В этом году в связи с 95-летием системы дошкольного образования 2015 год объявлен Министерством образования республики Годом дошкольного образования. В республике были проведены важные мероприятия по организации и управлению дошкольным образованием, созданию благоприятных условий в детских садах и центрах, содержанию, структуре, а также методикам и технологиям обучения и воспитания дошкольников. На XIII съезде учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) вопросы дошкольного образования тоже не остались в стороне. Здесь говорилось о том, как федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования может стать реальным инструментом развития и повышения качества дошкольного образования. Поднималась проблема доступности дошкольного образования, которую в республике решают на основе многофункциональной сети учреждений. В рамках съезда прошли мастерские и мастер-классы, где был показан лучший опыт работы дошкольных учреждений Якутии. Так, мастерская центра развития ребенка - детского сада «Мичээрэ» села Томтор Мегино-Кангаласского улуса была посвящена реализации принципов федерального государственного стандарта дошкольного образования на примере совместной деятельности детей и взрослых. Воспитатель детского сада «Теремок» села Хонуу Момского улуса Ирина Егоровна Слепцова показала мастер-класс по теме «Мои первые книжки». Воспитатель детского сада «Кэнчээери» села Уолба Таттинского улуса Алек Алексеевич Кириллин провел мастер-класс «Чудесное превращение». У делегатов и гостей съезда была также уникальная возможность побывать на детско-родительском игровом сеансе с элементами арт-терапии. На примере этой мастерской педагоги дошкольного образования из детского сада «Веселые нотки» города Вилюйска показывали, как игра может быть эффективным средством для развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Мы сейчас пытаемся активно перестраивать систему дошкольного образования, при этом игровая деятельность должна быть преобладающей в работе дошкольных учреждений, - отметила руководитель отдела общего образования Министерства образования Якутии Наталья Ситникова. - Стараемся изменить дизайн детских садов, примечательно, что в этом процессе могут участвовать и воспитатели, и родители малышей.
Кстати, на съезд были приглашены гости из Японии и Дании для трансляции своего опыта.
- Мы изучаем и перенимаем передовой зарубежный опыт в области дошкольного образования, однако понимаем, что полностью переносить этот опыт на нашу действительность невозможно, - подчеркнула Наталья Васильевна.


Счастье как главная цель
У супругов Секиити и Кумико Като свой частный детский сад «Фудзи». В Токио он хорошо известен. Примечательно, что прежде, чем заняться воспитанием дошколят, Секиити Като был политологом, а также специалистом в области социологии. Однако со временем Секиити почувствовал, что его занятие не приносит ему удовлетворения и радости. И тогда они с женой решили попробовать себя на новом поприще, разумеется, получив при этом необходимые знания по педагогике и физиологии дошкольного возраста.
И хотя презентацию своего опыта «Фудзи» - место, где растут дети» Секиити Като проводил на японском, многое было понятно без переводчика благодаря демонстрации видеоролика и фотографий детского сада «Фудзи». Он необычен во многих отношениях. Первое, что бросается в глаза, - оригинальный дизайн детского сада, он выполнен в виде круга, кроме того, на крыше ребята могут гулять. Этому детскому саду исполнилось 45 лет, однако 8 лет назад он был кардинально перестроен и приобрел современный вид. Такая форма дает свободную зону для прогулок. Здесь очень много зелени и растений, есть живой уголок, где живут кролики, хомячки, кроме того, у малышей есть свой огород, где они выращивают различные овощи, которые потом сами и съедают вместе с родителями.
- Наша главная задача - воспитать детей так, чтобы они в будущем выросли счастливыми людьми, - говорит Секиити Като. Примечательно, что у Като даже нет отдельного кабинета, его стол просто стоит рядом с игровой зоной детей.
- Дети должны быть всегда в поле зрения взрослых, в том числе и директора, - убежден господин Като.
Оказалось, что детский сад по нашим меркам просто огромный - здесь могут воспитываться до 900 детей. Сейчас, правда, в саду 600 малышей и 75 воспитателей. В группе до 35 детей. С ними работают два воспитателя и один помощник. Особое внимание уделяется изучению английского языка, малышей обучают носители языка, здесь их 12 человек. Причем акцент делается на развитие коммуникативных качеств. В результате ребята очень быстро начинают говорить по-английски, у них нет языкового барьера.
- Мы стараемся детям дать возможность все попробовать на своем собственном опыте, сейчас в Японии все автоматизировано, и дети даже не знают зачастую, откуда берется вода, как выглядит рыба или курица. Поэтому вода у нас течет на улице из обычного крана. Рыбки плавают в аквариуме, а то ведь дети видят рыбу только в приготовленном виде. Даже свет у нас включается и выключается, если дернешь за веревочку.
На экране возникает фото, где синие и желтые тапочки расставлены строго по порядку.
Секиити Като комментирует:
- Мы приучаем детей с самого с раннего возраста к порядку и самоорганизации, хотя бы на примере того, как ставить свою обувь. Дети у нас, кстати, делают все сами. Участвуют в приготовлении и сервировке стола, убирают за собой, осенью сгребают на улице листья.
