Огромную роль играет кадровый состав. Если сотрудники учебного заведения не готовы к работе с информационными технологиями, то даже класс, оснащенный на самом высоком уровне, будет бездействовать.

Класс, в котором стоят машины, отстающие от сегодняшнего уровня, тоже будет функционировать по минимуму. Для создания успешного класса обязательно наличие соответствующих устройств, которые позволят использовать его многопланово. Это и принтер, причем не только черно-белый, но и цветной, сканер, цифровая камера, микрофоны. Очень важно качество всех периферийных устройств, устаревшее оборудование, даже если оно есть, не позволяет работать с учениками на современном уровне.

При четкой организации учебного труда проблем с администрацией не возникнет. Гораздо острее стоит проблема подготовленности учительских кадров и недостаточного материально-технического обеспечения. В идеале каждый учитель-предметник должен представлять себе, для чего и как он будет использовать класс в отведенное ему время. Конечно, распределять время в компьютерном классе было бы гораздо проще, если бы их было несколько. Если же компьютерный класс один, то приоритет использования, разумеется, будет у учителя информатики. Необходимо хотя бы говорить о компьютере у каждого учителя-предметника.

Администрация любой школы при грамотной постановке вопросов будет их решать, ведь даже при ограниченных условиях можно найти выход. Другое дело, что учителям нужно лучше планировать работу в компьютерных классах, пока они еще очень слабо ее представляют.

Александр ГИГЛАВЫЙ, научный директор московского лицея информационных технологий № 1533: Техника становится мобильной

К этому вопросу все подходят с разных точек зрения. Заместителя директора по ИТ интересует надежность техники. Педагог может сказать, что его не устраивает сама идея класса, забитого техникой, ему было бы удобнее работать с переносным компьютером и проектором. Люди, которые ведут кружки и студии, на первое место ставят выход в интернет. У нас в лицее используются все три модели.

В идеале техника не должна быть стационарно расположена в одной классной комнате. Мы избегаем вести общеобразовательные предметы в компьютерных классах. Взамен мы пользуемся либо ноутбуками, либо вариантом учительского компьютера. Осваиваем беспроводную связь между всеми компьютерами - она самая гибкая и экономичная. Это позволяет избежать жесткой привязки к классу, к сетке занятий по информатике, а значит, использовать компьютерные технологии гораздо больше.

Юрий СЕРЕДА, заместитель директора гимназии № 1576, Москва: Все в комплексе

Необходимо наличие, во-первых, современной техники, во-вторых, административной команды, ставящей перед собой и сотрудниками организации задачу использования данного класса в различных направлениях, в-третьих, желания коллектива решать своевременно проблемы, связанные с модернизацией образования.

Елена ШИМУТИНА, заместитель директора по ИТ Центра образования №548 «Царицыно»: С восьми до девятнадцати

В первую очередь нужно желание. Если мотивация у учителя, заместителя директора, заведующего медиатекой есть, то они будут искать и найдут возможности реализации своих идей. Компьютерный класс подразумевает наличие какой-то техники. Дело даже не в ее качестве, потому что работать можно на любой технике. Это ответ тем, кто говорит: дайте больше и лучше, вот тогда...

Людей, которые будут работать в классе, можно искать и находить как внутри школы среди учителей-предметников, сотрудников, так и за ее пределами. Это могут быть родители, выпускники. Класс не должен закрываться, когда у конкретного учителя в данном кабинете заканчиваются уроки.

Иногда проблемным вопросом бывает время работы класса. Утром это должна быть урочная деятельность, после обеда - внеурочная (дополнительное образование, спецкурсы, самоподготовка) как для детей, так и для учителей, сотрудников, администрации. У нас классы открыты с 8.00 до 19.00 (при том, что школа работает в одну смену). Чем выше КПД компьютерного класса, тем выше отдача.

Нужно помнить, что компьютер - это инструмент, а не предмет любования. Основная задача компьютерного класса - оптимальное использование информационных технологий для удовлетворения организационных потребностей.