​Евгений МАЛЕВАНОВ, ректор ФГАОУ ДПО АПК и ППРО:
От качества образования зависит качество жизни в будущем


В Республике Саха (Якутия) вопросам повышения квалификации педагогов, в том числе и дошкольного уровня, уделяют огромное внимание. Так, на съезд были приглашены для обмена опытом в области дошкольного образования специалисты из Японии и Дании. Здесь много замечательных образовательных инициатив в области математического и лингвистического образования, инклюзивного образования. Именно здесь была озвучена инициатива об обязательном владении хотя бы одним музыкальным инструментом, о шахматном всеобуче. Пожалуй, это один из немногих регионов в стране, где регулярно проводятся съезды учителей, где обсуждается сделанное и намечается работа на перспективу. Здесь созданы все условия для обеспечения прав детей на качественное образование в малых и труднодоступных поселениях, для сохранения и развития языков и культуры народов, проживающих на территории республики. На мой взгляд, образовательная инициатива съезда «Открытое образование» имеет огромное значение для развития образования. Республика Саха (Якутия) обладает несметными богатствами, и это не только и не столько алмазы, но прежде всего человеческий капитал. Здесь прекрасно понимают: от качества образования зависит качество жизни в будущем.

Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ, академик РАО:
Открытая школа на пятой части страны


Хотя тема съезда - открытая школа, от чегото ей, наоборот, надо закрыться. От милитаризма и военных авантюр, лжепатриотизма и глупых, радостных, агрессивных голов по телеящику, бюрократического бумажного бума и контроля, которые возникают всякий раз, когда пропадает содержание, от бездумной образовательной политики... А открыться? Пожалуй, тому, чему открываются люди во все времена, - доброте, тайнам мироздания, умным людям, пытающимся соединить разорванные цепочки, сделать что-то полезное в разных местах земли. И в России тоже.
Времена не выбирают (хотя мы их и творим, время, оно что, с неба упало, что ли?). И в любое время у человека есть возможность жить не по лжи.
Еще я хочу сказать, что якутский съезд, который проходит регулярно, раз в пять лет, и всегда с участием главы республики, правительства, что говорит о его статусе, отношению к школе, часть некоего целого. Это и ежегодная образовательная ярмарка (где собираются со своими проектами и продуктами педагоги, дети, народные мастера, промышленники и предприниматели, меценаты и издатели), и сообщество инновационных детских садов и школ, и ежегодные экспедиции, зачастую в труднодоступные районы Арктики, и социокультурные проекты, в которых образование стало инструментом решения социально-экономических проблем развития территорий, жизненных проблем сообществ. И все это как в живом организме...
Открытая школа - это продолжение социокультурной модернизации, что обеспечило прорыв в современное общество знаний наиболее интенсивно развивающимся сегодня странам мира. Открытая школа - это продолжение социокультурного подхода к развитию образования в регионах России. Пока в отдельно взятом регионе, составляющем по территории пятую часть страны. Но к нему постепенно присоединяются другие, может быть, это еще не так заметно, но со временем, будем надеяться, станет очевидно...

Александр ХОРОШИЛОВ, профессор, исполняющий обязанности директора ИИТО ЮНЕСКО:
Республика Саха (Якутия) - пример и ориентир для других субъектов России


Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО) уже в течение многих лет сотрудничает с Правительством Республики Саха (Якутия) по реализации совместных программ в области применения ИКТ в образовании и инновационной педагогике. В рамках проекта «Учителя Арктики» сотрудники и эксперты ИИТО ЮНЕСКО неоднократно принимали участие в различных мероприятиях, организуемых Министерством образования Республики Саха (Якутия), включая международные конференции, зимние и летние международные институты повышения квалификации учителей, семинары, круглые столы, открытые лекции, мастер-классы, учебные курсы для педагогических работников арктических школ. Кроме того, ИИТО ЮНЕСКО принимал участие в проведении конкурсов на лучшего учителя, применяющего ИКТ в школьной практике, организовывал стажировки для учителей арктических школ и ассоциированных школ ЮНЕСКО республики в Москве, предоставлял доступ к своей электронной библиотеке и методическим материалам, открытым образовательным ресурсам и онлайн-курсам, инициировал разработку республиканских стандартов ИКТ-компетентности педагогических работников на основе рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности учителей. За время нашего сотрудничества мы с удовлетворением наблюдаем положительную динамику в решении вопросов информатизации образования и развитии инновационных подходов к организации учебного процесса в школах, использования ИКТ в инклюзивном образовании и профессиональном развитии работников образования, повышении уровня ИКТ-компетентности и цифровой грамотности в республике. Министерство образования Республики Саха (Якутия) активно использует подходы и рекомендации ЮНЕСКО для решения задачи по обеспечению равноправного доступа к качественному образованию на протяжении всей жизни для всех жителей республики, что соответствует важнейшим приоритетам ЮНЕСКО в области образования. Подтверждением этому послужил прошедший в Якутске в начале октября XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка», где в числе огромного числа важных вопросов развития системы образования республики был также представлен и обсужден проект образовательной инициативы Республики Саха (Якутия) «Образование, открытое в будущее». И я, как сотрудник ЮНЕСКО, исполняющий обязанности директора ИИТО, очень рад возможности поделиться с коллегами последними инициативами ЮНЕСКО и результатами работы нашего института во время многочисленных встреч. Во время переговоров с руководством республики мы обсудили направления дальнейшего развития сотрудничества, которые нашли свое отражение в подготовленном к подписанию меморандуме о взаимопонимании между Правительством Республики Саха (Якутия) и ИИТО ЮНЕСКО. В числе задач, к решению которых готов подключиться наш институт, я особенно хотел отметить создание Международной арктической школы, развитие математического и инженерного образования, совершенствование лингвистической подготовки в школах, внедрение инновационных методик инклюзивного образования, создание сообщества практики учителей, завершение работы над республиканскими требованиями (стандартом) к ИКТ-компетентности учителей и высокотехнологичной информационно-образовательной среды для выполнения совместных научно-исследовательских и лабораторных работ учащимися различных школ республики. Я думаю, что вдумчивое и внимательное отношение руководства республики к вопросам развития сферы образования должно стать примером и ориентиром для других субъектов Федерации.

