- Почему «Тобольск и вся Сибирь»? Потому прежде всего, что Тобольск как-никак в течение длительного времени был пусть неофициальной, но, по сути, столицей Сибири. И сейчас такого города, который выполнял бы функцию сибирской столицы, нет, и вряд ли такое возможно. Сразу же возникнет соревнование между такими гигантами, как Новосибирск, Томск, Тюмень, Иркутск. А Тобольск среди восьмерки сибирских больших городов выглядит этаким Коньком-Горбунком. Но если говорить о его духовном облике, то он дал очень большое число святых - семь, связанных с Тобольском или происхождением, или судьбой. Здесь провел часть своей сибирской ссылки протопоп Аввакум, многие годы жил славянофил XVII века Юрий Крижанич, это родина Петра Ершова, Дмитрия Менделеева, композитора Алябьева. Первый сибирский журнал издавался в Тобольске, здесь же действовал первый театр, основан первый музей. В Тобольске формировались почти все казачьи экспедиции по дальнейшему освоению сибирских пространств.

- Что вы можете сказать о самом альманахе? Как он задумывался и как вы его пытаетесь осуществлять?

- Мы постоянно печатаем проблемные статьи, касающиеся каких-то болезненных, острейших вопросов современной и не только современной жизни Сибири. Эта рубрика называется у нас «Трибуна». Здесь мы хотим представить современную идеологию Сибири, потому что она есть и имеет вполне определенное, выразительное лицо. Своя выстраданная непохожесть. Эта сибирская идеология состоит в том, что сибиряк чувствует себя каким-то лицом второго сорта в пределах России. Существуют стереотипы: Сибирь - место, с которого гораздо больше берут, чем ему отдают. К сожалению, это существует и по сей день, может быть, и в более гипертрофированной, чем раньше, форме. Сибирь - страна с темным каторжным клеймом. Если бы мы в альманахе уходили от этой злобы дня, то сразу же обрекли бы себя на какое-то лживое и фальшивое положение по отношению к нашему сибирскому и вообще русскому читателю. Увы, Сибирь и по сей день остается в истории или, скажем, в синтаксисе России какой-то подчиненной структурой. Пусть со множеством возвышенных эпитетов. Сибирь гораздо меньше известна в пределах России русскому человеку, чем наша Европа. На мой взгляд, Сибирь для нас - страна все еще мало открытая или просто неоткрытая. Имеются в виду не только какие-то богатства и недра, которые сейчас еще лежат втуне и не разрабатываются. Смущает неоткрытость ее духовного потенциала, ее великолепных возможностей, ее древней и древнейшей истории. В этом смысле одна из главных задач, которая предстоит перед альманахом, - попытка преодоления этого разрыва в знаниях и в сведениях о Сибири.

- Нет опасения, что ваша инициатива издания общесибирского альманаха будет перехвачена каким-то из больших сибирских городов?

- Так и пусть перехватывают на здоровье. Мы не боимся соревнования и соревнователей. Это было бы лишь на благо Сибири. У каждого найдется сказать о ней что-то особенное... Кстати, при нашем альманахе в качестве приложения будет выходить и своя библиотека. Но тут уж, позвольте, я не стану раскрывать карты. Назову лишь одно издание, близкое к осуществлению. Это большой однотомник прекрасного русского поэта, прозаика, историка и географа Сергея Маркова, столетие со дня рождения которого исполнится в 2006 году.

- Кто инициатор издания вашего альманаха?

- Инициатива принадлежит общественному благотворительному фонду «Возрождение Тобольска», который вкладывает средства в восстановление памятников старины города и его художественного музея. Они также уделяют много внимания издательской деятельности, за десять лет ими издано много прекрасных книг, в их числе двухтомник сочинений Менделеева, великолепное факсимильное воспроизведение картографического атласа Сибири, принадлежащего упомянутому Семену Ремезову. Возглавляет этот фонд Аркадий Елфимов. Он неутомимо работает для альманаха и как фотограф. Его фотопейзажи старинного Тобольска и окрестностей отличает тонкий лиризм, умение запечатлеть редчайшие состояния реки, воздуха, леса, снега. В первом номере в разделе «События» Аркадий Григорьевич представлен своим высокопрофессиональным фоторепортажем «Крестный ход в Тобольске». Его художественные фотографии в качестве заставок украшают многие страницы альманаха.