Те, кто готовит будущих учителей информатики, считают, что индивидуальному подходу в стенах вуза научить сложно. Однако все-таки учат. Как? Собственным примером.

- Информатика, в принципе, располагает к применению индивидуального подхода, - говорит преподаватель Елена Иванова. - Ребята разбиты на подгруппы, их немного, и они все перед тобой, как на ладони. Разумеется, среди студентов есть «слабые» и «сильные». После лекции, как правило, даются задания разной степени сложности. Тому, кто послабее, подходит описание последовательности каждого шага. Более сильным ребятам я предлагаю задания, где требуется творческое решение, где нужно проявить смекалку.

Есть еще одно направление в осуществлении дифференцированного подхода. Нужно выбрать проект из интересующей ребят области. К примеру, мальчиков больше увлечет то, что касается машин, девочкам ближе вещи, связанные с имиджем.

И, конечно, нельзя забывать в процессе преподавания о чисто педагогических нюансах: кого-то обязательно нужно похвалить, кого-то можно и отчитать. В любом случае, независимо от результата, ребенка необходимо поддержать. Мне представляется, что этот тип взаимоотношений ребята потом проецируют на свою деятельность в школе. Другими словами, поначалу они копируют действия своих учителей, а потом уже, в процессе работы, находят собственные приемы.

То, что умение приобретается с опытом работы, подтверждает и учитель высшей категории 363-го лицея Марина Челпанова и добавляет, что на информатике без индивидуального подхода нельзя. Прежде всего чему приходится противостоять и чему не учат в вузах, это потребительскому отношению к компьютеру.

- Сегодня ребенок настроен считать компьютер источником развлечений. То есть все, на что тот способен, это предоставлять разнообразие игр. Я сразу ломаю этот стереотип. Мы пришли в класс работать, и компьютер здесь выступает нашим помощником. Все проходят путь от простого к сложному. Даже если у ребенка ничего не получилось, он не должен уйти с урока подавленным. Поэтому на первом же занятии мы декларируем полную доброжелательность по отношению друг к другу. Если честно, я, может быть, иногда и завышаю оценку ребенку, но никогда не поставлю «два» за работу на компьютере. Он не виноват, что эта технология у него не уложилась в голове сразу.

В старших классах мы переходим к проектам, и здесь тоже все очень индивидуально. Кому-то интересен проект по Петербургу, кому-то по собственной школе. Кто-то туда включит фрагменты анимации, а кто-то ограничится сменяющимися слайдами. Базовый уровень, безусловно, присутствует у всех, но, как и везде, есть свои «звездочки» и те, кому тяжело постичь компьютерную премудрость. Как я поступаю, когда вижу, что ребенок не может и не хочет работать на уроке? Сажусь и говорю: давай делать вместе.

Чем утешительна сегодняшняя ситуация в отличие от той, когда десять лет назад я пришла в школу? Сейчас огромный выбор заданий, существуют целые диски с ними. Помимо этого, интересно разрабатывать задания и самой. У меня собрана целая библиотека, и она тоже результат индивидуального подхода.

Кате Самойловой еще только предстоит стать для кого-то путеводителем в мире информатики, но насчет собственной деятельности в школе она уже имеет определенное мнение.

- Когда я была на практике в лицее, мне очень понравилось, как поступила мой куратор. Одна девочка не могла прикоснуться к «мышке», так как боялась, что она «укусит». Учительница подсела к ней и сказала: «Мышка» не кусается. Она, похоже, сама тебя боится. Погладь ее, и увидишь, как от радости она забегает по экрану». Девочка начала гладить «мышку», а я поняла, если кому-то в моем классе будет трудно, я тоже к нему подсяду и постараюсь придумать что-то такое, от чего ребенку станет интересно.

Санкт-Петербург