Но если нас попросят рассказать про своего хорошего учителя, получатся очень разные истории.
Кто-то из нас расскажет про замечательного учителя-эрудита, кто-то про чуткого и заботливого человека, а еще кто-нибудь про организатора ярких школьных дел-событий. Но, может быть, это будет рассказ про убедительных победителей профессиональных конкурсов или блистательных пропагандистов педагогического дела.
Так кто же он - хороший учитель?
А если еще спросить: хорошие учителя - это хорошие для кого?
Для коллег?
Для школьников?
Для родителей?
Для конкурсов?
Для государства?
Для директора и завуча?
А можно задать и такие вопросы: хорошие учителя - это хорошие воспитатели или?..
Хорошие учителя - это хорошие педагоги или не всегда?
И вообще, где критерии того, что учитель по-настоящему хороший?
Нередко утверждают: хорошие учителя - мастера способов (технологий) образовательной работы. Или по-другому: настоящие учителя имеют высокие образовательные результаты.
Но спросим: образовательная работа - это учебная работа со школьниками или что-то еще?
А образовательные результаты - это осведомленность учеников или их умелость? Или владение способами наращивания осведомленности и умелости (умение читать, писать, считать, работать на электронном устройстве, для того чтобы...).
А вот еще есть таинственные личностные результаты.
Говоря об этом таинстве, чаще всего вспоминают о туманном слове «самоопределение» и неясном новом слове «идентичность».
Но возможно ли определить не психологическими, а повседневными педагогическими средствами такие результаты? (Впрочем, и психологическими не очень-то понятно как.)
Вот еще говорят, что хорошие учителя обеспечивают развитие личности как образовательный результат.
Но тут-то для более или менее начитанного педагога начинаются тяжелые проблемы. (По кому трактовать развитие личности: по Александру Адлеру, по Абрахаму Маслоу, по Артуру Петровскому? Или еще по кому-то? Каждый из них говорил о развитии личности, и каждый по-своему.)
Самые хитрые, а может быть, самые умные учителя сужают развитие личности до развития интереса к образовательной деятельности и наращивания значимости для школьников образования.
Может, они и правы.
Но вот говорят, что интерес, значимость, привлекательность, притягательность берутся не из содержания образования, не из того, чему и как мы учим, не из направления, куда мы устремляем образовательный процесс, а из доверия к тому, кто это содержание несет, из доверия и справедливости в оценивании и помощи.
Так, может, хорошие учителя - это те, кому доверяют и кого считают справедливыми наши школьники, и вот про это стоит проводить конкурсы?
Но попробуй-ка придумай такой конкурс, да и заставь довериеспособных учителей в нем участвовать.
И еще есть вопрос: откуда берутся хорошие учителя?
Но это уже другая тема.

P.S. Сергей Поляков, заведующий кафедрой воспитательных проблем образования УлГПУ им. И.Н.Ульянова, доктор педагогических наук.