В городе до сих пор есть школы, где информатика не преподается несколько лет ввиду отсутствия специалиста. Молодой информатик, закончив обучение в университете, предпочитает предложить свои неистраченные силы сфере высокооплачиваемой и далекой от образования, а бывший выпускник технического вуза, то бишь инженер, тоже начинает постепенно уходить из нее, поскольку чувствует медленный подъем престижа инженерной специальности. В итоге среди петербургских школ существует сильный разброс как в оснащении компьютерной техникой, так и в обеспечении учителями информатики. К примеру, в самом близком соседстве могут находиться образовательные учреждения, в одном из которых имеется два компьютерных класса и выделенная линия с интернетом, а в другом на восемьсот школьников приходится восемь умных машин, втиснутых в пространство небольшого кабинета. О мультимедийном проекторе в такой школе только мечтают, не говоря уже о кондиционере и удобной мебели. Восемь умных машин - тоже неплохой показатель, но ни о каких тестах, компьютерных опросах по другим предметам не может быть и речи: для того чтобы их провести, учителю информатики нужно отказаться от своих уроков.

Более оптимистична ситуация в Ленинградской области. По утверждению специалистов областного Комитета общего и профессионального образования, общая цифра потребности в педагогических кадрах на предстоящий учебный год - 800-900 человек. Что касается учителей информатики, то по заявкам 29 муниципальных образований им необходимы 40-45 специалистов в этой области. Причем прогнозируется дальнейшее сокращение дефицита не только информатиков, но и остальных предметников за счет притока молодых учителей. Ради этого в области реализуется программа поддержки выпускников вузов, которая включает в себя выплату подъемных, материальное стимулирование и т.д.

С оснащенностью образовательных учреждений компьютерной техникой дела обстоят следующим образом: все школы в Ленинградской области имеют как минимум один компьютер. Как объяснила главный специалист отдела профессионального образования Наталья Самсонова, для мониторинга был введен такой показатель, как количество учащихся на один компьютер. Сегодня в среднем он составляет 43 школьника на одну умную машину. Однако просто иметь компьютер в школе недостаточно, и сейчас в области насущная проблема - подключение к интернету. Вопрос решается посредством строительства корпоративных сетей, когда образовательные учреждения соединяются со своим муниципальным центром информационных технологий, а далее канал уходит в Петербург.

Самый радужный результат, по словам Натальи Самсоновой, показывает такое направление, как повышение квалификации. Если на начало 2001 года всего 7% учителей области владели азами компьютерной грамотности, то сегодня число «просвещенных» достигает едва ли не 50%. Особенно высокая мотивация в сельских районах. В муниципальный центр информационных технологий приходит и молодой, и зрелый предметник и охотно постигает законы виртуального пространства. К 2007 году есть большая вероятность стопроцентной ликвидации компьютерной безграмотности среди учителей.

Санкт Петербург