Продолжение. Начало в «ИКТ в образовании», №№ 6 - 9

Эффективное применение ЭИР распространяется и на получение информации. Действительно, книга описывает окружающий мир в символьно-абстрактной форме. ЭИР способно представить этот мир в виде виртуальной реальности, которую можно самостоятельно исследовать. Но тогда грань между двумя компонентами образования - получением информации и практическими занятиями - стирается. Возможно, выделение компонента «получение информации» характерно только для процесса с использованием книги. Правда, есть еще информация от преподавателя. Однако если предположить, что изложение типовых информационных блоков исключено, нетрудно представить изменения функций педагога в направлении творческого, интерактивного взаимодействия с учеником. Тогда с точки зрения ученика беседа с преподавателем также будет представлять собой в большей мере практикум.

Итак, книга сегодня вполне адекватна для представления типовых информационных блоков и описательной постановки задач практикума. Электронные издания/ресурсы в значительной мере обеспечивают проведение практических занятий и промежуточной аттестации (в том числе самоаттестации) в активно-деятельностной, наиболее эффективной для образования форме. ЭИР также дополняют книгу в компоненте «информация», обеспечивая более эффективное представление объектов и процессов в аудиовизуальной форме или быстрый доступ к обновляемым текстовым продуктам.

В целом книга и электронное издание принципиально отличаются по существу представления окружающего мира. Если книга - это описание реальности в условных знаках - символах, то ЭИР дает возможность представить собственно реальность. Это становится возможным благодаря мощному интерактиву, мультимедиа и моделингу, привнесенным в образование компьютером.

Степень условности в ЭИР может варьироваться от минимальной (виртуальная реальность, в ощущениях трудно отличимая от материального мира) до максимальной - с использованием тех же, что и в книге, символьных абстракций.

В последнем случае, типичном для старшей возрастной группы пользователей, полезно работают такие присущие ЭИР педагогические инструменты, как коммуникативность и производительность. Причем производительность всех пользователей - и обучаемых, и авторов образовательных электронных изданий/ресурсов.

Итак, соотношение книга/ЭИР выглядит в разных возрастных группах пользователей по-разному.

В младшей группе (общее, начальное профессиональное образование) книгу и электронное издание объединяет только базис - учебный план. Представление информации, возможности реализации компонентов образования различаются, насколько могут вообще различаться описание предмета и собственно предмет.

В старшей группе пользователей (высшее профессиональное, послевузовское образование) имеется существенное сходство - ЭИР в значительной мере используют текстовый (описательный) способ представления. Однако здесь их преимущества перед книгой неоспоримы в зоне оперативной, быстроменяющейся, редко используемой информации, имеющей сравнительно малую аудиторию в расчете на один продукт.

Соответственно деятельностная форма обучения на базе компьютера имеет различный характер в разных возрастных группах пользователей. В первом случае мощный интерактив обеспечивает активную работу внутри продукта, адекватно представляющего фрагмент реального мира. Во втором случае активность направлена на поиск и частичное использование множества достаточно простых, преимущественно текстовых продуктов, т.е. исследовательский характер имеет внешняя по отношению к совокупности образовательных продуктов деятельность обучаемого.

Сравнивая роль и возможности ЭИР для различных категорий пользователей, стоит отметить, что границы возрастных групп не являются строго определенными, равно как в обеих группах вполне возможны и полезны отдельные образовательные продукты, обычно характерные для другой группы.

Симбиоз книга/ЭИР, по всей вероятности, также подвержен эволюции. Сегодняшнее состояние характеризуется доминирующим положением книги как средства передачи информации. ЭИР, очевидно, эффективнее в практикуме и аттестации для младшей возрастной группы пользователей и в зоне оперативного доступа к информации - в старшей. Неизбежно постепенное изменение педагогических технологий, обусловленное все более широким использованием электронных изданий и ресурсов.

В первой группе пользователей это, очевидно, повлечет сперва значительное укрепление позиций ЭИР в практических занятиях и аттестации, а затем и в предоставлении информации в более эффективных, аудиовизуальных интерактивных форматах.

В группе старших пользователей развитие телекоммуникаций повлечет широкое распространение дистанционных форм получения информации и контроля учебного процесса. Кроме того, качественные изменения компьютерных сетей (широкополосный доступ) откроют нишу лабораторных и практических исследовательских проектов на предметной базе, пока малодоступных пользователям сети.

В целом просматривается общая тенденция развития отношений в треугольнике «учитель - ученик - учебные материалы». По мере внедрения ЭИР обучаемый все больше и больше знаний будет получать самостоятельно. Его взаимоотношения с преподавателем будут постепенно переходить от формы «оракул - внемлющий» к дискуссии начинающего специалиста и мэтра предметной области. А если способности позволяют - и к совместной исследовательской деятельности. Образно можно представить, что треугольник «учитель - ученик - учебные материалы» за счет ЭИР будет деформироваться в сторону возрастания роли материалов для самостоятельной работы с одновременным сближением позиций (вершин треугольника) учителя и ученика. Возрастание роли учебных материалов соответствует увеличению высоты треугольника. Однако при любой его высоте текстовые издания сохранят свою значимость, даже если уже и не будут, в технологическом смысле, полиграфическими. Самый простой аргумент в пользу жизнеспособности текста - уникальная возможность представления абстракций.

Отдельный вопрос - технологическая конвергенция компьютера и книги. Речь идет о технических изменениях носителей текстовых продуктов. Уже существуют плоские, гибкие, жидкокристаллические экраны, вполне способные заменить бумагу. По существу, это некая страница, воспроизводящая нужный фрагмент любого учебника из комплекта, определенного программой обучения.

С технократической позиции можно рассматривать такое устройство как результат эволюции компьютера. Действительно, те же основные функциональные блоки: процессор, память, система отображения информации. Стоит только напомнить, что современный лифт тоже имеет микропроцессорное управление с памятью и информационным табло, но при этом никто не называет его компьютером.

Аналогично упомянутые гибкие экраны целесообразно рассматривать с точки зрения функционального назначения. В таком ракурсе гибкий экран - очередная ступень технологической эволюции книги.

Рассуждения об отнесении нового устройства к той или иной группе аналогов интересны нам не сами по себе. Основной предмет рассмотрения - образовательные ЭИР реально полезны, если используют новые педагогические инструменты. Тогда электронная копия книги находится вне зоны нашего интереса. Но если упомянутый «экран» будет подключаться к Internet (например, для обновления информации), то работают два из пяти новых инструментов - интерактив (хоть и слабенький) и коммуникативность. А если еще помечтать о широкополосных глобальных сетях, то просматривается возможность перекачки высокопоточных образовательных продуктов, в которых мощный интерактив сочетается с мультимедиа и моделингом. Вот при этих условиях вопрос: «Что это такое?» (книга, компьютер или нечто третье) - становится куда более сложным.

Экстраполяция сегодняшнего понимания ситуации в среде учебных материалов имеет практические резоны - «воспоминания о будущем» позволяют дать более четкие очертания подмножеств этой среды, установить их отличительные признаки и границы функциональных возможностей. Действительно, чем, собственно, отличается «жидкокристаллическая книга» от нынешних текстовых Internet-продуктов? В чем коренное отличие низко- и высокопоточных электронных продуктов? Ключом к пониманию, инструментом анализа этих и многих других вопросов могут послужить результирующие понятия данной главы: объект - процесс - абстракция, описание - отражение - адекватное представление, информация - практикум - аттестация, интерактив - мультимедиа - моделинг - коммуникативность - производительность.

Продолжение следует