Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность

I. Общие положения
1. Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Рекомендации), разработаны в целях оказания содействия совершенствованию деятельности работодателей, органов, осуществляющих управление в сфере образования, по созданию безопасных условий образовательного процесса, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья работников и обучающихся.
2. Рекомендации разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы и иными законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда и здоровья.
3. Система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - СУОТ), является неотъемлемой частью общей системы управления организацией и устанавливает:
общие требования к созданию и функционированию системы управления охраной труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее - организация);
единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работников и обучающихся;
основные направления деятельности по охране труда и здоровья;
обязанности и ответственность в области охраны труда и безопасности образовательного процесса.
4. Основные понятия и определения, применяемые в Рекомендациях, приведены в Трудовом кодексе Российской Федерации и в иных нормативных правовых актах по охране труда.

II. Управление охраной труда в системе образования
5. Общее управление охраной труда в системе образования осуществляет федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, который обеспечивает:
реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в сфере образования;
участие в разработке и реализации целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработку нормативных правовых актов по охране труда для организаций;
разработку профилактических мер, направленных на создание безопасных условий образовательного процесса, охрану и укрепление здоровья работников и обучающихся;
участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом), профессиональных заболеваний, произошедших в организациях;
иные полномочия, предусмотренные трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, с учетом региональных особенностей.
6. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда осуществляется согласованными действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, которые обеспечивают:
исполнение законов и иных нормативных правовых актов в области охраны труда на территории субъекта Российской Федерации;
управление охраной труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
координацию деятельности в области охраны труда, в том числе по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, проверки знаний ими требований охраны труда;
участие в финансировании мероприятий по охране труда;
иные полномочия в сфере управления охраной труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
7. Учредители (работодатели) государственных, муниципальных или частных организаций осуществляют управление в организации (включая управление охраной труда) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также в соответствии с настоящими Рекомендациями, стандартами безопасности труда по СУОТ.

