Мероприятие «Марафон добрых дел» построено следующим образом:
- предварительный этап - добрые дела класса, выбор девиза;
- игра по станциям;
- заключительный этап - подведение итогов, выступления детей.

Цель: формирование нравственных понятий  «милосердие»,  «добро», «добрые поступки», «добрые дела», «доброта».
Задачи: 
- мотивировать детей на добрые поступки;
- упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют  ли они правилам культуры, вежливости;
- воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту к окружающим, применять в речи добрые, вежливые слова;
- способствовать сплочению детского коллектива школы, создать праздничное настроение.
На предварительном этапе перед учениками и классными руководителями стояла задача организации в классе добрых дел и выбора девиза.
Откликнулись на призыв о добрых делах все ученики школы. Младшие школьники       ухаживали за цветами в классах, других школьных помещениях, в коридорах, оказывали посильную помощь родителям по дому. Ансамбль учащихся младших классов принял участие в концерте для детей-инвалидов в городском Доме технического творчества.
В течение недели ученики шестых классов оказывали помощь библиотеке: реставрировали  буквари, ремонтировали  формуляры. Мальчики из 9-го класса очистили  от снега  школьный двор. Ученики 5-го и 7-го «Б» классов изготовили  и поместили кормушки для птиц  в парке. В 8-м классе прошла акция «Подари любимую игрушку малышам» (ребята преподнесли свои игрушки, книги ученикам 1-го класса). Под руководством учителя труда ученики 5-9-х классов выполняли заготовки сувениров. Подарки собрали на станции «Мастерская добрых дел «Подари добро» и вручили младшим ребятам на празднике.  
3 декабря, в день милосердия,  на общешкольной линейке ребята получили напутствия и путевые листы для участия в маршруте марафона.
Звучит  песня «Дорога добра», музыка М.Минкова, стихи Ю.Энтина.
Путешествие по станциям началось.
Дети перемещаются по станциям всем классом. Смысл путешествия по станциям  прост - всей командой пройти испытания, правильно выполнить задания, оформить предложенный информационный материал.
К работе с детьми на станциях были привлечены студенты Рязанского государственного университета, отделение «Социальная педагогика». Студенты и ученики сразу нашли общий язык.  

Станция  «Если добрый ты, это хорошо…»
Ребята объясняют, что означает понятие «добрый человек».
Высказывания детей:
Добрый человек - это тот, кто
- любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь;
- вежливо и уважительно относится к взрослым и младшим;
- любит природу и бережет ее;
- любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
Учащимся предлагается выполнить тест.
Добрый - значит доброжелательный,  вежливый,  неучтивый,  прощает обиды,  чуткий,  отзывчивый, помогает в беде, ссорится со всеми,  вспыльчивый,  ласковый, веселый,  счастливый, грубый, наглый, внимательный,  жадный,   крикливый.
Необходимо выбрать правильные понятия.
В результате работы на станции оформляется ромашка, на лепестках которой обозначены понятия:  добрый - значит … (наклеить понятия).
Станция «Народная мудрость»
Ведущий: Собери пословицу.
Без добрых дел нет доброго имени.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь - добро делай.
Учись доброму - плохое на ум не пойдет.
Про доброе дело говори смело.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Злой плачет от зависти, а добрый - от радости.
Добрые слова дороже богатства.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Ведущий: Как вы понимаете значение этих пословиц? (Высказывания детей.)
В результате работы на станции оформляется плакат «Народная мудрость». Необходимо наклеить собранную пословицу на плакат.

Станция «Давайте говорить друг другу комплименты»
Ведущий: Вспомните пословицы о добрых словах.
От учтивых слов язык не отсохнет.
Доброму слову и кошка рада.
Ласковые слова слаще меда.
Как аукнется, так и откликнется.
Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
Ведущий: Добрые, спокойные  слова могут поднять настроение, сделать человека счастливым. Какие это слова? (Милосердие, дружба, добро, надежда, вера, любовь, счастье, улыбка…) Давайте проверим это утверждение.
Игра «Дерево добрых слов»
Ведущий: Перед нами засохшее дерево. Давайте его оживим. Каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, обращаясь при этом к нему по имени. (Дети выполняют задание.)
Нам  кажется, у нас стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
В результате работы на станции оформляется дерево добрых слов.
                                            
