Ирина ДРАКИНА, начальник Ресурсного информационно-аналитического центра Министерства образования и науки Омской области: Долгий процесс

Нельзя назвать наших педагогов компьютерно грамотными - это процесс все же достаточно долгий. Над решением этой проблемы уже пять лет плотно работает ИПКРО, и требования к педагогам мы ставим достаточно жесткие - они должны уметь пользоваться ПК. Тем более сейчас, когда во всех школах появились компьютерные классы, которые должны служить для обучения не только детей, но и взрослых. Кроме того, компьютерную грамотность учителя повышают с помощью курсов Интел. В этом им способствуют тьюторы, существующие в каждом районе. Благодаря сети тьюторов повысили свое информационно-коммуникативное образование уже более четырех тысяч сельских педагогов.

Алла ФОМИНА, заместитель директора по информационной сети школы №318, Москва: Один учится. Другой работает

Все зависит от того, хочет ли учитель овладеть новыми знаниями или ему необходимо просто повысить свою квалификацию. К примеру, я - человек, знакомый с компьютером, но мне хочется расширить свои знания, допустим, изучить объектно ориентированные языки программирования, в этом случае лучше полностью погрузиться в обучение. Если же я хорошо разбираюсь в своей предметной области, то удобнее, посещать курсы. Но в любом случае отрыв от школы чреват изменениями штатного расписания, программой. То есть нужно всегда помнить, что из-за моего отсутствия кому-то всегда трудно.

Марина БЕРДЫШЕВА, заведующая информационно-аналитическим центром Омского областного института повышения квалификации работников образования: Заочно-очная стажировка

Обучение работе на компьютере - процесс длительный и постоянный. Одного лишь базового курса не хватит - ведь информация все время обновляется. Тут многое зависит от руководителя. Например, довольно часто бывает, что директора прямо в школе набирают группу и наши педагоги обучают их на месте, по вечерам. Вот школа в поселке Береговом таким образом подготовила уже 30 педагогов, причем разных специальностей. Обучение должно быть поэтапным. Первое - это основа, базовый курс, составляющий 72 часа. Уже после него школа выходит на другой уровень информатизации, более высокий - хотя бы налаживается документооборот. Но, конечно, цель в том, чтобы педагоги стали использовать компьютер каждый на своем предмете. Это трудно, потому что загруженность компьютерного класса большая. Но, собственно, и класс не нужен - достаточно ПК и проектора. Впрочем, есть другие варианты - например, историк одной из школ поставила вопрос перед администрацией, теперь ей в обязательном порядке выделяют компьютерный класс два раза в месяц для ее уроков.

Лучше всего, когда учитель создает свои разработки, тестовые программы, проекты. Дети видят, насколько необходим ПК для работы, результат чувствуется.

Для предметников у нас есть несколько вариантов обучения. Тот же базовый курс в рамках повышения квалификации. Или факультативный. Человек приезжает учиться по своему предмету, а ему предлагают еще курсы ПК. Обычно группа человек в 10-20 набирается. Это для начинающих, первоначальное знакомство. Затем есть элективные курсы. В рамках предметных курсов существуют компьютерные модули, помогающие применять ПК на своем предмете.

Для всех категорий, в том числе и руководителей, ведутся спецкурсы - 36 и более часов, в течение которых человек понимает, как с помощью ПК решается конкретная проблема. Кстати, управленцев мы обучили в первую очередь. Если есть еще учителя в Омской области, которые не смогут включить-выключить ПК, то среди администрации таких нет.

Кроме того, сейчас мы стали практиковать стажировку - это заочно-очная форма обучения с индивидуальными консультациями. Тут занимаются уже те, кто создает свои дидактические материалы, свои проекты, советуясь с нашими педагогами. Интернет есть уже во многих сельских школах, а это возможность общения. Правда, трудностей тоже немало - в области старые телефонные линии, плохая связь, интернет получается очень дорогим - раза в два дороже, чем в Омске.