- Вадим Юрьевич, ваших героев отличает военная выправка. Сказалась служба в армии?
- Не думаю. Наверное, это у меня от природы (улыбается). Конечно, общую физическую подготовку армия дала. Но из двухлетнего срока службы месяцев семь я отсутствовал...
- Где вы пропадали?
- Снимался в фильме Владимира Рогового «У матросов нет вопросов».
- И военное начальство так легко отпустило вас на киноплощадку?
- Накануне моего призыва в армию вышел фильм «Баламут», где я дебютировал в главной роли. В Москве есть особая часть Генштаба, туда мы со съемочной группой приезжали показывать картину, после премьеры был банкет... Короче, когда меня направили служить в эту же часть, я пришел туда уже своим. Между киностудией имени Горького и начальником штаба части была договоренность: отпускать меня на киносъемки, если это понадобится. Но тем не менее режиссер приехал отпрашивать меня на съемки вместе с Михаилом Ивановичем Пуговкиным - взял его в качестве подкрепления. Конечно же, меня отпустили.
- А расскажите, пожалуйста, как, будучи студентом, вы получили главную роль в фильме «Баламут»?
- Я учился на третьем курсе ВГИКа, и мы вместе с товарищами по вузу уже мыслили себя великими артистами (улыбается). Нам дали сценарий, фильм сначала назывался «Студенты и студентки», название «Баламут» появилось позже. На сценарии было написано: «Комедия». Мы прочитали, ничего смешного там, честно говоря, не нашли, но на встречу с режиссером отправились: все-таки известный человек, снял легендарных «Офицеров». Собирались сказать, что сценарий нам не понравился. А Роговой вдруг начал рассказывать, какой видит будущую картину, и делал это так заразительно, что мы хохотали до слез. Правда, потом он добавил, что еще неизвестно, будет ли он нас снимать или нет. Пробы были мучительными, меня не хотели утверждать, и только Владимир Абрамович в меня верил...
- Но ведь работа в итоге удалась?
- Старшее поколение зрителей действительно до сих пор помнит эту мою роль, люди и сегодня подходят ко мне с добрыми словами. Но я-то знаю, что работу провалил! И правильно, что не хотели меня утверждать. Съемки для меня были очень тяжелыми. Конечно, можно списать все на молодость, неопытность. Но есть актеры, правда их немного, которые ярко проявляют себя уже в юности, а есть те, кто раскрывается только в зрелом возрасте...
- Вы из вторых?
- Считаю, что лет до 45 я был очень плохим актером. Да, много снимался, но настоящее удовольствие от профессии стал получать относительно недавно - лет десять назад. А до того мучился, был постоянно собой недоволен...
- А как вы вообще попали в актерскую профессию?
- Любовь к театру привили родители. Мы часто вместе ходили на спектакли, а потом я пошел заниматься в Театр юного москвича, который находится на Воробьевых горах. Причем пошел, пересиливая собственные стеснение и зажатость. И меня взяли туда только потому, что не хватало мальчишек. А то бы, наверное, не быть мне актером (улыбается). Ведь я даже стихотворение прочитать не мог: краснел, заикался, что-то мямлил себе под нос... Потом, конечно, раскрепостился, даже главные роли стал играть.
- А родители одобряли ваши занятия в театральной студии?
- Они видели в этом спасение от улицы. Туда приходили замечательные ребята, многие стали профессиональными актерами и режиссерами. Но родители до последнего не верили, что актерство превратится в мою профессию. Хотели, чтобы я шел на факультет иностранных языков. А я уперся и заявил им: «Или в театральный, или никуда!» Прежде чем поступить во ВГИК, работал в Московском театре кукол - из Театра юного москвича туда брали без конкурса. Был сначала монтировщиком, получал, между прочим, 200 рублей - хорошие в то время деньги. Потом стал актером второй категории в том же театре, но с зарплатой в 70 рублей...
- Вас это не смутило?
- Смутило, конечно. Я-то был уверен, что актеры - это небожители, которые зарабатывают сумасшедшие деньги. А выяснилось, что в театрах скромные зарплаты... Но в актеры ведь идут не за деньгами, а за славой!
- И вы тоже пошли за ней?
- Да! Никогда не поверю разговорам, особенно наших «звездочек», что их раздражает популярность. Значит, нужно было выбирать другую профессию. А в кино и на эстраду идут за славой прежде всего. Профессия артиста подразумевает узнаваемость, а ее может дать только телеэкран.
- Кстати, о телеэкране. Вы не раз говорили, что легко соглашаетесь на роли в фильмах, полнометражных или телевизионных, потому что сниматься в кино - ваша профессия. А вас не удручает, что наш нынешний кинематограф заполонили криминальные истории?
- Нашему зрителю, конечно, не хватает хороших комедий. Например, популярность сериала «Сваты» показала: народ соскучился по доброму юмору на телеэкране. И лично мне приятно, когда моим героям присуще это качество. Мне нравится, что я, как актер, иногда могу восполнять недостаток хороших шуток в кино. Например, полковник полиции Витаев, которого я играл в телесериале «Второй убойный», ко всему подходит с юмором. Несмотря на серьезность сюжета, создавая этот образ, мы с режиссером и сценаристами старались, чтобы Витаев вызывал искреннюю улыбку у телезрителя, ведь просто расследовать детективные дела, да еще с серьезным лицом, скучно. А мой полицейский - этакий лейтенант Коломбо, немножко не от мира сего... Также я сыграл дико смешного, недотепистого и незадачливого следователя прокуратуры в сериале «Женщины на грани», который шел на канале «Россия». Он был снят в жанре иронического детектива. И хотя сюжет предусматривает раскрытие серьезных преступлений, даже убийств, в этих историях много юмора. Для своего персонажа я придумал много смешных реприз, на этих съемках мы, актеры, вообще много импровизировали. В этом сериале снимались Елена Яковлева, Евгения Добровольская, Ольга Аросева. Права на съемки были выкуплены у аргентинского производителя, по задумке которого в каждой истории участвует звезда шоу-бизнеса. В «Женщинах на грани» самих себя сыграли наши популярные артистки эстрады - Наташа Королева, Зара, Анжелика Агурбаш, солистки группы «Фабрика».
