Для нас очень важно, что сегодня в Топ-500 лучших школ вошли школы 81 субъекта Российской Федерации. Это существенное изменение, потому что школы стали конкурентоспособными, сегодня можно с уверенностью говорить, что добротное школьное образование на территории Российской Федерации становится более доступным для наших учащихся. Мне приятно отметить, что во многих регионах много хороших школ, например, в Москве 32 процента учащихся учатся в школах, вошедших в Топ-500. В этом году рейтинг был составлен не так, как обычно мы это делали, основываясь на результатах ЕГЭ: нынче в основу были положены результаты сдачи экзаменов в девятом классе. Почему мы это сделали именно так? Дело в том, что у нас после девятого класса довольно значимая часть учащихся переходит в колледжи. Когда мы использовали материалы сдачи ЕГЭ, то получалась картина не совсем репрезентативная для всех учащихся региона. Сегодня мы оцениваем результаты прежде всего на оценке девятого класса и берем в расчет то, как выступила на Всероссийской предметной олимпиаде та или другая школа. Необходимостью акцента на все профессии, которые сегодня востребованы нашей экономикой, необходимостью расширения системы образования для каждого учащегося и были продиктованы изменения методики составления рейтинга. Когда Московский центр непрерывного математического образования предложил эти изменения, мы долго обсуждали особенности рейтинга, потому что для нас главным были достоверность информации и отсутствие субъективизма в оценке школ. То, что центру удалось перейти на оценку результатов девятиклассников, говорит о том, что мы изменили свои подходы и сегодня для нас важны не только результаты тех ребят, которые намерены выстраивать свою траекторию и двигаться дальше в системе высшего образования, впервые включены в рейтинг результаты тех ребят, которые после девятого класса выбирают колледжи. 40 процентов  таких выпускников девятых классов впервые попали в наш рейтинг, и их результаты учтены. Удивительно, что это практически не поменяло систему оценки школ, что результаты девятого и одиннадцатого классов даже математически практически совпадают, это говорит о том, что если в школе качественное образование, то оно качественное от начала до конца. Но мы ставим своей задачей и уже обсуждали это с коллегами, какой должна быть траектория успеха всех учащихся, как можно учесть успешность человека в самореализации, в своей будущей работе, как можно сопоставить это с теми школами, которые оканчивают выпускники. Такая работа идет, это действительно серьезная методическая работа, ведь рейтинг должен вызывать доверие. То, что рейтинг сегодня вызывает доверие и у профессионального сообщества, и у родителей, и у учащихся, то, что с ним внутренне все согласны, важно. Мы хотим, сохраняя доверие к рейтингу, развивать все его стороны.
В этом году в нашем списке много новаций, особенно в списке 25 лучших школ. В этом рейтинге произошли неожиданные даже для нас самих изменений: на третьем месте в рейтинге Топ-25 с очень хорошим, убедительным результатом оказался Центр образования №57 «Пятьдесят седьмая школа». Очень приятно, что в Топ-25 лучших школ России по результатам высокая конкуренция, это список очень плотный, что мы видим различные школы, различные образовательные направления, различные педагогические концепции, все эти образовательные организации - серьезные локомотивы развития школьного образования в стране. У нас есть надежная платформа для развития образования, за лидерами тянутся все остальные школы страны, это дает нам возможность говорить о серьезных позитивных, качественных изменениях в системе отечественного школьного образования.
По результатам рейтинга в соответствии с уже имеющейся практикой мы направим благодарственные письма в адрес руководителей регионов, на Всероссийском селекторе мы обращаем внимание руководителей социальной сферы субъектов Российской Федерации и поощряем те регионы, чьи школы находятся в начале рейтинга, чьи школы добились серьезных успехов. Мы считаем это хорошей работой.