Надежда Петрова, пос. Богородское,  Кировская область:
 «Хорошо, что в газете появляются  статьи о том, как живут наши коллеги  в разных регионах. Сегодня  часто слышишь: «Пусть  учителя-ветераны дадут молодым дорогу».  Однако все не так просто. Если бы к директору стояла очередь, как говорят, из молодых и перспективных, разве он не нашел бы возможности дать им работу? Сегодня начинающий учитель (21 час) зарабатывает около 8 тысяч рублей. Кто пойдет  на такую зарплату?  Но и педагоги со стажем  имеют невысокую зарплату - около 10 тысяч рублей (при ставке 25 учебных часов), учитель с неполной нагрузкой (14 часов) - около 6 тысяч рублей. К тому же по сравнению с прошлым годом зарплата наша значительно снизилась. Как объяснили в районном управлении образования,  это произошло потому, что Госстандарт в 2015-м  был принят с экономией 18 процентов. Поэтому к началу учебного года во многих школах было израсходовано 80-90 процентов  средств. Чтобы уложиться в рамки Госстандарта, в текущем учебном году начисляется только почасовая оплата труда.  Потому по сравнению с прошлым годом зарплата учителей снизилась».

 Татьяна Васильева, Адамовский район, Оренбургская область:
«Прошло полтора месяца нового учебного года. Мы, учителя, ощутили, что при возросшем объеме работы  стали получать  меньше. Районное начальство объясняет это тем, что слишком много добавили бюджетникам сразу, зарплаты у них стали выше областного показателя. Потому сейчас  они  доводятся  до нормы. Вот такое мудрое решение приняли власти. К тому же перестали платить  «сельские», мол, раньше это происходило по традиции.  В действительности же нет такого закона  о дополнительных выплатах учителям сельских школ. Его  должны были принять в свое время на региональном уровне, но  не сделали этого».

 Нина Козловская, ветеран педагогического труда, Правдинск, Калининградская область:
«Со своей родной школой, которой отдано полвека жизни,  связи не теряю. Веду  театральный кружок.  Детки  интересные, со своим особым видением современности, общение много дает мне. Но вот что я думаю. Мы сегодня мало даем возможности нашим ребятам проживать детство во всей его полноте. У швейцарского учителя - мыслителя начала прошлого века  Ферьера я нашла подтверждение своим мыслям. Точно подмечено, что  ребенок любит природу, но его замкнули в четырех стенах. Он не может оставаться без движения,  его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Ребенок любит говорить - ему приказали молчать. Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет смысл, а устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы... И тогда дети научились тому, чему они никогда не научились бы в других условиях. Они научились лгать и притворяться. Как это верно!»