- И какие ощущения у вас остались от работы с нашими звездами эстрады? Они ведь не профессиональные актеры...
- Конечно, они люди из другого мира. Но впечатление произвели очень приятное, пальцы веером никто не раскидывал. Оказалось, они очень способные, трепетно относились к своей актерской задаче, быстро схватывали какие-то профессиональные моменты.
- А если выдаются перерывы между съемками, где и как вы любите отдыхать?
- На даче. У нас скромный домик в Подмосковье, неподалеку от станции Барыбино. Там можно уютно помолчать, набраться моральных сил. И это как раз то, что мне нужно. Летом сижу на лавочке, опустив босые ноги в траву, греюсь на солнышке и читаю книжку. На работе ведь хочешь не хочешь, а приходится все время с кем-то общаться, вращаться среди большого количества людей. От этого иногда сильно устаешь.
- Частенько вы себе устраиваете такие подмосковные каникулы?
- Выкраиваю дни летом и обязательно приезжаю на дачу в январе, чтобы остаться там примерно до середины февраля. Это мертвый сезон, работы, киносъемок практически нет. Так что в моем случае идеальное время для отдыха.
- А можно было бы полететь в жаркие страны...
- Можно было бы, но я настолько часто езжу или летаю по работе, что в свободное время уже и не хочется. А в нашем дачном поселке я себя прекрасно чувствую: там тишина, покой и люди простые и хорошие - никакая Турция с этим не сравнится...
- У вас есть взрослый сын Андрей, но о нем вы редко говорите с журналистами. Чем он занимается?
- Андрей предприниматель, работает в автобизнесе.
- У Андрея своя семья, ребенок?
- Да. 9 августа нашей внучке Софье исполнилось два года. Она чудная, славная девочка, светлая, улыбчивая, смешливая. Что-то уже говорит, бегает, все ей интересно. Наши знакомые начинают искать в ней актерские задатки, но я считаю, пока это преждевременно.
- А что Софье нравится?
- Машины. Но не игрушечные, а настоящие. Она абсолютно автомобильный ребенок, в машине может жить (улыбается). Этим летом сын с женой ездили в Вену, заезжали в Прагу, и ребенка с собой брали. Мы волновались, как Соня перенесет такое большое путешествие, но все прошло отлично.
- А на кого похожа внучка?
- Мне кажется, на сына, он уверяет, что на меня - нашел мои детские фотографии, по ним ищет сходство.
- Собственную семью вы создали рано, еще в студенческие годы. И до сих пор со своей супругой Галиной идете по жизни рука об руку. В чем секрет такого крепкого брака?
- Мы вместе больше 35 лет. Ни ее, ни моих родителей уже нет в живых, и Галина - мой самый близкий человек, а я - ее. В чем секрет? Да видимся из-за моей занятости не так уж часто, потому каждая встреча воспринимается очень душевно и тепло. У меня много съемок, а Галина часть времени проводит в Болгарии - мы там купили небольшую квартиру у моря. Правда, сам я в ней еще ни разу не был...
- А когда планируете посетить свои заграничные апартаменты?
- Я спокойно отношусь к морю, к курортам. Но уже столько слышал о том, как на этом побережье хорошо, что думаю, когда-нибудь все-таки надо туда вырваться...
- Вадим Юрьевич, вы дублировали на русский язык Харрисона Форда, Пьера Ришара, Жерара Депардье, Микки Рурка, Дэнни Де Вито, Джека Николсона, Брюса Уиллиса и многих других актеров с мировым именем, озвучивали и героев знаменитых мультфильмов, мало кто из наших артистов может похвастаться таким дублерским багажом...
- В дубляже я работал долго - больше 35 лет. В 90-е, когда было мало съемок в кино, это дело меня кормило... Но актеру, стоящему у микрофона, всегда нужно помнить, что самоутверждаться, выносить на передний план собственное «я» здесь нельзя, иначе можно все завалить. Нужно максимально точно сымитировать интонации персонажа, его манеру говорить. Но пока так складывается, что с 2010 года я этим не занимаюсь, в последний раз дублировал Эдди Мерфи и его Осла в мультфильме «Шрек навсегда».
- Знаю, вы были представлены Брюсу Уиллису как его официальный голос в России. Вам была приятна эта встреча?
- Мы с ним общались всего минут десять, думаю, он даже не понял, кто я такой... (Улыбается.)
- Жалеете об этом?
- Нет, нисколько! Мне посчастливилось поработать на съемочной площадке с нашей великой актрисой Ольгой Александровной Аросевой, и от этого я испытал гораздо больший восторг и трепет.
- А чем запомнилась работа с Ольгой Александровной?
- Мы с ней снимались в сериале «Женщины на грани». Для Ольги Александровны эта работа стала последней в кино, буквально через пару месяцев после окончания съемок она ушла из жизни. Аросева - большой мастер, безусловный талант. Работала блестяще, несмотря на преклонный возраст: переносила сложный график съемок, прекрасно владела текстом, виртуозно взаимодействовала с партнерами. Хотя иногда видно было, что физически ей тяжело, но она всегда великолепно держалась. На меня ее профессионализм произвел огромное впечатление. Нашу совместную работу я, наверное, никогда не забуду.