Авторы порадовали нас своими оригинальными работами и трепетным личным взглядом на творчество не самого простого для понимания поэта. Конкурсанты помогли нам прикоснуться к некоторым загадкам личности Иосифа Бродского, человеку и поэту огромных противоречий.
Гениальный самоучка, окончивший семь классов школы, ставший профессором престижных американских и британских университетов, поражавший собеседников колоссальным интеллектом и объемом памяти. «Как вышло, что двоечник и второгодник вдруг стал писать стихи? А все точно так же - из того же великого «перводвигателя»: выйти за очерченные меловые границы...» - пронзительно точно написала об этом одна из победительниц конкурса в номинации «Эссе» Ксения Елистратова, образовав собственную метафору из образов нарисованного мелом кошмарного города из фильма Ларса фон Триера «Догвилль» и самого Бродского с его стихотворением «Не выходи из комнаты». В своем эссе «Меньше единицы» Бродский пишет, что уже «в возрасте лет  десяти или одиннадцати мне пришло в голову, что изречение Маркса «Бытие  определяет сознание» верно лишь до тех пор, пока сознание не овладело искусством отчуждения; далее сознание живет самостоятельно...». В результате, как заметит другая наша победительница - Татьяна Куликова, «рефлексирующая способность дает Бродскому возможность выйти на качественно новый уровень существования: из сферы необходимого - в сферу свободы. Свободы самообразования и ускоренного поиска своего жизненного пути. Искание самой жизнью идет с невероятным ускорением и опережает тривиальное образование».
А всеми подмеченная гордость поэта, переходящая порой в гордыню, высокомерие, даже цинизм и снобизм? Не есть ли это прием самозащиты от враждебного  всякой свободе мира, где его не читали, но отправили в психушку, тюрьму, ссылку? В западном же мире Бродский сделал все, чтобы донести до окружающих признание своей гениальности (и разве не имел на это права?), впрочем, всегда настаивая на том, что он лишь инструмент его величества Языка. В этом «между тем» - величайшее смирение поэта. Об этом качестве Бродского пишут гораздо меньше, хотя именно оно поражает во многих его признаниях о собственной жизни. Взять хотя бы его удивительное определение себя как величины «меньше единицы»: «Так рано или поздно каждый из нас остается наедине с мирозданием и, вглядываясь в него, способен догадаться, что сам является мнимой величиной, квадратным корнем из минус единицы» (из эссе «Меньше единицы»). Особенно этому, надо думать, способствует суровый русский экзистенциальный опыт с его страданиями.
Этот же опыт сделал уникальными его мировоззрение и поэтическую манеру, в которых иногда невыносимое отчаяние уравновешивается редким мужеством. Свой стоицизм Бродский ведет от деревни Норенской Коношского района Архангельской области, где отбывал ссылку. Жительнице этих мест, учителю русского языка и литературы Елене Сархадовой, это понятно, как никому: «Иногда в дождливые дни, сидя у окна, я думаю, как ему, городскому пижону, было тяжело в наших краях, среди хмурых, серых, однообразных лесов, среди заплутавшихся в них дорог, которые в ненастные дни становились труднопроходимыми, среди кособоких избушек, малообразованных (в лучшем случае), но простодушных и работящих людей... Как он выдержал? Не растерял себя, не опустил руки?» Сам поэт в своем знаменитом стихотворении «Я входил вместо дикого зверя в клетку...»  напишет, что «позволял своим связкам все звуки, помимо воя».  
То же касается пресловутой холодности поэзии Бродского. Холод, космос, пустота, пустыня, ничто - излюбленные образы Иосифа Александровича. Именно таким чувствовал окружающий мир поэт, и был ли он не прав, с его-то биографией? Однако, как очень точно сформулировала это наша победительница Галина Плотникова, его «пустота, пустынь безбрежна, бесконечна (вот где свобода!), но не бесплодна. «Пустыня внемлет Богу» и дает откровения».
Если даже не говорить о яростной страстности любовной лирики Иосифа Бродского (возьмите практически любое стихотворение из книги «Новые стансы к Августе»), в его поэзии порой открывается непостижимой глубины и нежности реальность. Ярчайший образец - его «Сретение». А его, агностика, традиция писать стихотворения к Рождеству? Справедливо заметила библиотекарь Татьяна Киселева из Ленинградской области: «Иосифа Бродского часто называют скептиком, скорбным певцом отчаяния…  А давайте прочитаем его стихи к Рождеству, когда мы «все немного волхвы…». Рождественские стихи Бродского - это «тихотворения». И когда мы в тишине прикоснемся к этим «тихотворениям», наверное, скажем о нем что-то другое…».
Благодарим вас, друзья, за эти и другие открытия, сделанные в присланных на конкурс эссе. Увы, количество призовых мест всегда ограниченно, поэтому мы распределили победителей в этой номинации следующим образом.

