Впрочем, эти приятные примеры характеризуют скорее успешную систему по работе с одаренными детьми, чем реальное положение дел с информатикой как школьным предметом и информатизацией образования как процессом. Во всяком случае в белорусских вузах встречаются абитуриенты (особенно из сельских школ), поступающие на факультеты радиоэлектроники и информационных технологий и при этом в глаза не видевшие компьютера. Да и то сказать: вплоть до 2003-2004 учебного года предмет «Информатика» в массовой школе Беларуси изучался только два года - в 8-х и 9-х классах. А при таком несерьезном сроке, согласитесь, эту науку можно и «на пальцах» постигать.

Однако с 2003 календарного года в системе среднего образования стали происходить отрадные изменения.

Информатика молодеет

За рекордные сроки (всего на полгода) была разработана концепция, содержание и программа обновленного школьного курса, который стал называться «Информатика. Информационные технологии». Создан принципиально новый учебно-методический комплекс для 7-го класса: именно с этого возраста будут изучать белорусские школьники жизненно важный на сегодня предмет.

Поменялась в принципе идеология обучения информатике. Ведь когда она появилась еще в единой советской школе в 1986 году, то предполагала главным образом знакомство с азами программирования. Семью годами позже, уже в суверенной Беларуси, программа переориентировалась на подготовку пользователей. В принципе это был верный шаг. Однако, рассудили в Беларуси, если страна желает входить в число стран с передовыми информационными технологиями, то должна готовить и программистов, и «продвинутых» пользователей.

Обновленный школьный курс построен таким образом, что после общего знакомства с информатикой и информационными технологиями в 7-8-х классах ученики будут продолжать ее изучение в 9-10-х уже на повышенном и углубленном уровнях. Для двухгодичной старшей ступени (которая по замыслу реформы должна стать профильной) планируется разработать варианты программ по информатике, увязанные со специализацией, - понятно, что будущему экологу важнее знать область применения информационных технологий, тогда как программисту необходима теория.

Впрочем, это все вопросы хоть и близкого, но будущего. А пока на очереди - создание очередного учебно-методического комплекса для 8-го класса, презентационных материалов на компакт-дисках, которые в идеале должны бы сопровождать каждый урок и тему. Кстати, в Беларуси буквально в последние год-два взят решительный курс на создание отечественных учебников по всем предметам. Информатика не стала исключением.

На «Корвете» далеко не уплывешь

Два обстоятельства были вынуждены учитывать разработчики нового курса, определяя его возрастной ценз ( в самом деле, если уж догонять передовые страны, то почему не с начальной школы?). Первое - здоровье детей, основательно подпорченное Чернобылем. И второе - устаревший «машинный парк»: многие школы все еще пользуются давно отжившими свой век «Корветами», в которых стерлась даже клавиатура. А чем старше компьютер, тем несовершеннее его защита, тем опаснее он для ребенка.

В цифрах картина на сегодняшний день выглядит так. В 2002 году только 28% средних учебных заведений Беларуси были оснащены IBM-совместимой техникой. В 2003 году в школы поступило еще 460 современных компьютерных классов и процент оснащенности подрос до 35%. Ситуация разнится по регионам: ведь закупка техники в основном возложена на местные бюджеты, а они, естественно, разной «толщины». Так, если в Минске многие учебные заведения имеют по два компьютерных класса, мультимедийные проекторы, то их сельские коллеги мечтают хотя бы об одном комплекте современной техники. Однако зачастую ее качество оставляет желать лучшего: когда денег мало, а нуждающихся много, невольно будешь действовать по принципу «числом поболее, ценою подешевле».

Несколько хуже обстоят дела с подключением к интернету: в 2003 году доступ к «паутине» имели только 25% школ. Правда, даже среди разработчиков программы нет единого взгляда на необходимость присутствия интернета в школе. Некоторые считают, что для обучения поиску информации достаточно нескольких посещений ближайшего интернет-центра, а оформлять и регистрировать, например, сайты можно научить и без выхода в Сеть.

Однако такой подход заведомо сужает поле применения информационных технологий, ограничивая его лишь школьным предметом. А ведь речь идет о том, чтобы сделать компьютер помощником учителя, руководителя, таким же привычным атрибутом школьной жизни, как мел, учебник, пособие.

За монитором - женское лицо

Ситуация с педагогическими кадрами по всем предметам, включая информатику, в Беларуси сегодня стабильная: «помогла» демографическая ситуация. Учителей информатики готовят во всех областных и Белорусском государственном педагогическом университетах (в дополнение, как правило, к математике). Направляют в школы и «чистых» информатиков из технических вузов, которые проходят для этого ускоренный курс педагогики (правда, надолго они там не задерживаются). Однако в целом предмет пока «закрыт». Правда, новая программа и профильная ступень потребуют коррекции подготовки будущих педагогов, но об этом, как говорится, «мы подумаем завтра».

