На реализацию первого этапа проекта отведено четыре года, а срок погашения займа определен в 17 лет. При этом первый платеж будет совершаться через пять лет. Впоследствии МБРР готов предоставить России еще $200 млн. - если правительство не справится с информатизацией школ и вузов своими силами.

В первую очередь средства займа пойдут на создание цифровых учебных материалов, позволяющих эффективно использовать уже поставленное в школы компьютерное оборудование. Также планируется организовать массовое обучение преподавателей работе с информационными технологиями. Еще одно направление использования средств - создание в семи пилотных регионах специальных центров поддержки, специалисты которых будут помогать школьникам и преподавателям внедрять электронные технологии обучения. Координировать проект будет само Минобрнауки, а управлять им - Национальный фонд подготовки кадров (НФПК), одна из структур Всемирного банка. Также задействовано и Мининформсвязи. Для согласования действий этих организаций специально создан межведомственный координационный совет.

Участники российского IТ-рынка считают проект весьма своевременным. По словам директора Центра открытых систем и высоких технологий МФТИ Александра Хельваса, на уровне отдельных вузов и регионов уже были успешные проекты компьютеризации. В этой связи он вспоминает о создании образовательных порталов в Самаре и Ханты-Мансийском автономном округе при поддержке местных администраций, а также об организации технологических интернет-центров в 1990-х (тогда университетам помог Джордж Сорос).

На общероссийском уровне дело обстояло похуже. «Системных проектов национального масштаба в сфере образования было крайне немного», - отметил председатель совета директоров корпорации «АйТи» Тагир Яппаров. Один из примеров таких проектов - программа по автоматизации ЕГЭ. «В российское образование еще никогда не шло столько денег», - сказал гендиректор системного интегратора «УСП Компьюлинк» Михаил Лящ. «До сих пор эффективно реализовались в основном проекты, связанные с поставкой компьютерной техники в образовательные учреждения, - заявил он. - Нынешний проект - один из первых, нацеленных на решение с помощью компьютеров важных прикладных задач в сфере образования». Что можно только приветствовать!

P.S.

Подробный материал об этом читайте в «ИКТ в образовании», № 27.

Положение дел

Сергей ЗЕЛЕНОВ, директор средней школы № 5 города Калуги:

- Об этом нам думать еще рановато. Нам бы начать внедрять ИКТ с восьмого-девятого класса. Конечно же, по большому счету все упирается в нехватку помещений и в первую очередь - специалистов. В школе есть один компьютерный класс с хорошей техникой. На следующий год собираемся разбросить локальные сети, купить ноутбуки. Но все это будет стоить недешево, хотя и за счет спонсоров. Сегодня мы пытаемся обучить всех учителей компьютерной грамотности. У нас в школе информационно-коммуникационными технологиями профессионально владеют только заместители директора, учитель информатики да еще два-три педагога. Остальные, так сказать, любители. А если нет преподавателей, которые будут обучать детей, то о каком введении ИКТ в начальной школе можно говорить? Пока мы не подготовим кадры, сделать это не сможем, хотя и обладаем возможностью за счет спонсоров приобрести любую современную технику. Представляете, те компьютеры, которые нам поставили по президентской программе, мы дооснастили за счет спонсоров, выделивших нам 190 тысяч рублей. Нам установили спутниковую антенну, что дает возможность выхода в интернет. Спонсоры нам не отказывают, но, еще раз повторюсь, без квалифицированных учителей дело с мертвой точки не сдвинется, и в нашей школе вводить ИКТ со второго класса в ближайшие год-два нереально. За все учебные заведения города и области говорить не берусь, потому что в нашем регионе есть школы продвинутые, обладающие достаточными ресурсами.

Елена КУЗНЕЦОВА, заместитель директора

по учебно-воспитательной работе, учитель информатики школы № 308 города Москвы:

- В нашей школе информатика преподается со второго класса как факультативный курс. Я считаю, что ИКТ идет на пользу ученикам начальных классов, так как развивает их логическое мышление. Дети готовы к принятию информации, у многих из них дома уже есть компьютеры. Если раньше преподавать информатику начинали с нуля в пятом классе, то теперь эту задачу мы перенесли в начальную школу. Дети овладевают самыми простыми компьютерными функциями, хотя школьная программа не рассчитана на то, чтобы они работали с техникой. Ученики занимаются по специальным тетрадям, что развивает математическую логику. Изучению компьютера мы посвящаем несколько уроков, где учим детей правильно набирать текст, печатать, рисовать, решать логические задачи. Наши учителя пришли к выводу: в классах, где решаются логические задачи, ребята легче усваивают такие предметы, как математика, физика и даже история.

Комментарий специалиста

Программа информатизации школ является частью глобального проекта Модернизации системы образования, сроки завершения которой определены 2010 годом. Подготовка к введению в начальных классах нового предмета «ИКТ» ведется уже не первый год. Так, в ряде регионов страны в порядке эксперимента преподавание основ информационно-компьютерных технологий идет не только со второго, но даже с первого класса. Однако вряд ли можно утверждать, что начальные классы всех школ страны к 2006 году смогут ввести у себя этот предмет. Необходимо проделать огромную работу по подготовке и переподготовке кадров, по поставке компьютеров в школы и созданию условий для работы. Многое зависит и от того, насколько новая стратегия образования, которую собираются озвучить в ближайшее время, будет созвучна с программой модернизации. Так или иначе, решить проблему «ИКТ со 2-го класса» все-таки проще, чем реализовать другие проекты - скажем, перейти на профильное обучение в старших классах средней школы. Но и то, и другое - вполне реальные проекты.

Светлана ДЕМИДОВА, начальник отдела учреждений общего, дошкольного, дополнительного образования детей и других образовательных учреждений

Федерального агентства по образованию