Ежегодно выбирается новая страна. Так, в 2002 году конференция проходила в Москве, в 2003 году - в Японии. И вот - Словакия. Было заранее объявлено о том, что все педагоги, активно участвующие в проектах, могут подать работы на конкурс, попытать свое счастье в получении стипендии IEARN, то есть гранта на поездку. Я отослала эссе и требуемые данные о себе, ссылки на проекты. Весной пришло сообщение о том, что мне выделена 100-процентная стипендия, единственная в России. И почетно, и очень ответственно. Я стала думать о том, что могу показать, что хочу посмотреть. Все необходимые сведения о Кошице, о том, как туда добираться, как и где менять рубли на кроны, номера поездов, автобусов, цены на билеты нашла через интернет. На сайте конференции постоянно появлялись новости, полезная информация. Каждый участник мог зарегистрироваться в электронном виде, сообщить, когда и куда приезжает: люди ехали через Братиславу, Прагу, Вену, Будапешт, Краков... Всего собралось 400 человек из 58 стран мира, от Аргентины до Зимбабве, или по-английски from A to Z. В оставшиеся месяцы мы обсуждали с оргкомитетом и с партнерами по проектам, какие мастерские я могла бы провести сама, а какие - совместно с другими педагогами. Я заявила мастерскую «ИКТ и интернет-ресурсы для педагогов». Кроме того, указала, что хотела бы участвовать в нескольких мастерских по проектам. Неожиданно меня спросили, не возьмусь ли я вести мастерские по четырем большим проектам, в которых наша школа-лицей № 130 участвует уже несколько лет, кроме того, еще две мастерские нужно было провести совместно с коллегами из других стран. Оргкомитет предложил мне также выступить на пленарном заседании. Подумав, я согласилась. Нагрузка получилась большая, но хотелось побольше рассказать о России, показать видео о Сибири, презентации по проектам.

Поселили нас в общежитии на холме. Каждое утро мы сбегали вниз, а вечером карабкались вверх, девяносто ступенек, неплохо для зарядки. Впрочем, часть гостей посолиднее жила в отеле внизу. Утро начиналось с пленарных заседаний, общих объявлений, выступлений молодежи. Мероприятия проходили в Доме умения типа Дома культуры. Ежедневно перед собравшимися с презентациями о своей стране выступали два-три педагога: Иран, Тайвань, Румыния, Финляндия, Словакия, Россия, Сенегал, США, Уганда, Египет, Кения, Ботсвана. Понятно, что при таком разнообразии стран и народов каждый выступал по-своему, но нас всех объединяет умение и желание использовать ИКТ в процессе обучения молодежи для воспитания новых граждан в духе взаимопонимания и дружбы. Я показала небольшое видео об Академгородке, своих учеников, работающих над проектами, конкурс «Женщина года», проходивший в нашем городе. Привела примеры того, как приходится работать с детьми разного возраста, какие возникают трудности. Повторила наши лозунги: «Быть другим не значит быть плохим», «Если не попробуешь - не добьешься успеха».

С традиционным обращением к собравшимся обратился Питер Копен, основатель Фонда семьи Копен, а также инициатор создания IEARN. Именно господин Копен в 1987 году обратился с предложением к органам образования США и России, совершил множество поездок, и его идея об обмене посланиями по электронной почте между 12 школами США и 12 школами России воплотилась в жизнь. На I Международной конференции IEARN в 1993 году были представители всего пяти стран, а сейчас в международных проектах, проводимых IEARN через интернет, участвуют почти все страны мира.