Сегодня же координационный Совет по проблемам информатизации, созданный при Министерстве образования, волнует другая проблема. Как и где научить педагога со стажем работать с компьютером, информационными технологиями, используя их на своих предметах? Для этого задействованы все областные институты повышения квалификации, последипломная академия, центры интернет-образования, подчиняющиеся министерству. Однако их пропускная способность такова, подчеркивалось на одном из заседаний Совета, что потребуется...30 лет, чтобы все белорусские учителя побывали на курсах хотя бы по разу. А информатика и информационные технологии, сами понимаете, развиваются даже не в геометрической прогрессии.

Ситуация усугубляется еще и тем, что многие из слушателей курсов для «продвинутых» пользователей, как говорится, в жизни не садились перед экраном монитора даже в тех школах, где они есть. Не говоря уж о том, чтобы иметь у себя дома личный компьютер. Как выяснилось, среднестатистический белорусский учитель просто панически боится техники, что, впрочем, отчасти объяснимо. Типичный портрет белорусского педагога выглядит так: у него женское лицо (в школе работает 83,5% женщин), бальзаковский возраст (чуть за сорок), не очень высокий статус и доходы. Компьютер и интернет пока - предметы роскоши.

Ярмарка энтузиастов

Однако надо учитывать и еще один психологический момент: пока учитель не получит конкретный электронный учебник с четко расписанным «алгоритмом» (для какой темы нужен компьютер, как его использовать на уроке и главное - с какой педагогической целью), электронную методичку, он приверженцем прогресса не станет. Для чего, в самом деле, мучиться, если компьютер ощутимо не облегчает жизнь тебе и не улучшает знания твоих учеников?

И здесь, как говорится, самый непочатый край работы. Сегодня школы пользуются в основном обучающими программами российского происхождения либо продуктом коммерческих фирм. Но они, как правило, рассчитаны на индивидуального пользователя и подходят скорее для репетитора, чем для работы учителя в классе. Своих электронных учебников, обучающих программ, методик и методических рекомендаций в республике нет.

Но, как надеются в Министерстве образования, пока. В этом году начата работа над мультимедийными учебными пособиями по курсу «Физика» и «Химия» для 12-летней школы. Планируется провести первую общереспубликанскую выставку «Использование компьютерных технологий в среднем образовании». На нее намерены пригласить всех энтузиастов, активно использующих компьютер, имеющиеся программы и собственное ноу-хау в учебном процессе и управлении, обобщить их опыт и рекомендовать его другим школам.

Пишите на logos1@tut.by

Разумеется, победы в международных турнирах, школьных и студенческих, рождаются не на пустом месте. Есть в республике адреса и учебные заведения, которые без преувеличения можно назвать идущими в ногу с веком информационных технологий. Одно из них, например, расположено в двух часах езды электричкой от Минска, в небольшом городке Вилейка. Здесь на площади Свободы, 2 на высоком флагштоке весело трепещет флаг гимназии №1 «Логос». Впрочем, с ее руководителем Борисом Филипповичем Канторовичем и коллективом весь мир давно уже общается по электронной почте и интернету, где у гимназии есть свой респектабельный сайт.

В словах «весь мир» нет красивого преувеличения. Эта школа одной из первых включилась в международный проект «Лидер образования ХХI века», первой в Беларуси начала осваивать технологию педагогики Дальтон, «подсмотренную» в знаменитом амстердамском лицее имени Спинозы (для апробации этой модели был даже разработан специальный белорусско-голландский проект «Матра»). И сегодня стала адресом опыта для всех, кто хочет на деле осуществить принцип образования ХХI века: «неграмотный не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не умеет учиться».

Разумеется, сделать это без компьютерных технологий невозможно. Кстати, «методику» их применения в школе Борис Филиппович привез из Московского центра интернет-образования. Начинали от простого к сложному: от преодоления психологического барьера перед ИТ до создания единого информационного поля «Логоса». Сегодня в вилейской гимназии №1 нет учителя - от математика до преподавателя изящных искусств, - который не владел бы таким рабочим инструментом, как компьютер. Приличной современной техникой оборудованы не только классы информатики, но и кабинеты завучей, кафедры, лаборантские, причем как ученические, так и «педагогические» места соединены в локальные сети. Гордость гимназии - «методический интранет», куда могут войти для самостоятельной работы учителя, ученики и даже их родители. «Это почти то же самое, что интернет, - шутят педагоги, - только без мусора...»

Здесь активно задействованы обучающие предметные программы - вопрос, в каком месте урока или на какой теме можно и нужно использовать компьютер, в «Логосе» давно уже не стоит. Предмет «Компьютер в образовании», само собой, здесь обязательный и сквозной - с первого по выпускной класс, причем в старших классах на него выделены уже два часа в неделю. Как результат - некоторые управленческие программы, которые помогают сегодня педагогам следить за успеваемостью в своих классах, составлять школьное расписание, формировать группы для мультипрофильного обучения, принадлежат «перу» гимназистов. «Современная школа просто не имеет права отставать в своем развитии от учеников, которые владеют компьютером лучше, чем учителя» - таков один из постулатов «Логоса», который успешно осваивает мир информационных технологий.

Минск