Много чудес на свете. И одно из них - сон. Для кого-то он покой и отрада, возможность расслабиться, на время сбросить бремя житейских забот, для других злая мачеха, сонм чудищ, кошмарная сумятица мыслей и видений, для третьих объятия Морфея оказываются вообще роковыми. Некоторые вплывают в сон, как на паруснике в тихую спасительную заводь, другие проваливаются в него, как в бездну, третьих он губительно засасывает, как зыбучие пески. Так или иначе, однако часто то, что происходит во сне, относят к явлениям, которые находятся за пределами материального мира. Издревле волшебство сна распаляло воображение суеверных людей, дарило вдохновение поэтам, волновало умы ученых. Врач Бруно Шиндлер в книге «Две стороны духовной жизни» в середине XIX столетия писал, что наша душевная жизнь, как и все силы природы, имеет два полюса. Первый - зримый нормальный дневной полюс, второй - тайный, скрытый ночной полюс, в котором содержится источник всех мистических событий и магических влияний. Одно из проявлений ночного полюса - сон. В нем, с одной стороны, «возникает мутная игра фантазии, возбуждаемая низшими ощущениями плоти», с другой - «восстает голос природы, подобно оракулу изъясняющий прошедшее, прозревающий настоящее, возвещающий будущее, и достигает порога сознания в форме предчувствия, вдохновения и пророчества».
Что есть реальность? Мы реально живем, и в этой реальной жизни мы реально бодрствуем и так же реально спим (треть жизни, кстати, проводим во сне). Реальностью является сон как состояние человека, так и сон как картинка-видение. Реальны и наше желание увидеть приятный сон, и последующее переживание по поводу неприятного видения во сне. Нередко стремление человека погрузиться в сон с поверхности бытия бывает очень сильным. Реализовать себя во сне проще и легче, чем в жизни. Нередко говорят о целительной силе сна. Что ж, сон действительно избавляет человека от физических и душевных страданий. «Если к правде святой мир дороги найти не умеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой!» Правда, нередко этот «сон золотой» вдруг оборачивается кошмарными сновидениями. И, очнувшись, стряхнув остатки сна, люди вновь и вновь продолжают торить путь к «правде святой», которая, увы, часто показывает свое милое личико лишь... в снах.
На протяжении всей истории человечества люди интересовались сновидениями. В большинстве случаев они хотели узнать о своем будущем и искали ответы в своих снах. В Древней Греции существовали специальные храмы, жрецы которых лечили с помощью снов. Их строили в тех местах, где, по преданиям, живут боги. Одним из них был Эскулап - покровитель медицины, символом его была змея. В храме пациент подвергался ритуальному очищению. Затем его оставляли на ночь в специальной комнате. Утром человек рассказывал жрецу свой сон, в котором тот искал ответ, как справиться с болезнью. Как правило, такие методы были эффективны. И это вполне понятно, ведь человек готовился передать свое желание подсознанию и полностью концентрировал внимание на этой задаче.
Друиды использовали для вызова сновидений черную иву и корень валерианы. Индейцы Северной Америки изготовляли ловушки для снов - кольца из прутиков с вплетенными внутрь сухожилиями животных - и украшали их камешками и перьями. Они верили, что добрые сновидения пройдут через паутинку, а кошмары запутаются в сети. У них не было других богов, кроме сна. Индейцы считали, что при помощи сновидения душа высказывает свои желания, и если не получает желаемого, то начинает сердиться. Чтобы этого избежать, сновидения разыгрывались перед племенем; в подобных «спектаклях» можно было выходить за пределы общепринятых правил поведения. Это помогало избежать болезни души и тела.
Многие индейские племена и сегодня верят в то, что сны - это выражение души. Поэтому нельзя будить уснувшего человека или раскрашивать его лицо, потому что душа может не возвратиться обратно, так как не узнает его. Австралийские аборигены уверены, что в своих сновидениях они получают послания божеств и рекомендации, как поступать в тех или иных случаях. В некоторых африканских племенах сновидения также играют большую рель. Например, народность зулу, обитающая в Южной Африке, считает сны посланиями своих предков. А народность ингессана считает, что сны содержат сообщения от различных компонентов Вселенной, которые передают духи или предки.
Пророческие возможности сна стремились использовать многие. Запорожские казаки, например, на досуге любили проводить время в излюбленной позе - лежа на животах. «Если б хлеб да одежа, то бы ел казак лежа», - шутили по этому поводу. В подобной сибаритской привычке был свой сугубо рациональный смысл. Сон нередко сказывал правду, помогал казацким ватагам принять ответственное и единственно правильное решение. «Спать я не сплю и дремать не дремлю, а думаю я думу», - говорил предводитель казакам-«братчикам», устраивая себе ложе в уединенном месте. Ночь - матка: выспится казак под звездами здорово и гладко, да еще и вещий сон увидит. Богатейшую информацию казаки получали во время ночного сна под звездами, послеобеденного короткого сна, отдыха-дремы в тенистом закутке под скалой или на лесной полянке, полусна-полубодрствования у костра. Дело в том, что сны чаще всего приходят во время пограничных дремотных состояний, когда измерения сливаются и прошлое обретает такие же реальные черты, как и настоящее. Нередко даже прорисовывается и будущее, являясь спящему как в виде полутуманного образа, так и в деталях. Тому немало примеров из жизни запорожцев. Вот одна из чудесных, однако достоверных историй.