III. Основные элементы
управления охраной труда
10. Система управления охраной труда в организации характеризуется наличием основных элементов - концепции, целей и задач в области охраны труда.
11. Концепция охраны труда (далее - концепция) является самостоятельным документом (разделом документа) организации, содержащим основные направления деятельности и обязательства работодателя (руководителя организации).
Концепция включает в себя следующие принципы и обязательства:
соответствие основным направлениям государственной политики в области охраны труда;
обеспечение безопасности и охраны здоровья работников и обучающихся;
определение превентивных мер по защите работников и обучающихся от опасностей, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников на производстве;
соблюдение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
реализацию мероприятий по улучшению условий, охраны труда коллективных договоров и соглашений по охране труда;
совершенствование функционирования СУОТ;
осуществление мер поощрения работников за активное участие в управлении охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса.
Проект концепции доводится до сведения работников и после согласования с выборным органом профсоюзной организации утверждается работодателем (руководителем) организации либо уполномоченным им лицом.
Концепция, как правило, включается в раздел «Условия и охрана труда» коллективного договора, соглашения.
12. Цели и задачи в области охраны труда устанавливаются в соответствии с концепцией, с учетом типа, специфики и характера деятельности организации, уровня управления и степени обеспеченности необходимыми ресурсами.
Работодатель совместно с профсоюзным комитетом постоянно актуализирует цели и задачи в области охраны труда.
13. Организация работ по охране труда в организации предусматривает:
распределение обязанностей и ответственности в области охраны труда и безопасности образовательного процесса;
создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда в штат организации;
участие работников и их представителей в управлении охраной труда в части привлечения работников, а также их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации, предоставления условий для совершенствования СУОТ и создания, формирования и функционирования комитета (комиссии) по охране труда;
наличие нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;
передачу и обмен информацией по охране труда, включающую получение и рассмотрение внешних и внутренних обращений (сообщений), их документальное оформление и подготовку ответов, а также рассмотрение предложений работников (их представителей).
14. В целях разработки мероприятий по улучшению условий и охраны труда, определения ресурсов, необходимых для реализации мероприятий, в организации осуществляется планирование деятельности по управлению охраной труда.
Планирование основано на результатах информации, содержащей:
требования законодательных и иных нормативных правовых актов;
результаты специальной оценки условий труда, анализа производственного травматизма, травматизма обучающихся и профессиональной заболеваемости;
предписаний представителей органов государственного контроля и надзора, представлений технических инспекторов труда профсоюза.
Одним из основных документов в организации является план функционирования СУОТ, который включает:
перечень мероприятий, направленных на улучшение условий, охраны труда и здоровья, снижение уровней профессиональных рисков;
сроки реализации мероприятий и ответственных лиц;
источник финансирования мероприятий.
План функционирования СУОТ формируется с учетом типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
15. Система мер ответственности и стимулирования работников, участвующих в разработке и реализации СУОТ, при осуществлении образовательного процесса предполагает:
разработку, утверждение и согласование должностных инструкций по охране труда для руководителей и специалистов;
установление ответственности, материального и морального стимулирования работников за активные действия по реализации СУОТ;
формирование у работников мотивационного механизма безопасного поведения, развитие навыков предвидеть и предупреждать возникновение инцидентов.
16. В целях создания здоровых и безопасных условий труда работников и обучающихся в организации планируются и реализуются действия, процедуры, процессы, которые предусматривают:
обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, в том числе при эксплуатации зданий, сооружений, а также оборудования и инструментов;
финансирование мероприятий по охране труда и здоровья;
идентификацию опасностей (выявление и установление потенциальных рисков, связанных с производственным травматизмом, профессиональными заболеваниями, аварийными ситуациями и т. д.);
проведение специальной оценки условий труда с целью выявления вредных и опасных производственных факторов, предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам СОУТ;
организацию и проведение обучения безопасным методам и приемам работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажей по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников;
проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников образования;
обеспечение сертифицированной специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
лечебно-профилактическое обслуживание работников, организацию режима труда и отдыха;
расследование и анализ причин несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
нормативно-правовое и информационное обеспечение по охране труда;
другие функции, предусмотренные трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
17. Осуществление контроля за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах, мониторинга условий и охраны труда, внутреннего и внешнего аудитов по вопросам охраны труда и безопасности образовательного процесса является одним из главных элементов СУОТ, направленных на:
проверку (обследование) состояния охраны труда в организации и соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;
выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
выявление и предупреждение нарушений требований охраны труда;
принятие мер по устранению выявленных недостатков.
18. Одним из основных свойств СУОТ является ее совершенствование и повышение эффективности функционирования, направленное на создание безопасных условий труда, предупреждение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний путем выявления, оценки и снижения уровней профессиональных рисков.
Совершенствование СУОТ обеспечивается своевременной реализацией мероприятий, предусматривающих:
определение опасных и вредных производственных факторов и оценки рисков;
анализ причин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве;
проведение проверок (обследований) по охране труда;
внесение предложений работников организации, уполномоченных по охране труда и комитетов (комиссий) по охране труда по улучшению условий труда на рабочих местах;
представление предложений по внесению изменений в трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) и иные акты, содержащие нормы трудового права, программы по охране труда, а также коллективные договоры (соглашения по охране труда).
19. Повышение эффективности функционирования СУОТ определяется актуальностью и результативностью мероприятий по улучшению условий и охраны труда, корректирующими действиями, а также обеспечением необходимыми средствами и ресурсами.

IV. Нормативно-правовое обеспечение и информационное сопровождение системы управления охраной труда
20. В целях эффективного управления охраной труда работодатель (руководитель организации) по согласованию с выборным профсоюзным органом обеспечивает формирование:
перечня законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, необходимых для создания и функционирования СУОТ в организации с учетом типа, специфики и характера ее деятельности;
условий для информационного сопровождения действий, процедур, процессов и обеспечения ресурсов, иных технических и организационно-методических мероприятий по внедрению и реализации СУОТ в организации.

