Эксперты напомнили, что восстановлением системы детского дополнительного образования правительство занимается с 2012 года. Тогда Президент РФ Владимир Путин подписал Указ №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», согласно которому к 2020 году дополнительным образованием должны быть охвачены не менее 75% российских детей от 5 до 18 лет.
«Анализ российской практики показывает, что вовлеченность бизнес-сообщества в систему детского дополнительного образования очень низкая. Механизмы есть, но они неэффективны», - сообщила старший научный сотрудник Управления научно-исследовательских работ Аналитического центра Инна Каракчиева. Доля частного сектора в системе России составляет около 4%, а за рубежом - более 60%. Эксперт полагает, что в отрасль нужно привлекать бизнес. Кроме того, отметила Каракчиева, число организаций в сфере допобразования увеличилось на 28,5%, но и число детей также растет. Если в других странах акценты сделаны на робототехнику и формирование технических навыков, то в России больше внимания уделяется занятиям художественной и спортивной направленности. «Наверное, можно воспользоваться лучшей международной практикой, учитывая нашу среду», - считает Каракчиева.
Заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Куприянова уверена, что для налаженной работы бизнес-сообществам необходима информационная открытость: «Важно предоставлять самую широкую информацию о том, что может сделать бизнес для удовлетворения интересов детей и родителей». Опыт взаимодействия бизнес-сообщества с государственной системой уже есть, но ему нужно законодательное сопровождение, полагает Татьяна Куприянова. Также она отметила, что отрасли необходима ускоренная переподготовка педагогических кадров.
Основатель InLearno Александр Костин уверен, что в системе допобразования детей не хватает системного подхода со стороны государства. «Под ним я понимаю предоставление равноправного доступа к аудитории как государственному, так частному сектору. Нужно создать нормальную конкурентную среду», - пояснил эксперт. Не менее важный момент, по словам Костина, связан с развитием механизма государственно-частного партнерства: «К сожалению, проектов подобного плана в отрасли практически нет. И здесь важно пользоваться не столько зарубежным опытом, сколько искать собственный путь развития».
Директор Центра исследований инноваций Московского института открытого образования Ольга Фиофанова рассказала об основных моделях взаимодействия государственных и бизнес-организаций в сфере допобразования детей. В московском регионе 56 бизнес-организаций оказывают такие услуги, их особенность заключается в ориентированности на результат. Одни нацелены на самоопределение, социальные и личностные компетенции, другие обращают внимание на инновационную деятельность для научно-технологических отраслей и индустрий будущего. «Такие альтернативные модели взаимодействия государственных организаций с бизнесом уже существуют в нормативно-правовой практике в виде сетевых форм реализации государственных программ и электронных форм обучения, - уточнила Фиофанова. - Но здесь нужно говорить о разработке недостающих механизмов, то есть персонифицированного финансирования услуг и конкурсного выделения финансов под определенные услуги».
Эксперты видят необходимость в создании экспертного совета, который бы отслеживал бизнес-проекты, оценивал их и давал рекомендации государственному сектору.

Игорь ВЕТРОВ, по материалам Аналитического центра при Правительстве РФ