- Феодосия Васильевна, какие проблемы на сегодня являются наиболее острыми для республики?
- Одна из проблем - транспортная недоступность. Авиация в арктических районах дорогая. Летом и весной распутица. Добраться по зимнику можно только зимой, много денег уходит на летнее оздоровление детей, чтобы вывезти их к морю, на доставку летом детей к пастбищам, где работают их родители. Еще одна острая проблема - нехватка мест в дошкольных учреждениях Якутска, которая связана прежде всего с таким положительным явлением, как увеличение рождаемости, уже 10 лет рождаемость у нас превышает смертность. То, что мы не успеваем так быстро строить новые дошкольные учреждения, связано с нашими суровыми климатическими условиями. В Якутии вечная мерзлота, а это затрудняет строительство, делает его дороже в 2-3 раза. Мы не можем строить круглый год, как, скажем, в некоторых южных регионах страны. Чтобы сделать объект благоустроенным, необходимы большие затраты. Тем не менее в этом году в республике будет решена проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей с 3 лет. В последующие годы предстоит внедрять модели ранней поддержки детей с полутора лет, расширять доступ к дошкольному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовательной инициативе нами предлагается проект «Детский сад без границ», в котором ключевым понятием станет понятие «свобода выбора деятельности».
- Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
- Основные характеристики «детского сада без границ» - это индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом его склонностей, интересов, потребностей родителей. Открытость образовательного пространства, которое не замыкается групповой организацией, создается в виде мастерских, лабораторий, музеев, лекотек, спортивных площадок и т. д. При такой организации дошкольного образования востребованными станут такие специалисты, как игромастер и тьютор.
Для детей до 3 лет будет реализован проект «Раннее развитие детей», в соответствии с которым должны предоставляться услуги психолого-педагогического сопровождения семейного образования и раннего развития детей, что требует перехода от принципа «образование вне семьи» к принципу «образование объединяет семьи».
По этому проекту создается сеть консультативно-методических центров, центров поддержки семейного воспитания, служб ранней помощи, центров игровой поддержки ребенка, патронатных служб.
- В республике накоплен интересный опыт по функционированию агрошкол, какие задачи они помогают решать?
- Сейчас большой конкурс среди школ, чтобы попасть в уже развитую сеть агропрофилированных школ. Ведь они должны соответствовать определенным производственным показателям, а также качеству ученических знаний. Мы поддерживаем эти школы, в том числе и финансово, по программам развития образования и сельского хозяйства. Эти школы сами обеспечивают себя продуктами, что очень актуально. Кроме того, много ребят остаются в своих селах, занимаются сельским хозяйством, рыболовством, охотой.
- Я знаю, что в Якутии разработана модель кочевой школы, которая активно используется другими регионами, где есть малочисленные народы Севера, - в Красноярском крае, ХМАО, на Ямале.
- Сейчас кочевая школа еще более актуальна, она необходима для сохранения языка и культуры малочисленных народов Севера. Необходимо определиться с понятиями «кочевание», «кочующие народы», чтобы эти школы получили и законодательную поддержку. Благо миновали времена, когда детей отрывали от родителей, помещали в интернаты. Сейчас мы возвращаем детей к традиционному укладу жизни. Подчеркну, что модель кочевой школы у нас законодательно поддержана. Кроме того, этот опыт можно транслировать и на детей с особыми возможностями здоровья, на тех, кто не может посещать школу. Так что перспектива у этой модели есть. Самое ценное в этой модели то, что дети приобщаются к своей культуре, укладу жизни во время совместной деятельности в семье.
- У вас есть замечательная традиция проводить съезды учителей и педагогической общественности. На XIII съезде, который проходил в течение пяти дней, с 5 до 9 октября, была предложена образовательная инициатива «Образование, открытое в будущее». В чем ее суть?
- Основное назначение образовательной инициативы Республики Саха (Якутия) до 2030 года - обеспечить постановку перспективных личностно и общественно значимых, ожидаемых и принимаемых целей социального, культурного и экономического развития региона через образование.
Стратегическая цель современного образования - курс на максимально полное развитие человеческого потенциала. Достижение этой цели возможно планировать исключительно в долгосрочной перспективе, соподчиняя ей более локальные задачи, консолидирующие усилия государственной власти республики, общества, каждого жителя.
При этом главным условием выступает ключевое требование - сегодняшние выпускники школы должны стать субъектами собственной деятельности.
К 15-17 годам они должны быть способны критически и ответственно (прежде всего перед самим собой) подойти к жизненному самоопределению.
И если через 15 лет, к 2030 году, это станет привычной нормой, наш нынешний съезд получит право называться историческим.
В системе образования должны быть созданы равные условия для развития потенциала разных детей. Эта идея остается актуальной и для мирового сообщества.
Идея инклюзивного и справедливого качественного образования лежит в основе Инчхонской декларации «Образование-2030».