Ирина БАСКЕВИЧ, учитель географии, заместитель директора по науке и методической работе МАОУ «СОШ №7 с углубленным изучением английского языка» (г. Пермь), лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2012», абсолютный победитель краевого конкурса «Учитель года-2012», абсолютный победитель городского конкурса «Учитель года-2012» в номинации «Учитель»:
Ключевое слово - «интеграция»

В рамках XIII съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Образование и общество: интеграция во имя ребенка» в ходе обсуждений, дискуссий, круглых столов всех участников образовательного процесса были определены новые ориентиры и целевые линии развития сферы образования, такие как «Открытая школа», «Открытое образование», «Образование без границ», развитие и новое содержание системы дополнительного образования, индивидуализация образования, профессиональный стандарт и многое другое.
Большое внимание, на мой взгляд, в рамках XIII съезда было уделено вопросам управления образованием. Примечательно, что в рамках съезда параллельно решались две задачи:
- представление педагогическим корпусом Республики Саха (Якутия) результатов и достижений в сфере образования с целью проектирования новых стратегических образовательных ориентиров;
- привлечение и обеспечение базовой информацией о состоянии, показателях системы внешнего оценивания в сфере образования Республики Саха (Якутия) не только педагогической общественности, руководителей государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений системы общего образования, но и специалистов территориальных органов управления образованием, представителей территориальных органов исполнительной и законодательной власти с целью эффективного взаимодействия и поиска путей успешного управления качеством образования, подходов к организации системы управления качеством образования в школе, решения новых образовательных вызовов, интеграции образования и общества во имя ребенка.
Особо хотела бы отметить постановку вопроса и ключевое слово «интеграция», обозначенные в названии съезда «Образование и общество: интеграция во имя ребенка».
Эффективный менеджмент системы образования Республики Саха (Якутия) позволяет педагогической общественности не только знакомиться с лучшими российскими и зарубежными образовательными практиками, но и успешно внедрять, интегрировать их с учетом региональных социокультурных особенностей в образовательный процесс за короткий срок. Это явление уже получило свое определение на просторах российского образования как якутское педагогическое чудо - интеграция разноформатных уникальных педагогических и образовательных практик.
Сегодня каждый регион России в условиях модернизации образования находится в процессе бэнчмаркинга, то есть определяет свое «образовательное лицо». На мой взгляд, Министерство образования Республики Саха (Якутия) работает в данном направлении в опережающем режиме, и съезд является хорошим тому подтверждением. В рамках съезда мне довелось ознакомиться с интересными проектами дошкольного образования, реализуемыми в Дании и Японии. Предполагаю, что в ближайшем будущем Якутия может стать интеграционно-инвестиционной площадкой, на которой будут встречаться лучшие российские и зарубежные образовательные команды, представлять свои инновационные образовательные разработки и управленческие команды, желающие приобрести или инвестировать инновационный образовательный бренд.
Еще одним важным, на мой взгляд, моментом круглого стола стал диспут относительно открытой школы. Были поставлены вопросы: что означает открытая школа? Школа, открытая для чего? Школа, открытая для кого? Было высказано много версий и вариантов, в том числе школа, открытая для родителей, социума, общества, школа, открытая новому.
Примечательно, что в Якутии вопросам образования уделяют такое внимание на всех уровнях. В рамках съезда я проводила мастер-класс для якутских педагогов. Мастер-классы и актовые лекции становятся в моем личном педагогическом взаимодействии с якутскими учителями уже хорошей традицией. В ходе мастер-класса я посредством тренинга, создания педагогических ситуаций погружала учителей в проблематику умения видеть и отличать на уроке мышление обучающегося от действия по образцу, самостоятельное действие обучающегося - от репродуктивного механического воспроизведения и многое другое. Я ознакомила учителей с результатами опроса учащихся об отношении к оцениванию в школе, а также с образным восприятием учащимися того, каким они видят оценивание сегодня и каким хотели бы видеть. Хочу отметить, что одной из характерных черт учителей Якутии всегда были и остаются открытость, желание и готовность знакомиться и воспринимать разнообразный российский и международный педагогический опыт, интегрируя его в социокультурное и образовательное пространство Якутии во имя ребенка.