Прежде всего он необходим для управленческой и аналитической работы администрации. В области облегчения работы по созданию и приглядному оформлению разнообразных бумаг ему нет равных. Но вместо ожидаемого облегчения новый инструмент забот администрации только прибавил. Теперь вся информация по школе дублируется как в электронном, так и в традиционном бумажном виде - для проверяющих. Выросло количество бумаг, причем значительно. С организацией системы электронной почты количество необходимых поездок в органы управления не сократилось, теперь все данные требуется сдавать как «в цифре», так и на бумаге. Директивные инстанции утверждают: «Электронная форма документом быть не может, поэтому нужно привезти бумагу с печатью, а электронный вариант надо привезти на дискете, т.к. по электронной почте он может не дойти».

Но при всем недоверии к технике администрация освоилась с компьютером, пожалуй, наиболее успешно. Неплохо прижились программы по составлению расписания, тарификации, комплект для директора школы и завучей, хотя они все еще требуют доработки. Очень удобны электронные носители, собравшие в себе всю необходимую законодательную базу и стандарты по предметам.

Кроме того, компьютер должен был стать своеобразным техническим средством обучения, помогающим учителю-предметнику. Ведь при помощи комплекта «АРМ» (Автоматизированное рабочее место учителя) можно максимально использовать элементы наглядности на уроках, благо программ, позволяющих это делать, - великое множество. Однако на деле все далеко не так радужно.

В среднем школы компьютерной техникой насыщены. Но это «в среднем», как в шутке про среднюю температуру по больнице. Степень компьютеризации школ крайне неравномерна. Одни (очень немногие) имеют все - АРМы, сети, охватывающие всю школу, компьютерное и мультимедийное оборудование в каждом кабинете, постоянный выход в интернет. Другие (большинство) - довольствуются единственным компьютерным классом и парочкой «машин» у администрации. Наша школа, например, значительную часть своей техники получила отнюдь не от системы образования, а от местных органов самоуправления.

До сих пор наличие мультимедийных проекторов - явление редкое, а работать в классе без них - все равно что смотреть в кинотеатре телевизор. Огромное количество обучающих программ по физике, астрономии, химии, биологии, геометрии и т. д. можно использовать лишь на 5 - 10%, так как нет возможности применять их демонстрационные свойства. Техника чаще употребляется для составления и тиражирования контрольно-измерительных материалов, а то и просто представляет часть антуража кабинета.

К сожалению, мне, как и всем работникам школ, неизвестны детали государственной программы финансирования компьютеризации школ, но либо в ней были серьезные просчеты, либо она была, как обычно, «скорректирована» исполнительными органами. Во всяком случае, получить деньги на обслуживание установленной техники - задача почти невыполнимая. А обслуживание дорогостоящей техники, по школьным меркам, - удовольствие достаточно дорогое. Только заправка картриджей для различных печатающих и копирующих устройств, требует значительных сумм, а уж починка - тем более. Причем оплачивать все это нужно наличными, что школам запрещено априори. На риторический вопрос к вышестоящим инстанциям «Где взять деньги?» следует не менее однозначный ответ: «Ищите!». Школы поставлены в парадоксальную ситуацию, когда им строжайше запрещено собирать какие-либо «Живые» средства, и одновременно не менее строго указывается, что техника должна работать. Конечно, деньги найдутся, но давайте хотя бы не будем считать это незаконным!

Для обслуживания сложной техники требуются специалисты, причем они нужны не эпизодически, как заправка картриджа, а постоянно. Тут как с автомобилем: как бы ты аккуратно ни водил и ни ухаживал за машиной, а в автосервис заглядывать нужно, причем чем чаще, тем лучше. Так что возлагать функции обслуживания компьютеров на учителей информатики, а то и другого предмета, занятие неразумное, да и безнадежное. Бывают, конечно, учителя-универсалы, но это явление скорее уникальное, чем массовое. Штатное расписание теперь предусматривает наличие инженера и даже лаборанта по компьютерным технологиям, но оклад назначен такой, что даже распоследний сантехник не согласится работать за эти деньги. А ведь компьютер все-таки сложнее унитаза.

Извечная проблема - кадры. То, что возрастная ситуация со школьными кадрами на сегодняшний день не просто угрожающа, а катастрофична, понимают, кажется, все, кроме тех, в чью обязанность входит эту ситуацию контролировать. На одном из совещаний в сентябре озвучили информацию, что средний возраст учителя химии в Центральном округе Москвы - 65 лет! Каковы же крайние значения?! Преподаватель такого возраста, получивший современную технику, в массе своей пользоваться ей не будет. Пускай его даже заставят окончить какие-то курсы и получить удостоверение. В крайнем случае он сможет изобразить что-то на открытом уроке, и то, если будет долго тренироваться. Да и не в возрасте дело. Чтобы нормально владеть компьютером, его необходимо иметь дома, работать на нем постоянно. Такое позволить себе может далеко не каждый учитель.

Безусловно, есть еще и проблема времени. Подготовить урок с использованием компьютерной техники - дело долгое, даже если учитель им прекрасно владеет. Из всех знакомых мне педагогов только один подготовил серию компьютерных уроков по физике, записал их на CD и активно использует, но этот учитель буквально живет школой и в школе, не зная ни выходных, ни каникул, возвращаясь домой не раньше 11 часов вечера. У остальных, даже если они владеют техникой, времени элементарно не хватает.

В целом, появившаяся в предметных кабинетах компьютерная техника эффекта в обучении детей не дает не только в силу своего слабого использования, но и по самой своей природе. Появление компьютера в классе и его использование только в первые месяцы вызывало некоторое оживление среди учеников, затем интерес угас. Все происходило точно так же, как когда-то с диапроекторами, кинопроекторами, телевизорами, видеотехникой. Оказалось, что живой эксперимент и непосредственную работу с объектами не заменит ни одна, даже самая совершенная демонстрация.

Кабинеты информатики появились в школах еще в 80-х годах прошлого века и прочно там обосновались. К сожалению, планировка старых школ не предусматривала преподавание в них такого предмета. С переоснащением этих кабинетов современной техникой и появлением второго, а то и третьего компьютерных классов возникла острая проблема помещений, соответствующих санитарным нормам. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 в пункте 3.4. требуют: «Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 м2». Стандартный кабинет школ постройки до 90-х гг. имеет площадь 30 м2. Чтобы разместить только два десятка компьютеров (два компьютерных класса), необходимо 4 кабинета, в которых будут работать 4 учителя! Ни помещений, ни кадров в таком количестве школы не имеют и иметь в обозримом будущем не будут.

Ситуация с учителями информатики тоже оставляет желать лучшего. Профессиональных педагогов мало, в основном это преподаватели с высшим техническим образованием, прошедшие соответствующую переподготовку. До сих пор нет единой концепции, чему, собственно, нужно учить детей. Вариантов масса: от подготовки пользователя до углубления в дебри программирования. А порою уроки вообще сводятся к играм на компьютерах. Детям это, конечно, доставляет максимальное удовольствие, но все же задачи обучения должны быть, наверное, другими.

Несмотря на все эти проблемы, изучение информатики в некоторых школах вводится уже со второго класса. О результатах говорить пока рано, но дети ходят на такие занятия с удовольствием.

Нужен ли компьютер в школе? Без сомнения! Но не нужно ожидать от него чудес. Программа компьютеризации школ была необходима, но нельзя только к ней сводить всю модернизацию школы. Проблем она не решает. Компьютер - всего лишь инструмент в руках учителя.

Василий ВАШКОВ, заместитель директора по научной работе, учитель химии и биологии средней школы №1004, Москва