Опираясь на достигнутые результаты в области обеспечения доступности образования, в последующие 15 лет будем стремиться к тому, чтобы все вне зависимости от состояния здоровья и социального положения были обеспечены бесплатным и качественным личностно ориентированным образованием на протяжении всей жизни.
Люди, отвечающие за себя, сознающие свою социальную ответственность, свои сильные и слабые стороны, имеющие личную социально позитивную цель, смогут составить общество, способное к саморазвитию, взаимодействию своих членов, саморегулированию и самоконтролю. Сознательно вступая на этот путь, мы должны быть готовы к очень серьезным изменениям.
Главная трудность, встающая перед нами, лежит в профессиональной и социально-психологической области - предстоит создать иную образовательную среду, а педагогам - научиться творить и планировать свою деятельность, предвидеть и действовать.
Наша задача не в том, чтобы готовить юные поколения к жизни в «технологически прогнозируемом» мире. Из опыта знаем: практически невозможно предугадать уровень развития технологий до 2030 года. Поэтому мы ориентируемся на новую цель - жизнь в будущем должна быть человечной, культурно осмысленной и преемственной относительно того величайшего материального и духовного наследия и достояния, которое создано человечеством.
В нынешней образовательной политике представлен, по сути дела, единственный субъект - государство, традиционно стремящееся учесть интересы всех слоев общества и отраслей экономики. Вместе с тем система образования сама жизненно заинтересована в диалоге и сотрудничестве с неравнодушными гражданами в интересах развития детей. Мы видим, что новые образовательные потребности все чаще удовлетворяются частными и общественными инициативами. В будущем это станет массовым явлением.
Мысль о том, что система образования в состоянии решить эту задачу только совместно со всем обществом при активной поддержке государства, не нова, она приобретает ныне поистине судьбоносное значение.
- Феодосия Васильевна, какова, на ваш взгляд, сегодня миссия учителя?
- Миссия педагога XXI века чрезвычайно высока: именно ему предстоит научить ребенка жить и творить в мире креативной экономики, сделать правильный выбор профессии, умом и трудом вносить свой вклад в развитие социально-экономической сферы своего наслега, района, республики и страны. Это по силам только творческому и вдумчиво работающему педагогу.
Профессиональная позиция учителя открытой школы должна быть направлена на построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
В основу модели непрерывного педагогического образования заложены принципы практико-ориентированности и сетевого взаимодействия, когда в процессе подготовки педагогов равными партнерами становятся вуз, школа, детские сады, организации дополнительного образования, предприятия, хозяйствующие субъекты и другие заинтересованные учреждения.
В системе профессиональной подготовки педагогов нам необходимо продолжить реализацию моделей дуального образования, концепцию реализации которой мы приняли 10 лет назад. А система работы по адаптации молодых педагогов будет совершенствоваться через практику наставничества, стажировку в сетевых базовых организациях или через сетевого педагога-наставника по выбору.
Дополнительное профессиональное образование будет включать адресные формы повышения квалификации по индивидуальным образовательным программам. Продолжится реализация комплекса мер, направленных на повышение социального статуса педагога и престижа учительской профессии.
Учитель по-прежнему будет играть решающую роль в повышении качества образования. И хотя сегодня возможно учиться дистанционно, уникальности живого общения «учитель - ученик» ничто не заменит.
Да и роль учителя в старшей школе изменится. Самостоятельный поиск, самостоятельная работа во «вполне взрослых» образовательных пространствах (библиотеках и медиатеках, лабораториях и мастерских, в сетевых программах и проектах) под руководством специалистов-профессионалов (тьюторов, консультантов) уже сейчас реальность для старшеклассников лучших образовательных организаций.
Учащиеся должны получить возможность круглогодичной сдачи экзаменов по модульной системе в сертификационных центрах. Мы стремимся к тому, чтобы уменьшилось количество обязательных предметов, чтобы стало больше возможностей выбора, условий освоения предметов по модульной системе, особенно в старшей школе. При такой организации образовательного процесса каждому предоставится возможность обучения в соответствии со своим темпом развития, способностями и здоровьем. То, что сейчас возможно в инновационных школах, станет повсеместной практикой.
Перед нами также стоит задача перехода к модели открытого образования на уровне школы, включающей такие ключевые направления, как «Открытая школа», «Учитель открытой школы», «Образовательная среда открытой школы». Все они заложены в основу обсуждаемой образовательной инициативы съезда.
С учетом предложений лидеров образования - ведущих учителей, директоров школ, ученых, педагогов-практиков - сформулирована идея постепенного отхода от понятия «дополнительное образование». Школа перестанет быть местом для предметных занятий, она станет эпицентром образовательных маршрутов.
Вместе с тем будут созданы условия для обеспечения прав детей на качественное образование в малых и труднодоступных поселениях, для сохранения и развития языков и культуры народов, проживающих на территории республики.