Историческая память - сложное явление. Какие уроки вынесет человечество из всего многообразия прошлого, из трагедии Второй мировой войны, предсказать трудно. Для каждого народа, социальной группы подобного рода испытания могут стать отправной точкой для нравственного совершенствования или точкой невозврата, за которой озлобление, месть, поиск виноватого.
Наша задача - задача педагогов и всего общества - воспитать подрастающее поколение с иммунитетом против зла и насилия. На мой взгляд, изучение в школах на уроках и во внеурочной деятельности темы холокоста может стать своеобразной лакмусовой бумажкой для проверки нравственных качеств не только школьников, но и тех, кто с ними работает.
У каждого учителя есть рабочая программа, составленная в соответствии с государственным образовательным стандартом, при разработке которой он может 30% учебного времени отвести на изучение тем в соответствии с региональным историко-культурным стандартом. И тут возникает вопрос, какое отношение имеет тема холокоста к территории, которая не была под оккупацией в годы войны, где не было гетто и лагерей смерти?
Действительно, Вологодская область и город Вологда (за исключением Оштинского рубежа в Вытегорском районе) остались в стороне от активных боевых действий, но внесли свой посильный вклад в дело Победы. На территории области были сформированы две дивизии (100-я и 286-я стрелковые), которые принимали участие в освобождении лагеря смерти Аушвиц (больше известного как Освенцим). Данный факт, на мой взгляд, не получил достойной оценки и освещения в литературе. В Вологде нет улицы в память о 100-й стрелковой дивизии, несмотря на то что ее формирование проходило в одном из районов города. До сих пор не названы имена всех воинов-освободителей Аушвица. Вовлечение учащихся в поисковую работу по данной теме позволит рассматривать тему холокоста в контексте регионального историко-культурного стандарта.
На уроках обществознания при изучении тем «Свобода и ответственность», «Свобода выбора», «Ценности», «Мораль и право», «Влияние средств массовой информации на сознание человека», «Нации и межнациональные отношения» и т. д. можно использовать документы, свидетельские показания людей, переживших гетто, депортацию, нацистские лагеря. Полезно использовать такой методический прием, как диалог текстов, когда учащимся предлагается сравнить разные точки зрения на одно и то же событие. Например, отчет о депортации евреев немецкого полицая и записки из дневника жертвы - еврейской молодой женщины. При подготовке к такому уроку очень важно продумать вопросы, чтобы поддержать дискуссию и заставить учащихся задуматься о проблеме коллективной ответственности, чтобы все разговоры не свелись к тому, что военный выполнял приказ и поэтому поступить по-другому не мог, а значит, и не виноват. Говоря с ребятами о холокосте, всегда надо помнить, что кроме палачей и жертв были еще и сторонние наблюдатели, благодаря молчаливому согласию которых и стала возможна катастрофа еврейского народа.
Как бы ты поступил в подобной ситуации? Смог бы бороться с режимом? Смог бы отказаться от выполнения приказа? Смог бы помочь жертвам? Все эти вопросы ребята должны задать сами себе. Диалог с собственной совестью намного полезнее с нравственной точки зрения, чем просто перечисление количества лагерей смерти, количества жертв и т. д.
Во внеурочной деятельности работу необходимо спланировать так, чтобы мероприятия, так или иначе связанные с темой холокоста, проходили систематически и стали традиционными. На мой взгляд, достаточно четырех значимых событий (один раз в четверть), при подготовке к которым будет задействована вся школа.
Так, в нашей школе мы определили для себя наиболее важными следующие даты: 3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом, 16 ноября - День толерантности, 27 января - День памяти жертв холокоста, 9 мая - День Победы.
3 сентября 2014 года ученики и педагоги школы высадили аллею памяти детей - жертв террора на территории Горне-Успенского женского монастыря. Место для кленовой аллеи выбрано не случайно. В годы большого террора на территории СССР в Успенском храме находилась пересыльная тюрьма, за толстыми стенами которой от голода и болезней погибло много репрессированных, в том числе и детей.
Вот уже два года мы проводим общешкольный митинг, на котором присутствует настоятель Успенской церкви отец Андрей. Завершается траурное мероприятие зажжением поминальных свечей и запуском белых воздушных шаров в небо.
В этом году учащиеся школы по приглашению осетинской диаспоры приняли участие в общегородском митинге, где школе было передано благодарственное письмо полномочного представителя Республики Северная Осетия - Алания в Северо-Западном федеральном округе за проведение акции по созданию на территории храма Успения Божьей Матери аллеи в память о погибших от рук террористов в 2004 году в городе Беслане.
16 ноября 2014 года День толерантности был проведен в контексте юбилея Победы. Каждый класс представлял какую-либо национальность бывшего СССР. Кроме национального костюма, песни или танца необходимо было подготовить информацию о вкладе представителей разных национальностей в дело Победы.
27 января 2015 года - День памяти жертв холокоста. При подготовке к проведению вечера памяти в школе прошел конкурс сценариев, в котором приняли участие как педагоги, так и старшеклассники. В основу сценария-победителя были положены фрагменты из «Черной книги». Ведущими и главными исполнителями стали учащиеся 10-го класса.
9 мая мы вспоминали воинов-вологжан, которые дошли до Берлина, участвовали в освобождении Аушвица в составе 100-й стрелковой дивизии.
В заключение хочу подчеркнуть, что не надо учащимся рассказывать о холокосте, надо их вовлекать в деятельность по изучению этой темы.

Светлана ТИХАНКИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания средней школы №20 города Вологды