Давая задания на уроках, учитель-информатик всегда ориентируется на уровень знаний каждого ученика. И их оценки имеют разный вес - в этом тоже проявляется индивидуальный подход. По словам Ларисы Андреевой, отличнику за выполненную работу она может поставить «четыре», а троечнику за то же самое - «пять».

- У нас полная демократия. Ребенок подходит, спрашивает: почему так? Я всегда объясняю, что для его уровня знаний то, что он сделал, слабо. Может, он и обижается сначала, но все-таки, надеюсь, потом понимает, что я права, - рассуждает Лариса Андреева.

Кстати, ей приходится учить и победителей всероссийских и краевых олимпиад по информатике. Без индивидуального подхода работа с такими учениками вообще невозможна! Лариса Андреева честно призналась, что с другими ребятами ей гораздо легче, чем с «олимпиадными» детьми. И дело не только в том, что тут и учителю приходится самому брать более высокую планку. У способных детей есть цель, к которой они часто идут, минуя учителей. Причем не только по информатике. Эти ученики могут не готовить дома заданное, а выучить параграф, который на данный момент им кажется более интересным.

- Трудно сориентироваться на их знания. Часто думаю, что они знают все, а потом выясняется: есть пробелы. Правда, таким детям достаточно объяснить один раз, и они опять опережают по программе класс, - рассказывает учитель.

По мнению Александра Кленина, преподавателя кафедры информатики Дальневосточного государственного университета, только индивидуальная работа позволяет выявить таланты в информатике. Не придумано такого экзамена, который бы мог показать уровень знаний по информатике. К примеру, требования единого государственного экзамена ниже, чем требования на факультете. Своих будущих студентов преподаватели ищут на школьных олимпиадах, а затем растят одаренную молодежь, занимаясь с ними дополнительно на мастер-классах.

Система преподавания информатики в вузах также строится на индивидуальной работе. Александр Лифшиц, кандидат технических наук, преподаватель информатики кафедры информационных систем и компьютерных технологий Владивостокского государственного университета экономики и управления, говорит, что читает лекцию студентам, не делая различий ни для кого, но на практических занятиях всегда работает индивидуально, иначе контакта с группой не будет.

- В обучении очень важно, чтобы студент был заинтересован, чтобы ему хотелось достичь результата! Когда мы беремся за сложную задачу, те, кто не тянет, сразу отпадают и будут сидеть, ничего не делая. Дать слишком простое задание - быстро заскучают более продвинутые ребята. Но разорваться, предложив каждому отдельную задачу, соответствующую его уровню подготовки, я не могу, поэтому для своих студентов я предлагаю одно задание, но с несколькими уровнями сложности. Решая задачу, можно подниматься все выше и выше, так всем интересно работать, - объясняет Александр Яковлевич.

Факультет - специализированный, информатика преподается здесь на более высоком уровне, тем не менее подготовка студентов очень разная. Особенно это чувствуется на первом курсе. Есть ребята, которые свободно программируют, а есть, которые понятия не имеют, что это такое. С кем интереснее? На этот вопрос Александр Лифшиц неожиданно отвечает так:

- Все зависит от отношения ученика. Если он слабый по предмету, но ты видишь, как человек тянется к знаниям, как старается, какую радость испытывает даже от маленьких побед, - с таким студентом работать очень приятно.

Информатики не делают акцента на своем предмете, считая, что и в средней школе, и в вузе не важно чему обучать, важно, КАК это делать.

Владивосток