Считают, что дети - это дикие животные, отношение к ним должно быть соответствующее, поэтому нельзя, например, в туалетах вешать туалетную бумагу - дети ее сразу утопят или сожгут. Как-то давно я стал директором в убогой и убитой школе, можно сказать, кладбище надежд. Там не было никакой туалетной бумаги в туалете. Считалось, что она есть у классного руководителя. То есть какая-нибудь восьмиклассница должна была пойти к Марьиванне и сказать: «Марьиванна, дайте мне туалетную бумагу». Не знаю, как это назвать, это, по-моему, преступление против человечности.
Узнал я об этом случайно. (Директора! Будьте бдительны!) А когда узнал, возмутился, конечно. Собрал учителей, рассказал о своем возмущении. Учителя тоже возмутились, но мной. «Ведь если мы дадим бумагу, то ее утопят и сожгут», - сказали они. «Наверное, - ответил я, - дети так и сделают, но потом им это надоест. И мы будем ее вешать до тех пор, пока эта достаточно нехитрая развлекаловка не потеряет свой эффект новизны».
Я заставил закупить гигантское количество бумаги, и мы ее стали вешать. Я это называл туалетной революцией. У меня появился неожиданный союзник, завхоз, который решил, что он каждый день должен мне докладывать, что все нормально, туалетная бумага везде развешана.
Действительно, школьники ее жгли. Но вяло, нельзя сказать, чтобы прямо война шла. Я обсуждал это как-то со старшеклассниками. Я говорил: «Вы понимаете, что если в туалете нет туалетной бумаги, то это чудовищно?» А они мне отвечали: «Да нет, нормально все. У нас всегда с собой, если чё».
Сказать, что дети страдают от такого бесчеловечного к ним отношения, нельзя - они приспосабливаются. Есть забитые ребята, изгои, вот они страдают, им точно это нужно.
Помимо бумаги, считаю, необходимы хорошие двери. Мы сделали изнутри щеколды. Учителя сразу прибежали жаловаться: «Они будут запираться, курить в туалетах». Но разве допустима ситуация, когда дверь есть, а она не запирается? Где здесь уважение к личному пространству? Где наше явленное в поступках доверие?
Я считаю, что это очень важная тема, любой нормальный человечный директор с ней справляется быстро и эффективно. Конечно, нужна изобретательность, необходимы правильные дорогие диспенсеры, потому что если это простой пластмассовый диспенсер, то он действительно спровоцирует желание его сорвать. Это должен быть дорогой диспенсер на ключе, который нельзя вырвать, куда много бумаги помещается. Возможно, завхоз будет сопротивляться, он же экономит все, а как обидно, что с утра повесил, а вечером и нет ничего.
Надо признать, дети действительно тратят бумагу чудовищно, разматывают просто так или достают весь рулон, чтобы бросить его в кого-то. Так что за этим стоит культура не только педагогического коллектива, но и необходимость вырастить ответную детскую культуру.
Нет ничего страшнее, чем маленький ребенок в началке, оказавшийся без туалетной бумаги и плачущий один в туалете. Это антипедагогично со всех сторон. На бумаге школа не разорится. Конечно, приходится рационально использовать ресурс, экономить. За первым жестом щедрости дальше надо говорить с детьми на тему экономии, отношения к ресурсам, электроэнергии, к воде, которая течет, и о культуре использования туалетной бумаги.
Но если мы не будем об этом говорить и не будем показывать пример - кто это сделает за нас?