- Как возник этот необычный проект?

- Два года назад префектура Центрального округа Москвы и окружное управление образования обратились к нам с просьбой помочь закупить школам Центрального округа оборудование для занятий фитнесом. Мы, как специалисты, помогли закупить оборудование - достаточно элементарное, чтобы его можно было легко обслуживать, но и содержащее все необходимое. В том числе для силовой аэробики - коврики, гимнастические палки - боди-бары, гантели, резиновые амортизаторы, степ-платформы. Плюс была закуплена достаточно дорогая музыкальная техника - не только проигрыватели, но и гарнитуры для преподавателей, необходимые для проведения занятий. В результате совместной программы было оснащено 28 школ.

Оборудование появилось, а вот проводить уроки фитнеса было некому. Тогда мы предложили свою помощь - предоставили инструкторов и стали проводить бесплатные занятия в школах. Начались они с января 2003 года. Запланировали занятия 3 раза в неделю, по 2 учебных часа в каждой школе: первый час (45 минут) для детей 9-12 лет и второй - для 13-16-летних. При этом мы поставили себе цель подготовить на базе каждой школы команду. В дальнейшем можно будет проводить соревнования между школами, чтобы результаты были видны наглядно и у занимающихся был мотив.

- А как занятия фитнесом уживаются с уроками физкультуры?

- Уроки фитнеса не отменяют обычной физкультуры: они проходят факультативно, после занятий. Хотя было бы интересно постепенно заменить надоевшую физкультуру на фитнес. У руководства World Class даже был план выйти на федеральное правительство с программой ввести в школах третий урок, но не физкультуры, а фитнеса. Помимо адаптации детей в обществе их сверстников танцы способствуют еще и укреплению сердечно-сосудистой системы. Мы достигаем тех же целей, что и уроки физкультуры, просто другими средствами. Но, согласитесь, одно дело - бегать кросс вокруг школы, другое - научиться танцевать для себя, что пригодится в дальнейшей жизни.

- По-вашему, фитнес действительно необходим школьникам? Почему вы все-таки взялись за этот проект, для вас благотворительный?

- Не буду говорить высоких фраз об оздоровлении нации. Вспомните, сколько у вас в классе, когда вы учились, было толстяков? Один-два. А сейчас в классах до 60 процентов школьников страдают ожирением и не могут ни разу подтянуться! И школе с этим при помощи физкультуры справиться трудно - уроки идут лишь дважды в неделю. К тому же на «физру» ребят не затянешь. Те уроки физкультуры, которые проводят в школе, давно устарели и приелись самим детям. А фитнес нравится новому поколению, это модное направление и при этом эффективное. Чем он хорош, так тем, что подходит практически для всех - толстых, худых, с разной степенью физической подготовки (там нет сложных координационных движений). Программу можно как усложнять, так и упрощать, чтобы адаптировать ее под возможности конкретных детей. В том числе для инвалидов: у нас был опыт работы с больными детьми в УВК № 1662. Там есть класс ребятишек с детским церебральным параличом. Нам потом прислали большое благодарственное письмо, где родители этих детей просят не прекращать занятия.

- А как реагируют на занятия обычные школьники и их родители?

- С энтузиазмом. Дети одной из школ даже попросили дать им показать танцевальную программу в рамках показательных выступлений, на которых была администрация округа во главе с префектом. Причем когда захотели сократить большую программу вечера за счет детей, то ребята и их родители настояли на выступлениях и наши инструкторы их поддержали. В результате дети прекрасно выступили и все остались довольны.

Конечно, есть и сложности - если первоначально мы рассчитывали на численность групп в 25-30 детей, то потом пришлось считаться с меньшим количеством. Ведь далеко не все могут остаться после занятий и ждать какое-то время, многие ездят в школу издалека. Но зато занимающиеся готовы горы свернуть. Урок фитнеса идет 45 минут. Сначала занимается младшая группа, потом, после перерыва, старшая. Так, многие - в основном старшие ребята - оставались на оба урока и даже просили инструкторов объединить два занятия в одно.

Некоторые родители, кстати, тоже ходили с детьми на фитнес, и мы это только приветствовали. Многие до сих пор звонят, благодарят. Недавно позвонила одна родительница с просьбой позволить ее дочке, которая в этом году закончила школу, ходить на занятия. Мы говорим: договаривайтесь с преподавателем, и пожалуйста! В наши школьные фитнес-группы ходили не только учителя физкультуры, но и педагоги других предметов, причем не только из этой школы, но и из соседних.

Наконец, дети с удовольствием посещали фитнес-марафоны.

- Что они собой представляют?