V. Заключительные положения
21. Настоящие Рекомендации являются методическим документом, включающим основные элементы системы управления охраной труда в системе образования.
22. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, образовательным организациям предлагается использовать данные Рекомендации при разработке аналогичных документов по управлению охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса с учетом особенностей региона, а также типа, специфики и характера деятельности организации.
23. Контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профсоюзами в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий эксперта

Как известно, в январе 2014 года вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. №426‑ФЗ и №421‑ФЗ, регламентирующие проведение специальной оценки условий труда («О специальной оценке условий труда» и соответственно «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Если первый законодательный акт (426‑ФЗ) установил правовые, организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), а также определил права, обязанности и ответственность участников данной процедуры, то 421‑ФЗ, или так называемый закон-спутник, внес значительные изменения в пенсионное и страховое законодательство, Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Так, в статью 209 Трудового кодекса РФ были внесены элементы понятийного аппарата в части определения «системы управления охраной труда».
Теперь такое понятие, как система управления охраной труда (СУОТ), трактуется законодательным актом как «комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей».
Статья 212 Трудового кодекса, касающаяся обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, дополнена новым абзацем: «работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда».
В связи с этим у органов, осуществляющих управление образованием, в образовательных организациях и в профсоюзных организациях назрела необходимость определиться в принципиальных позициях:
1. Как в дальнейшем в целом подходить к вопросам создания и функционирования системы управления охраной труда в сфере образования (в соответствии со статьями 210 и 216 ТК РФ в части реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда).
2. Какие инструменты и подходы использовать при создании системы управления охраной труда на всех уровнях управления образованием, начиная с федерального и заканчивая уровнем образовательной организации.
Необходимо отметить, что до настоящего времени в системе образования отсутствовал единый комплексный подход к управлению охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса.
Действующие уже почти 30 лет Положения об организации работы по охране труда в системе образования, утвержденные соответствующими приказами Минпроса СССР и Минвуза СССР в декабре 1986 года, морально и юридически устарели.
Поэтому в соответствии с принятым в декабре 2014 года Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы, Минобрнауки России по согласованию с ЦС профсоюза были разработаны и направлены в субъекты Российской Федерации для использования в практической деятельности «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (письмо Департамента государственной службы, кадров и управления делами Минобрнауки России от 25.08.2015 №12-1077).
Данный документ, в основе которого лежат основные принципы и подходы управления охраной труда, определенные Трудовым кодексом РФ, соответствующими стандартами безопасности труда и Отраслевым соглашением, должен стать основополагающим при разработке и утверждении аналогичных актов органами управления образованием регионального, муниципального уровней, и, самое главное, при создании системы управления охраной труда в каждой образовательной организации в зависимости от ее типа, от детского сада и школы до вуза.
Безусловно, этот документ нужно рассматривать как рамочный для разработки более конкретных задач и действий. Он не может быть перенесен в виде кальки на региональный или муниципальный уровень и тем более на уровень образовательной организации.
Необходимо с учетом особенностей субъекта РФ, района, города и типа образовательной организации разработать свои аналогичные документы (положения, рекомендации, методические указания), как это уже сделано в Брянской, Ивановской областях.
В конечном итоге данные Рекомендации, несомненно, принесут практическую пользу в совершенствовании деятельности работодателей, органов, осуществляющих управление в сфере образования, по созданию безопасных условий образовательного процесса, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья работников и обучающихся.
Принимая во внимание важность этого вопроса, ЦС профсоюза, региональные (межрегиональные) организации профсоюза, технические инспекторы труда профсоюза при осуществлении общественного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства в части создания и функционирования СУОТ в образовательных организациях и органах управления образованием должны уделить особое внимание этому направлению деятельности по охране труда.

Юрий ЩЕМЕЛЕВ, заведующий отделом охраны труда и здоровья, главный технический инспектор труда ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ
____________________________
 «Методические рекомендации по организации системы управления охраной труда в образовательных организациях Ивановской области» и Примерное положение «Система управления охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Департамента образования и науки Брянской области» размещены на сайте профсоюза eseur.ru