Задумали как-то казаки построить новый храм в городе Самаре. Причем мастеру Якиму Погребняку было поставлено условие: церковь должна быть возведена без единого гвоздя. И так, и эдак прикидывал казацкий зодчий, однако собор никак не вырисовывался. Тогда один седовласый казацкий «батько» посоветовал мастеру уединиться в плавневой «густянке» и там выспаться вволю, без суеты все обдумать. Так и сделал Яким. Бросив все дела, он залег в камышах. Спится - снится: рассветет - все минет. Никак не мог мастер ухватить и свести воедино все детали необычного деревянного сооружения, купола которого выплывали из тумана, как только он смыкал глаза. И вот однажды во сне ему явился Николай Чудотворец и подробно объяснил, где и как нужно строить храм. После пробуждения, цепко держа в памяти ночное видение, Яким смастерил из «оситняга» модель церкви. Вернувшись в город, мастер рассказал казацким старшинам-«батькам» о вещем сне и тотчас приступил к сооружению храма. Через пять лет он был построен. Самарский собор считался у казаков чудом на все Запорожье. Дивясь его простоте и в то же время великолепию, смелой до дерзости постановке, запорожцы говорили: «Вещий сон не подвел, не обманул».
Яркость и естество видений, реалистичность и быстрая узнаваемость образов, отчетливость картинок будущего, их логическая связь с событиями дня нынешнего зависят от места, где человека накрывает сон. Мне хорошо помнятся многие сны на лоне природы - каждый из них по-своему примечателен. Я не раз, подобно моему казацкому предку, засыпал в лодке в днепровских плавнях. Шелестел тростник, поскрипывали старые вербы, всплескивалась рыба, покрякивала, гоготала, курлыкала, попискивала пернатая живность - казалось, в этих звуках растворялось не только тело, но и душа.
Горожанин чаще всего свое пребывание на природе ограничивает дневным временем. Однако если прогулка по, скажем, лесным или степным урочищам затягивается, то нередко хочется отдохнуть на полянке, в балочке, укромной ложбинке. И как правило, какой-то неповторимый аромат трав, дробный шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн расслабляли и навевали дрему, а то и сон. Он совсем не был похож на объятия с подушкой в городской квартире под тенькание будильника. Многие мои знакомые отмечали удивительно благотворное влияние сна на природе. Он взбадривал тело, укреплял дух, придавал ясность мыслям. Несомненным было и его оздоровительное влияние - некоторые после нескольких таких «сонных» процедур даже избавлялись от хронических хворей. «Тот открыл глаза и взглянул так светло, как смотрят со сна здоровые дети» - это из рассказа И.Бунина «Танька». Вот такой здоровый, светлый, чистый, удивленно-детский (а у некоторых прямо-таки младенческий) взгляд у всех, кто пробуждался после лесного сна. Несколько человек, хотя и неохотно, будто до конца не веря в случившееся, признавались, что в подобных дремотных состояниях сами собой нередко развязывались узелки прошлого, отчетливее прорисовывались его стертые временем детали, а иногда даже удавалось увидеть будущие события, которые позже полностью подтверждались.
Приходилось ли вам летать во сне? Мне довольно часто. В основном, конечно, в детстве и юности. Утверждают, что именно тогда это случается, когда продолжаешь расти и мужать. Во время путешествий у меня появилась возможность перенести эти чудные мгновения в зрелость. Припоминая, когда и как случались «полетные» сны, смею утверждать, что происходило это, когда я лежал на спине, с руками раскинутыми или вытянутыми по бокам, слегка откинутой назад головой и приподнятой грудью. После полетов (с удачными приземлениями, конечно) я, как правило, просыпался с легким свободным дыханием и ощущением звона в ушах, который, правда, быстро проходил.
...Так уж устроен ум человека: жизненный воз громыхает по начертанной судьбой колее, а извозчик мечтает о широкой солнечной дороге, по которой помчится его карета к солнечному горизонту. Однако далеко не каждому в жизни удается осуществить мечту. Зато это легко достигается во сне. Давно известно, что сон и мечта как брат с сестрой. «На себя спит, на себя и грезит», - говорят в народе. Сном, конечно, не доработаешься, не обогатишься, зато кто спит, тот меньше грешит и беды не ведает. А самое главное: во сне мечта обретает крылья, телесно встряхивает и душевно оздоравливает человека. Что наяву бредется, то и во сне вьется. Кто-то спит, а чужих куриц видит. Курицам же просо снится. Кому-то где-то родные яблочки-кислички снятся, а кто-то сочными заморскими плодами давится и бублики с рай-дерева срывает, кто-то во сне ленивых волов-«блындарей» онучей погоняет, а кому-то и ковер-самолет тихоходом кажется. Но тут уж ничего не поделаешь. Кому попадья, а кому свиной хрящик. Так в снах. Так и в жизни.
...Удивителен мир, а люди и их сны еще удивительнее.