- Это фитнес-занятия длительностью несколько часов, своеобразный мастер-класс для начинающих. Мы собираем огромный зал детей. В прошлом году благотворительные фитнес-марафоны собрали 2 тысячи человек, в этом - уже 2,5 тысячи, в том числе из регионов. При этом в них участвуют и дети с ограниченными возможностями, мы выделяем им специальное место у сцены. Представляете, зал «Олимпийского» - и 2, 5 тысячи человек в наших белых футболках занимаются фитнесом! На сцене инструкторы, сменяя друг друга, проводят блоки по 15 минут различных направлений: аэробики, танцевального фитнеса - например, с элементами латиноамериканских танцев, с элементами восточных единоборств, бокса. Все это нужно выдержать в течение 1,5-2 часов. Не знаю, выдержал бы я столько, но дети занимались с удовольствием, даже самые маленькие держались до конца! А учителей физкультуры мы приглашали на наши конвенции, включающие в себя и лекции, и семинары, и тренировки. В прошлом году, кстати, прошла уже юбилейная, десятая конвенция.

- А каков, по-вашему, уровень подготовки школьных физруков? На них ваше обучение распространяется?

- Их уровень оставляет желать лучшего - они учат детей тому, чему их самих учили 20-30 лет назад. Я лично ездил по школам, и то, что я увидел, произвело на меня удручающее впечатление. Некоторые учителя, например, даже не знали, как правильно приседать!

- Интересно, а как надо правильно?

- Если присесть вот так, - с готовностью спортсмена Денис показал мне, как приседают неправильно - с приподнятой пяткой, - то вы создаете большую нагрузку на стопы и колени, что может вообще привести к их травмированию. А чтобы приседать правильно, - мой собеседник снова демонстрирует сказанное, - нужно перенести центр тяжести назад, отведя таз. Сейчас вообще не применяют многие упражнения, которые практиковались раньше: скручивания, «мельница» руками, глубокие наклоны.

...Поэтому мы с самого начала нацеливались на то, чтобы обучить школьных физруков. Во-первых, они проходили вместе с детьми занятия у себя в школах. Кроме того, мы организовали для них несколько 3-4-дневных семинаров, которые были рассчитаны не только на учителей 14 школ, участвующих в программе, но и на остальные школы Центрального округа Москвы. В итоге набралось примерно 25 школ. Чтобы вам представить объем нашей работы, скажу: только за февраль 2003 года мы провели 162 часа занятий на 1200-1500 человек.

В этом году мы приглашали на семинар педагогов как из Москвы, так и из регионов. В результате учителя получают сертификаты о прослушивании семинаров на тему «Построение занятий по фитнес-аэробике».

- Но вы наверняка столкнулись с проблемами - ведь очень трудно тому же немолодому учителю физкультуры перестроиться и начать заниматься фитнесом...

- Поначалу действительно было психологическое сопротивление некоторой части немолодых учителей, которым многому приходилось учиться заново. Но это единичные случаи. Желание научиться чему-то новому оказалось огромным. Показательный пример: семинары проходили во время каникул, законного отдыха учителей, но их посещали практически все педагоги из «подопечных» школ. Многие подходили и интересовались, а будут ли занятия с элементами восточных единоборств. Некоторые из тех, кто прошел у нас семинары, - а это все-таки самый начальный уровень - уже сами ведут занятия с фитнес-элементами. Конечно, они дают не полноценный урок в 45 минут, но фитнес-упражнения уже используют.

- Может быть, стоит сразу обучать будущих учителей физкультуры в педвузах, чтобы их потом не пришлось переучивать?

- Мы подготовили методическое пособие для преподавания фитнеса. В нем наши cпециалисты изложили наш опыт работы в школе и детских комнатах, которые существуют во всех клубах World Class. Но положение вещей таково, что «физкультурники» в основном приходят в школу не из педвузов, а из специальных учебных заведений вроде Академии физической культуры. А там обучают спортсменов разной специализации - и штангистов, и фигуристов. Однако если они выберут направление «общая физическая культура», то в дипломе у них будет значиться - «преподаватель физкультуры». Нужно подумать, можно ли включить в их обучение и фитнес, ведь в той же академии есть кафедры аэробики и танцев.

- Какими вы видите перспективы вашей деятельности в школе - ближайшие и долгосрочные?

- Самая ближайшая цель - увеличить количество охваченных нами школ. Нам уже звонили учителя из другого округа, спрашивали, нельзя ли в их школах ввести фитнес. Мы готовы, но инициатива должна идти от префектур и Комитета образования: если они выделят средства на закупку оборудования, то мы можем им помочь. Хотя, если будет большое желание, для того чтобы преподавать фитнес, для начала в принципе достаточно одной музыкальной техники. Но нужно учитывать, что мы не можем вести занятия во всех школах, у нас просто не хватит инструкторов на всю нашу огромную страну.

Поэтому хотелось бы в дальнейшей перспективе организовать обучающие фитнес-центры в регионах, где с определенной периодичностью будут проводиться занятия для учителей физкультуры. Почему бы нет?