Примечательно, что обучение дошкольников в этом саду проходит по программе Монтессори. По словам господина Като, это одна из самых лучших программ для развития способностей детей дошкольного возраста, позволяющая малышам все потрогать своими руками. Пространство детского сада поделено на специальные зоны, к примеру, есть зона песочницы, где малыши особенно любят играть.
- Кроме создания окружающей среды мы стараемся создать определенные ситуации, чтобы ребенок сам решал, как ему поступить в той или иной ситуации, а потом извлекал из этого урок. Если говорить о трех составляющих нашего обучения, то это программа Монтессори, создание обучающих ситуаций и, разумеется, необычный дизайн нашего здания, - подводит итог Секиити Като.
В «Фудзи» есть и ясельные группы от 0 до 2 лет, но основная часть детей ходит в группы от 3 до 5 лет, где осуществляется не только уход, но и обучение. Любопытно, что обязательный сон предусмотрен только для ясельной группы, ребят от 3 до 5 укладывают, только если они сами об этом попросят. По словам супруги Като госпожи Кумико Като, детский сад получает субсидии от государства на каждого ребенка. В целом на одного ребенка в среднем до 100 долларов. Бывает и так, что субсидию получает не сад, а семья. Размер субсидии родителям колеблется от 100 до 300 долларов.
Чтобы попасть на работу в частный детский сад «Фуджи», нужно, по мнению господина Като, обладать целым рядом необходимых качеств, в первую очередь быть веселым, добрым, работоспособным, здоровым и иметь активную жизненную позицию. Любопытное требование - не быть разборчивым в еде. Кстати, испытательный срок всего лишь два дня, и уже через месяц педагог может рассчитывать на зарплату в 2 тысячи долларов, это у начинающего сотрудника...
«Звездное небо»
Датчанин Якоб Крузе - эксперт Всемирного банка и одновременно директор муниципального детского сада «Звездное небо» в Копенгагене.
- Наш сад входит в комплекс образовательных учреждений города, дети делятся на две группы - от 0 до 3 лет и от 3 до 6 лет. Всего в саду 166 малышей. Трехэтажное здание сада располагается на территории в 550 квадратных метров. Рассказывая о своем опыте, Якоб Крузе сразу же признался, что у него нет ответов на все вопросы, и предложил взглянуть на проблему дошкольного образования по-другому.
- Мы создаем в своем дошкольном учреждении безопасную образовательную среду, в которой будет стимулироваться поведенческое развитие ребенка.
Сославшись на закон Дании №7, Крузе обозначил 6 основных обучающих целей дошкольного образования:
- развитие личностных качеств;
- социализация;
- окружающий мир;
- культура и ценность;
- язык;
- физическое развитие.
Эти цели служат основой планирования работы детского сада и развития детей.
- Система дошкольного образования в Дании распределена по кластерам. В один кластер входит три учреждения, которыми руководит один человек, он несет ответственность за создание образовательных проектов и благоприятные условия для работы своих коллег-воспитателей, а также за организацию работы персонала, - отметил Якоб Крузе.
Особенность организации работы в том, что составляется комплексный план деятельности кластера как воплощение идеи того или иного тематического проекта, который через 2 года пересматривается.
- Может показаться, мы много планируем, но без этого невозможно добиться результатов, - улыбается Якоб. - Самое же главное для нас - гуманный подход во всем - в воспитании, обучении и развитии каждого ребенка.
Интересно, что для каждой группы по возрастам предусмотрено разное оборудование. Часто проводятся различные совещания по группам. Обязательно сотрудники обмениваются информацией по работе, а затем занимаются планированием работы после встречи с директором. Вся работа детского сада, его структура характеризуются четкостью, конкретностью поставленных целей и задач, а именно: каждый работник должен понять и знать, кто, что и зачем делает.
Оказывается, директор не сидит у себя в кабинете, а два раза в день лично посещает группы, встречается и общается с воспитателями прямо на рабочем месте, отвечает на вопросы, дает советы.
- Я называю это «прогулка по полям», - улыбается Якоб. При этом особое внимание уделяется сотрудничеству с родителями, которое предполагает вовлеченность пап и мам в образовательно-воспитательный процесс, что очень важно, открытый и доверительный диалог. Для родителей подготовлены специальные папки (сведения о детском саде, информация о детских болезнях и их предупреждении, о концепции и философии содержания обучения и воспитания, об итогах работы и планах на будущее), которые в электронном виде рассылаются каждому родителю с учетом индивидуальных особенностей и семейного положения. По мнению Якоба Крузе, главными качествами для тех, кто хочет работать в его детском саду, являются честность, профессионализм, искренность и сердечность.
...Презентации иностранных гостей вызвали неподдельный интерес у делегатов съезда. И господину Като, и Якобу Крузе задавали много вопросов о том, какова заработная плата воспитателей, сколько малышей в группе, спят ли они в детском саду и т. п. На прощание якутские педагоги подарили господину Като набор якутской национальной игры «Сонор», выразив также желание еще раз приехать в Японию, посмотреть, как работают японские воспитатели. Якутские педагоги-дошкольники хотят побывать и в Копенгагене... Будем надеяться, что их мечты сбудутся.