Как рассказывают учителя, в последние год-два дети четко разделились на «программистов», «пользователей», «игроков» и «чайников». Есть даже чистые «теоретики».

Вот типичные примеры. У шестиклассника Димы дома стоит приличный «Пентиум», есть доступ в интернет. Ребенок довольно активен на уроках информатики. С большинством практических заданий по ИТ он расправляется шутя, бойко щелкая мышкой. Но как только он получает задание по программированию, глаза Димы тускнеют и в них явно читается вопрос: «А зачем мне это?».

Его соседка справа Катя часто сидит в растерянности. Девочка чувствует себя скованно просто потому, что в отличие от многих одноклассников ее родители компьютер пока не купили. Открыть файл, создать папку - даже на такие элементарные вещи Кате требуется много времени и чья-то подсказка. В школе учитель многому ее научить не может, поскольку на информатику учебным планом отведен всего один час. Катя старательно зубрит теорию, чтобы получить хорошую отметку.

И это наблюдения только за двумя учениками, а в классе их 25, в подгруппе - 12. Какие они разные...

Да, проблема индивидуализации обучения информатике в последнее время резко актуализировалась. Все учителя-практики в один голос утверждают, что личностный подход к ребенку на уроках (и не только информатики), конечно, нужен. Однако немногие знают, как к этому подступиться, учитывая возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учеников.

Попадая на курсы в региональный институт повышения квалификации, учителя задают по проблеме индивидуализации на уроках информатики просто шквал вопросов. Причем ответ на какой-то вопрос порождает целую серию новых «как» и «почему».

В помощь школьным учителям в ИПК разработан обучающий блок «Развитие творчества и индивидуальности у подростков на уроках и во внеурочное время». В программу длительных курсов включен модуль «Информационные технологии в преподавании предмета». Проводятся тренинги по развитию интеллектуальной сферы у учащихся. Таким образом, в ИПК предпринимается попытка восполнить пробел вузовской подготовки по этой проблематике.

Как же в этом плане готовят будущих преподавателей в педагогическом вузе? Несмотря на то что сам предмет достаточно молод, в Волгоградском педагогическом университете уже более 10 лет готовят учителей по специальностям «математика и информатика», «физика и информатика», «английский язык и информатика», а недавно, например, прибавилась подготовка по специальностям «информатика и английский язык», «педагогика и методика начального обучения и информатика».

С технологией индивидуализации обучения информатике студенты знакомятся в разных модулях курса методики преподавания информатики.

Слушая традиционные лекции, студенты знакомятся с тем, как организовать личностный подход к ученикам на уроке, какие приемы могут быть использованы во внеурочной работе, как организовать многоуровневую лабораторную работу, как провести закрепление материала или практикум по решению задач с учетом возраста и уровня подготовки детей.

На кафедре алгебры, геометрии и информатики ВГПУ в содержание этого курса лишь с прошлого года включены разделы по индивидуализированному обучению, социальной информатике, информационной культуре. В этом заслуга доктора педагогических наук Елены Валерьевны Данильчук.

Фрагментарно об индивидуализации говорится на семинарских занятиях. Скажем, тема «Линейные алгоритмы», как известно, по-разному излагается в 7-9-х или 9-11-х классах. Потому на семинарах конкретно оговаривается постановка контроля и практики в зависимости от возраста, мыслительного склада ребенка («теоретик» он или «практик»?).

Однако автономно, как самостоятельный курс по выбору, упомянутая проблематика (индивидуализации) в вузе разрабатывается только с недавних пор. Ею занимается доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики Анна Владимировна Терещенко.

Преподаватели всех информатических кафедр вуза тоже обращают внимание на актуальный «запрос» практики: как подходить к детям с разным уровнем компьютерной грамотности, пользовательскими навыками, с чего начать и как построить урок, чтобы сначала был большой «вброс» информации, а потом детали уточнялись для разных групп детей, как эффективнее использовать карточки.

На ежегодных внутривузовских научно-практических конференциях будущие педагоги обсуждают, как детей-пользователей сориентировать на изучение моделирования, программирования, алгоритмизации, как построить индивидуализированное обучение, какими должны быть элективные курсы по информатике.

Курс «Информационные технологии в образовании», кстати, обязателен в вузе. Совершенно по-новому его содержание зазвучало для студентов гуманитарных факультетов. Они с этого года в его рамках стали учиться применять компьютерные игры, электронные энциклопедии, обучающие программы, электронные презентации на разных этапах и типах уроков. Студенты создают свои методические системы по использованию электронных продуктов, разрабатывают карточки с заданиями, опросы, задания к лабораторным...

Подытожим сказанное.

- «Информатика» - молодой предмет, и многое тут на стадии становления. И хотя в российской дидактике вопросы индивидуализации обучения довольно бурно обсуждались, особенно

в 80-90-е, многие аспекты применительно к информатике все еще в разработке, - так считает доктор наук, заведующая кафедрой информатики и методики преподавания информатики ВГПУ Татьяна Константиновна Смыковская.

С другой стороны, как заведующая кафедрой математического образования и информационных технологий института повышения квалификации, Татьяна Константиновна чувствует особый интерес к проблеме со стороны даже опытных учителей. Самые злободневные их вопросы касаются своеобразия подходов на уроках в основной и старшей школе.

И другой момент. Далеко не все школы имеют компьютерные классы. Часто в распоряжении учителя всего лишь один, два, три компьютера. Возможно ли организовать урок в таких аскетичных условиях, чтобы каждый ребенок поработал с машиной не только как наблюдатель, но и как оператор, научился с ним «общаться», применять полученные знания, чтобы информатика не обернулась голой теорией?

Тут достаточно успешно используются проектные методики. Учителя получают методический инструмент в виде учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая позволяет вывести во внеурочное время работу в интернете, применение офисных приложений для сопровождения, поддержки, защиты, презентации ученических исследований. А это тоже весьма персонифицированный подход к ученику.

Освоение технологии индивидуализированного обучения ведется на длительных и краткосрочных курсах повышения квалификации, этой проблеме посвящены тематические курсы для учителей информатики.

Сейчас многие волгоградские учителя обучаются по этой методике в рамках совместного проекта компании Intel и ИПК, выигравшего грант «Обучение для будущего». При этом используется несколько маршрутов повышения квалификации. Один вариант - длительный, от пятницы до пятницы, когда педагоги пробуют себя еще и в роли учеников. Другой - однодневные тренинги и семинары, когда учителя знакомятся с проектными технологиями и информационным сопровождением исследовательской деятельности учеников.

Подобная работа ведется и в педуниверситете, который даже раньше стал площадкой проекта компании Intel. Студенты старших курсов и магистранты обучаются по той же самой схеме в ходе вычислительных практик, семинарских занятий по ИТ в образовании.

Так в чем на сегодняшний день главная проблема в налаживании индивидуализации обучения? Это, по мнению Татьяны Смыковской, даже не дефицит техники в школах. И один-единственный компьютер учителя используют на всю катушку для подготовки ребячьих проектов, каких-то демонстраций, работая с детьми индивидуально и в группах.

Интерес к проблемам индивидуализации есть и у науки, и у студентов. Но тут часто не хватает психологического оснащения методики преподавания информатики. Пока такой интеграции не происходит. Однако надежда есть, так как в последние годы появились кандидатские диссертации, посвященные данной тематике.

Волгоград