОДЕЛЬ, директор школы №2101 «Филевский образовательный центр»:
- Школы сейчас стали большими; когда в комплексе, как у нас, 13 зданий - пять школьных и восемь дошкольных, - необходима внутришкольная интеграция локальных точек - лабораторий, которые не просто лаборатории по инвентарю, а именно педагогические лаборатории. МГПУ сегодня пытается вместе со школами дать новые практики и проводить повышение квалификации педагогов внутри комплекса именно с помощью таких лабораторий. Это очень важное направление, тут первый вопрос - реализация ФГОС, получение результата обучения детей и профильное образование, которое позволит вузам получать из школ уже хорошо подготовленных абитуриентов. Профильное образование на старшей ступени школьного обучения, позволяющее уходить в предметные области, надо оснащать современным оборудованием.


Алексей ПЕСЕЛИС, директор по перспективным разработкам группы компаний «Экзамен»:
- Я представитель бизнеса, наша группа компаний «Экзамен» создала проект «Инженерно-технологический класс», это предполагает использование всех инструментов в комплексе. Основная идея проекта - повышение престижа инженерно-технических специальностей и популяризация предметов естественно-научного цикла, которые школа должна осуществлять системно через все уровни образования.
Наш проект - это действительно комплексное решение, нацеленное на создание инновационных элементов системы ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников. «Инженерно-технологический класс» можно использовать как интегрированную профильную лабораторию непрерывного конвергентного образования, когда дети могут изучать и физику, и химию, и биологию вместе как образовательный модуль по предметам или курсам. В таком случае у преподавателя появляется вариативность, он может использовать инструменты, которые мы предлагаем, не только в рамках традиционных предметных линий по физике, химии, биологии и другим предметам, но и организовать различные факультативные, элективные курсы, урочную и внеурочную деятельность, обеспечить дополнительное образование детей. Учителю дают инструменты, которые позволяют уже в начальной школе осуществлять пропедевтику, на средней ступени - формировать первоначальные конструкторские компетенции, на старшей ступени - проводить профориентацию учеников.