По словам профессора кафедры информатики факультета математики РГПУ им. А.И.Герцена, доктора педагогических наук Евгении Барановой, более трех лет параллельно со специалитетом (учитель информатики) действует система обучения «бакалавр-магистр». То есть для того, чтобы стать бакалавром образования по физико-математическому направлению, профиль «информатика», ребятам нужно проучиться четыре года. Далее можно поступить в магистратуру и, отучившись два года, получить специальность «магистр образования». Магистратура предполагает специалистов для профильной школы, для классов с углубленным изучением информатики.

Тот, кто после бакалавриата идет на специалитет, готовится стать не только учителем информатики, но и профессионалом, способным организовать школьную информационную среду, помочь другим учителям освоить и пользоваться информационными технологиями в учебном процессе, создать административные системы.

Первые два курса ребята изучают общие дисциплины, в том числе математику, дисциплины гуманитарного цикла, психологию и педагогику. С третьего курса потоки «растекаются» по профилям (математика и информатика), и здесь уже начинается серьезная специальная подготовка. Например, у информатиков очень много специальных предметов: языки и методы программирования, информационные системы, информационные программы в образовании, интернет-технологии, аппаратная составляющая. Другими словами, охвачены все слагаемые информатики. Как замечает Евгения Васильевна, программа 1980-х годов и сегодняшняя - это небо и земля. Сегодня уровень подготовки специалистов в этой области если и не достигает уровня мехмата СПбГУ, то, по крайней мере, по основным позициям можно ставить знак равенства.

И у бакалавров, и у педагогов есть обязательная практика в школе. У последних она проходит на четвертом и на пятом курсах, у бакалавров только на четвертом курсе, но подразумевается, что те доберут ее на специалитете или в магистратуре. Кстати, статистика свидетельствует: лишь единицы покидают вуз после четырех лет обучения. Основная масса предпочитает работе «студенческую пору». Примерно треть ребят поступают после бакалавриата в магистратуру, остальные продолжают обучение на специалитете. По отзыву школ, профессионально они подготовлены очень хорошо, отлично справляются с базами данных, работают над великолепными творческими проектами. Картину портит только одно «но»: будущие учителя информатики не собираются работать в школе. Многие из них заявляют об этом уже на практике. Причина вполне объяснима: маленькая оплата труда. Со столь приличной вузовской подготовкой ребята оценивают себя гораздо выше двух-трех тысяч рублей в месяц.

Санкт-Петербург