Станция «Спешите делать добрые дела»
Рассказ детей об их добрых делах, которые они делали в течение недели в школе и дома.
Ведущий: Угадай сказочных героев, которые запомнились нам своей добротой.
Этот герой  очень добрый  и на проказы двух мышат всегда говорит: «Ребята! Давайте жить дружно» (Кот Леопольд).
Героиня  этой сказки очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Она заботится о ней и часто носит ей пирожки (Красная Шапочка).
Героиню этой  русской народной сказки увезли в зимний лес на верную погибель, да добро победило зло (Настенька из сказки «Морозко»).
Горячие слезы этой бесстрашной девочки растопили лед в сердце мальчика и расплавили осколок, что помогло детям покинуть царство Снежной королевы (Герда).
На станции оформляется плакат «Копилка добрых дел», ребята вклеивают фотографии о добрых  делах  своего класса и девизы класса.
Станция «Мастерская добрых дел  «Подари добро»
Ребятам предлагается выполнить сувенир для младшего друга.
Звучит песня «Все сбывается на свете», стихи М.Пляцковского, музыка Е.Крылатова.
Команды собираются в музыкальный зал на заключительный этап мероприятия.
Станция «Хорошее настроение» (музыкальный зал).
Ведущий: В дни, когда проходит марафон добрых дел, мы еще раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, подумаем, каких людей и их поступки можно назвать добрыми, и о том, что надо спешить делать добрые дела, вспомним,  что такое дружба и счастье.
Настало время  вспомнить добрые слова.  В этом мне помогут наши ученики.
Добрый день
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Здравствуйте
- Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Спасибо
За что мы говорим спасибо?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз?
Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал - забывать.
Но если я все же забуду,
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста
Отменить, что ли, слово
«пожалуйста» -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без
«пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Добрые слова
Эти слова всем известны давно,
Видишь, они просты и неновы.
Но я еще повторю все равно:
«Добрые люди, будьте здоровы!»
Ведущий: В жизни мы совершаем разные поступки - хорошие и не очень. Сейчас ребята покажут небольшие сценки из своей жизни, а мы с вами посмотрим и подумаем, как же нужно поступить в той или иной ситуации.

Сценка первая
Один мальчик ест конфету, а другой смотрит. «Вкусно?» - «Ага». - «Вот если бы у меня была конфета, то я бы тебя угостил». - «Как жаль, что у тебя ее нет».
Ведущий: Ребята, как вы думаете, как поступил мальчик с конфетой? Почему? Как бы поступили вы  на его месте?

Сценка вторая
Зима. Холодно. Девочка потеряла варежки, у нее замерзли руки. Подошел мальчик и протянул ей свои варежки.
Ведущий: Какой поступок совершил мальчик? Как бы вы  поступили на его месте?

Сценка третья
Идет хмурый мальчик, а навстречу ребята: «Здравствуй, Алеша, привет». Алеша не ответил на приветствие.  Как надо было поступить?
Слово ведущему о добрых поступках учеников школы.
Стихотворение о добре Н.Тулуповой читает  ученик 8-го класса.
Добрым быть совсем, совсем
не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям
радость.
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце,
светит,
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем
не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям
радость.
И взамен не требует награды.
«Песня о доброте» из мультфильма «Фунтик и его друзья», музыка В.Львовского,  стихи В.Шульжика. Исполняют учащиеся  4-го класса.
Сказку «Репка» исполняют самые младшие ученики нашей школы - нулевой класс.
Ведущий: Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит  смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти дорогою добра. Так давайте совершать добрые дела уже сейчас!
В завершение  праздника старшеклассники дарят поделки, сделанные своими руками,  ученикам младших классов.
В круг дружбы приглашаются начальные классы и старшеклассники.
Звучит песня Надежды Кадышевой «Наши добрые дела не исчезнут без следа».

​Наталья КОСАРЕВА, заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории;
Лариса ЦУКАНОВА, учитель трудового обучения специальной коррекционной школы №23 Рязани