Доктор Джеймс Мартин (США) выступил с лекцией о глобальных проблемах, стоящих сегодня перед человечеством, в том числе о загрязнении окружающей среды, о разрыве между бедными и богатыми странами, о терроризме, о побочных эффектах, связанных с развитием науки и техники. Несмотря на множество отрицательных примеров, доктор Мартин сделал вывод: молодежь сумеет справиться со всеми проблемами, если будет действовать сообща, независимо от расы, религии, языка, географического положения своих стран. После лекции студент-мусульманин (я намеренно не указываю страну) агрессивно спросил нас, группу педагогов из разных стран: «А не считаете ли вы, что было бы лучше разделить весь мир на секторы согласно религии и сделать так, чтобы люди не вмешивались в дела друг друга?» Каждый сверчок знай свой шесток, так сказать. Подобная философия противоречит самому духу IEARN, но нельзя закрывать глаза на то, что она есть. Мы видели, как быстро находят общий язык, как легко становятся друзьями молодые люди, но видели и различия, и то, что одни готовы слушать и слышать, а другие - нет. В этом, видимо, и заключается смысл подобных встреч: попытаться услышать друг друга, понять иную точку зрения.

Важная часть конференции - мастерские. Я бы условно поделила их на три направления:

1. Интеграция ИКТ в учебный процесс.

2. Современные проблемы.

3. Интернет-проекты.

Интеграция ИКТ в учебный процесс

Даже пару лет назад таких мастерских было немного, в этом году выбор был очень велик. Специалисты из Египта рассказали, как они налаживают работу по проектам, каким образом используют новейшие технологии в процессе обучения и тестирования, какие видят перспективы.

Доктор Ахмед Девидар (Ahmed Dewidar) показал схемы и графики, объяснил, в чем состоят требования органов образования его страны, каким видится будущее интернет-деятельности. Хотя египтяне занимаются проектной деятельностью совсем недавно, успехи есть. Оснащение школ ИКТ идет довольно быстро, педагогов обучают не только тому, как пользоваться техникой, но и методике.

Интересным было также выступление словацких специалистов «Как мотивировать педагогов к использованию ИКТ». Он весьма схож с российской моделью обучения педагогов в центрах информационных технологий. Основное различие заключается в том, что у нас обычно это интенсивные двух-трехнедельные курсы, а словаки предпочитают вести курс в течение года, один-два дня в месяц, чтобы не отрывать учителей от работы и не нарушать учебный процесс. Поговорив со специалистами из вузов и с учителями, я пришла к выводу, что трудности у стран бывшего восточного блока те же, что и у нас: нет денег. На конференции словаков было не очень много, в основном оргкомитет, добровольцы-помощники. Отвечая на мои вопросы, люди говорили одно и то же: доехать-то можно, страна маленькая. Но заплатить оргвзнос, оплатить проживание они не в состоянии. Повысят ли зарплату учителю, прошедшему курсы повышения квалификации и фактически получившему вторую специальность? Это зависит от директора, от органов образования. Как и мы, многие работают на энтузиазме.

Традиционно сотрудники IEARN проводят несколько мастерских для тех, кто желает принимать участие в проектной деятельности, но пока не знает, как в нее включиться. Людям показывают форумы, объясняют, как происходит обмен мнениями, выдают имя пользователя и пароль, подписывают на электронные новости.