Номинация «Эссе о творчестве или судьбе поэта в стиле его прозы»
I место - Галина ПЛОТНИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы «Сосны»,  поселение Успенское, Московская область. «Глас вопиющего...»
II место - Татьяна КУЛИКОВА, учитель химии и биологии Лекшмозерской основной школы, п/о Морщихинская, Архангельская область. «Ускорение Иосифа Бродского: от «меньше единицы» до бесконечности...»
III место - Ксения ЕЛИСТРАТОВА, учитель русского языка и литературы школы №34,  Череповец, Вологодская область. «Слава богу, что я на земле без отчизны остался?»

В другой номинации - «Интерпретация одного или нескольких стихотворений» (в виде музыкально-литературной композиции, видеопоэзии, анимации) - мы позволили себе эксперимент. И оказалось, что он вполне оправдан, именно в этой номинации мы получили больше всего работ от школьников и студентов. Молодежь увлекла возможность облечь свои эмоции и мысли в зримую и слышимую форму. Особенной популярностью пользовалась видеопоэзия - относительно новый жанр современного искусства, раскрывающий новые ассоциации и пласты поэзии (это может быть текст на экране или стихи, которые читает сам поэт, авторы ролика, актеры) через видеоряд и иногда музыку.
Помимо победителей мы хотели бы отметить яркие артистические работы словесницы из Алтайского края Ирины Захарьевой и интересный в художественном отношении видеоряд из «клипа» библиотекаря Нижнекамского колледжа Республики Татарстан Надежды Илюшкиной. Но совершенно нас потрясли именно обладатели первых мест. Одиннадцатиклассница Валерия Бабицкая, кажется, привлекла к созданию своего видеоролика всех своих друзей - ребята в кадре поочередно читают стихи нобелевского лауреата. И не зря: вышел маленький шедевр, говорящий словами самого поэта об их благодарности и любви к Бродскому. Но особенно поразительным мы считаем короткий анимационный фильм школьницы из Татарстана (эта республика вообще прислала самое большое количество работ на конкурс) Гузель Валиевой. Обязательно посмотрите его на нашем сайте: это очень трогательная история, рассказанная в нежнейших красках и дополненная ангельским голосом Елены Фроловой. Итак, вот наши победители.
     
Номинация «Интерпретация одного или нескольких стихотворений» (в виде  музыкально-литературной композиции, видеопоэзии, анимации)
I место - Гузель ВАЛИЕВА, ученица 11-го класса школы №7, г. Азнакаево, Республика Татарстан. Анимационный фильм по мотивам стихотворения Иосифа Бродского «Мотылек»
II место - Валерия БАБИЦКАЯ, ученица 11-го класса лицея,  Абакан, Республика Хакасия (руководитель Наталья Муравьева). Видеопоэзия
III место - Любовь СОСНИНА, учитель русского языка и литературы Чекменевской основной школы,  Пермский край. Видеопоэзия

Наконец, нельзя не сказать и о самой художественной из номинаций, присланные на нее рисунки порадовали разнообразием тем и техник исполнения. Это и иллюстрации к стихотворениям, и зарисовки на тему судьбы поэта, и, конечно, портреты Иосифа Александровича. Хочется отметить  не получившие наград работы студента 1-го курса Нижнекамского техникума нефтехимии и нефтепереработки из Татарстана Руслана Валиева (трогательная иллюстрация к стихотворению «О, как мне мил кольцеобразный дым…») и участвовавшего вне конкурса Евгения Зиберта (удивительный коллаж-портрет на тему судьбы Бродского). Ну и, конечно, нас не мог не восхитить физически и психологически точный портрет Иосифа Александровича работы Маши Лаптевой. Своей теплотой тронул нас и портрет юного Оси Анны Тимофеевой. Словом, призовые места в этой номинации распределились так.

Номинация «Графические иллюстрации» (в том числе портрет поэта) к стихотворениям и прозе Бродского
I место - Мария ЛАПТЕВА, студентка 1-го курса филологического факультета Воронежского государственного университета. Портрет поэта и иллюстрация к стихотворению, посвященному М.Б.
II место - Екатерина САМСОНЕНКОВА, учитель изобразительного искусства школы №109,  Пермь, Пермский край. Иллюстрация к стихотворению «Рыбы зимой»
III место - Светлана КУЛИКОВА, студентка 4-го курса художественно-графического факультета Курского госуниверситета, Курская область. Коллаж к стихотворению Бродского «От окраины к центру»
Анна ТИМОФЕЕВА, учитель изобразительного искусства гимназии г. Сызрани, Самарская область. «Бродский в молодости и его котенок»

Еще раз искреннее спасибо всем участвовавшим в конкурсе! Ждем вас в наших новых испытаниях. Победители конкурса получат дипломы «УГ» и призы, любезно предоставленные нашими спонсорами: независимой литературной премией «Дебют», издательствами «Самокат» и «Центрполиграф».

P.S. Также смотрите результаты и работы победителей конкурса на нашем сайте www.ug.ru.