По информатике у Яны четверка - не может учитель, не имеет права не учитывать уровень того, что ДОЛЖЕН усвоить ученик по школьной программе. Даже если требования этой программы порядком тормозят, а в некоторых случаях и не соответствуют тем возможностям, которые предлагают современные информационно-компьютерные технологии. Да, еще не во всех школах есть компьютерные классы из «третьих и четвертых Пентиумов». Однако стремительно уходящее вперед время настоятельно требует пересмотра подходов к изучению информатики. И речь уже идет не о 15-17-летних, а об учениках пятых-шестых классов.

- Самый неравномерный по уровню знаний контингент учащихся в нынешней школе можно встретить только на уроке информатики, - убеждена Елена Константиновна. - По опыту знаю, что в каждом классе встречаются два-три человека, а то и больше, которые опережают остальных. Но только за счет того, что у них дома есть техника, проявляется интерес, есть некоторая усидчивость, и это создает массу трудностей. Многие «нахватались верхушек» - программного обеспечения сейчас хватает, и тему-то знают недостаточно или с перекосом, но рассказывать тебе уже не дадут, а в результате получаем группу ребят, которая из-за этого не обучена. Именно поэтому и возникает индивидуальность обучения.

На самом деле интереснее работать в одном потоке, но если появляется несколько потоков, приходится решать и эту задачу. Конечно, и с хорошими приходит чувство удовлетворения, но этого можно добиться и с теми, кто послабее. У меня любое задание ученики выполняют в меру своей скорости. Хочешь - не хочешь, а для каждого оно все равно будет индивидуальным, а для тех, кто сделает первым, приготовлены дополнительные задания. Но так, чтобы это было ребенку и интересно, и по силам, и по времени успевал уложиться. В этом плане хорошо, если ученик любит трудиться. Правда, информатика тем и замечательна, что ребят привлекает любое задание на компьютере.Так сидишь дома и распределяешь: «Вот это - этой группе, это - другой группе, а это Васе». И каждый урок думаешь: «А что же еще Васе?» Ищешь задачи, которые будут двигать Васю, потому что нужно, чтобы каждый рос относительно себя.

- Вася - это сильный ученик или слабый?

- Только сильный. Индивидуальное задание для слабых - у меня редкость, но это не значит, что они брошенные. «Индивидуалка» ведь тоже бывает разной. В зависимости от темы - это и карточки на бумажном носителе, и задачи, и задания на компьютере. Если это программирование - даю задачу, ученик набирает и сам потом смотрит: заработала она или не заработала. В технологии сравнивается, что получилось и не получилось. Это традиционные методы, но исходя из личной деятельности, меня больше привлекает творчество. И пусть индивидуальное оно или массовое, мне не важно - очень хочется детей расшевелить. Вот программа PowerPoint позволяет создать свой фильм - написать свой текст, подобрать и расставить картинки и фото, сделать какие-то эффекты. И тут выясняется, что это для наших старшеклассников сложно. В детях либо уже убили творчество, либо не способствовали его развитию, потому что написать текст про собачку сложнее, чем поставить эту собачку. Вот и работаем порой над теми вещами, которые и отношения к информатике не имеют. И индивидуальный подход к слабым возникает не из-за того, что они на самом деле слабые, а потому, что как-то однажды они «закрылись», и если удастся их «развернуть», то этому радуешься.

Если подходить к информатике как к предмету, который позволяет развивать творческие способности - это значит вводить больше графических программ, что, к сожалению, в официальной учебной программе это пока буквально крохи, - то тут и индивидуальность обучения возникнет совершенно на другом уровне. Взять тот же случай с Яной. Конечно, индивидуальность обучения будет проявляться не в том, что я что-то новое ей расскажу, а в том, что я позволю ей делать то, что она может, и она будет двигаться как саморазвивающаяся личность. А существующий на настоящий момент ракурс нашего предмета этот процесс ограничивает.

Нижний Новгород