На мою мастерскую «ИКТ в образовании» собралось довольно много желающих узнать, как обстоят дела в России, какие ресурсы я лично считаю очень хорошими, удобными и какие из них полностью бесплатны, а какие предполагают символическую плату. Мне очень помогло то, что уже много лет я постоянно пишу об использовании ИКТ в образовании, печатаюсь в «Учительской газете», в газете «Наука в Сибири», в Сети и за рубежом. Весь материал для двухчасовой презентации был собран, нужно было только перевести его на английский язык и расположить на компакт-диске в нужном формате. Прежде всего я показала как российские, так и зарубежные газеты и журналы в электронном виде, объяснила, как найти любое печатное издание в Сети по принципу «название.орг» или «название.ком». Показала многочисленные примеры готовых разработок уроков на все уровни владения языком и на любой возраст, предоставляемые интернет-издательством English To Go (www.english-to-go.com). Конечно, никакая презентация не заменит любимый элемент нашей работы - наглядность: я заготовила листовки, где указала адреса, источники, привела примеры, мои коллеги с радостью их разобрали. Затем предложила посмотреть на сайты, которыми регулярно пользуюсь сама, такие, как Teaching English (www.teachingenglish.org.uk), World Wide Words (www.worldwidewords.org). Два последних сайта созданы при помощи и поддержке Би-би-си и Британского совета. Многие специалисты из англоговорящих стран о них не знают, поэтому часть своей презентации я посвятила тому, как быстрее найти нужные источники в Сети, как не потеряться в море информации. Мне кажется, сейчас действительно настал период «взрыва информации» - information explosion. Например, любое издательство публикует новости, рассылает бюллетени, дает образцы своей продукции. Значит, стоит определиться, что нужно именно вам, исходя из своих потребностей, и не пытаться объять необъятное. Так как моя мастерская по времени была последней, мы долго разговаривали с коллегами на эту тему, я показала и то, что не вошло в официальную презентацию: проекты, рисунки, наброски, свои разработки. Рассказала, как публикации в прессе помогают не только популяризировать идею использования ИКТ в образовании, но и находить единомышленников. Особенный интерес вызвало упоминание о том, что у нас в стране проводятся различные педагогические конкурсы, пришлось подробнее остановиться на теме, я показала свои материалы по Всероссийскому методическому конкурсу «Учительской газеты» «Сто друзей», в котором заняла первое место. Кстати, полученный за публикацию призовой работы гонорар помог мне покрыть неизбежные расходы на поездку, что тоже заинтересовало участников мастерской. Я посоветовала не стесняться, посылать свои работы на различные конкурсы как у себя в стране, так и на международные.

Современные проблемы

Несколько мастерских были обозначены назывными предложениями. «Руки прочь!» - преподавание основ гражданского законодательства в начальной школе. «Загрязнение окружающей среды» - как бороться с мусором. «Покончим с малярией» - проблемы Ботсваны. «Что мы знаем о СПИДе, о ВИЧ, как с ними бороться» - 15 европейских школ. «Девушки Кении в беде!» - о проблемах Африканского континента. «Покончим с наркотиками» - все страны. Заметно, что проблемные мастерские не делают различия между странами и континентами, старшеклассники участвуют в них наравне со взрослыми. Наркомания, СПИД, подростковая преступность и подростковая беременность являются реальностью не только стран третьего мира, но и развитых стран Европы, Америки. На конференции по интернет-образованию говорилось о том, какую огромную роль уже играют и могут сыграть Всемирная сеть, новейшие технологии в образовании как со знаком плюс, так и со знаком минус. Роль взрослых педагогов здесь понятна и не требует разъяснений, мы должны помочь молодежи справиться с трудностями, избежать опасностей. Первый шаг к решению проблемы, как упоминалось на всех мастерских, - это признание того, что она существует. Определи врага, тогда ты его победишь.

Проектные мастерские

Все упоминаемые в этом разделе проекты, адреса и правила участия находятся на основном сайте IEARN (www.iearn.org). А если говорить об основной цели IEARN, то это совместная работа над проектами, обмен информацией, использование ИКТ на занятиях, интеграция ИКТ и проектной деятельности в обычную школьную программу. «Мы способны изменить мир» - один из постоянных лозунгов организации «Международное образование и ресурсы компьютерной сети». Если дети с раннего возраста привыкнут общаться со сверстниками из разных стран, поймут, что быть другим не значит быть плохим, есть надежда на будущее.

Все 123 секции, конечно, не опишешь. Те, кого заинтересовала эта информация, могут написать мне, я всегда отвечаю. В заключение хочется отметить большую работу, проделанную организаторами конференции, всеми взрослыми участниками для того, чтобы состоялся параллельно проводившийся Саммит молодежи. Каждый день приехавших на конференцию школьников собирали вместе и увозили или уводили заниматься делом. Ребята подружились за неделю, подготовили прекрасное представление, которое показали на закрытии. В течение всего учебного года работала команда словацких учителей, студентов и школьников во главе с Катариной и Джейсоном Гербер. Конференция IEARN-2004 удалась.

Новосибирск

NB!

http://www.sch130.nsc.ru

www-eng.sch130.nsc.ru

e-mail: koptyug@sch130.nsc.ru