Александр ГРЯДУНОВ, директор школы, Санкт-Петербург: Ни базы, ни кадров

На мой взгляд, проблем две: отсутствие надлежащей материальной базы и отсутствие кадров. Наша школа в этом отношении скорее исключение, чем правило, если приводить конкретный пример. Мы входим в «пятерку» лучших из 52 школ района, поскольку имеем два компьютерных класса, выделенную линию с интернетом и двух преподавателей информатики. В общей сложности у нас 22 машины, и мы информатику преподаем со второго по одиннадцатый класс включительно. В 10-11- х классах при программном раскладе по одному часу информатики в неделю мы даем два часа этого предмета. Для полноценной работы в компьютерном классе есть и сканер, и принтер. Теперь мечтаем о мультимедийном проекторе. Благодаря кому мы так хорошо живем? Никакого секрета нет. Вот уже несколько лет нам помогает депутат ЗАКСа Олег Сергеев. Если бы не было столь серьезной поддержки, школа вряд ли потянула бы приобретение машин. У нас не такой контингент детей и родителей, чтобы организовывать платные образовательные услуги. Может быть, ситуацию изменила бы распределенная по годам система стимулирования школ в материальном плане. Если бы я знал, что в этом году нам на компьютеры отпущено, допустим, пятнадцать тысяч рублей, тогда бы имело смысл планирование покупки. Но пока речь не идет не только об этих возможностях, но и вообще о нормативном финансировании. Поэтому за успехи наших детей в области информатики (дипломы, призовые места на всевозможных олимпиадах) мы говорим огромное спасибо муниципальной власти.

Людмила ГЕРДТ, методист отдела информационных технологий Омского городского управления образования: Шаг в будущее

Думаю, это трудно, но к этому надо стремиться. Ведь никто не станет спорить, что за компьютерными технологиями - будущее. Почему российские дети должны отставать в развитии от каких-нибудь тайванских? В Тайвани персональный компьютер есть у каждого ученика - в школе, не говоря уже про домашний. Проблем в России, конечно, множество. Но они решаемы. Во-первых, обеспечение школ техникой в последнее время стало двигаться ударными темпами. В Омской области 1 компьютер приходится на 55 детей. Назвать персональным его, правда, при этом трудно. Но ведь это только начало.

Раньше казалось, что главная проблема - в сознании педагогов. Поначалу они воспринимали компьютеры как лишнюю головную боль. Теперь, когда у нас уже четыре года существует система координаторов, класс открытого доступа в интернет для всех желающих, плюс еще 86 школ подключились нынче к интернету, все изменилось. Класс открытого доступа работает четыре дня в неделю, и он все время полон. Радует, что приходят старушки-учительницы. Недавно вот пенсионерка - классный руководитель объясняла мне, почему ей очень нужно научиться работать на компьютере. Чтобы разговаривать со своими ребятами на одном языке. Много молодежи, особенно учителей начальных классов. Компьютерную неграмотность постепенно побеждаем. Педагоги вместе с учениками создают сайты, побеждают в российских конкурсах. Машины используются на всех уроках, включая даже физкультуру. Но это в тех школах, которые могут охватить наши координаторы. А их всего 20. Финансовые вопросы можно решить, но нужны люди. Для того чтобы преподавать информатику, недостаточно курсов. Компьютер надо изучать. И еще детей любить. В Омском педагогическом университете несколько факультетов готовят информатиков. Причем начали это делать первыми в стране, еще 10 лет назад. А выпускников педвуза учителей информатики можно пересчитать по пальцам. Причем одной руки. Они уже на третьем-четвертом курсе находят себе работу. Но не в школе, а в коммерческих фирмах. Неужели они пойдут в школу - на тысячу рублей?

Светлана ЧИМБРУ, директор школы №46, Нижний Новгород:

Техника 90-х годов

Не готовы, потому что во многих российских школах еще даже нет современной техники, в частности в школе №46. Наши ученики работают на старых машинах выпуска 1990-х годов. Современные компьютеры? Обещать обещают, но когда это будет конкретно, никто не знает.