На IV Августовском форуме педагогического актива Москвы профессионалы в преддверии нового учебного года обсудили такие важные проблемы, как:

- миссия и статус работников образования в свете поэтапного внедрения профессионального стандарта «Педагог»;
- развитие инклюзивного образования;
- примерные основные образовательные программы и концепции преподавания отдельных предметов;
- изменения в системе промежуточных и итоговых форм контроля, составления рейтингов образовательных организаций;
- стратегии воспитательной работы;
- сетевое и межсетевое сотрудничество образовательных организаций, формирование устойчивых связей школа - вуз.

В рамках двухдневной работы (первый день - день предметов гуманитарного цикла; второй - день предметов естественно-научного цикла) были проведены две конференции, 19 круглых столов по актуальным научным проблемам различных областей знаний и 22 методологических семинара по проблемам преподавания.
Подготовка к столь масштабному мероприятию началась с апреля 2015 года. На встречах организационного комитета были приняты ключевые решения по процедуре регистрации участников форума, изданию сборника материалов, структуре программы, приглашению гостей, представителей издательств, освещению события в средствах массовой информации. Залогом успешности мероприятия стали четкая согласованность в работе всех ответственных лиц и ставка на привлечение высокопрофессиональных внешних специалистов и экспертов.
В июне 2015 года на сайте Единой независимой ассоциации педагогов august2015.enap.info была открыта электронная регистрация будущих участников, позволившая затем правильно составить программу форума. Кроме того, все те, кто желал в том или ином статусе выступить по обозначенным проблемам, могли прислать материалы для готовящегося сборника.
За летний период сформированная редакционная коллегия подготовила сборник материалов форума «Профессиональный стандарт педагога», предназначенный для практикующих педагогов. В сборник были включены статьи членов предметных ассоциаций педагогов города Москвы, объединенных в Единую независимую ассоциацию педагогов, ведущих ученых по основным отраслям науки, представителей издательств - всех тех, кто включился в обсуждение ключевых вопросов накануне нового, 2015-2016 учебного года.
Издание состоит из двух частей. В первой части - «Формирование универсальных учебных действий школьников средствами гуманитарного образования» - авторы на реальном педагогическом опыте рассматривают новые формы и методы организации образовательного процесса на основе принципа формирования универсальных учебных действий школьников. Вторая часть - «Пути повышения качества естественно-научного школьного образования» - в большей степени адресована учителям естественно-научного цикла предметов и освещает актуальные современные педагогические технологии в аспекте повышения качества образования. Тематически включенные в сборник статьи характеризует разнообразие, неповторимыми оказываются и стиль авторов, специфика описания методической системы или ее отдельных элементов. Таким образом, все участники форума в подарок получили практико-ориентированный двухтомный сборник, составленный на основе материалов выступающих (более 100 публикаций).
Программа мероприятия была составлена с учетом профессиональных запросов его участников и таким образом, чтобы каждый мог выбрать свой индивидуальный маршрут.
Каждый день форума открывала раус-программа с выставкой учебно-методической литературы, предложениями от производителей учебного оборудования, представлением услуг организаций, ориентированных на образовательный туризм. В перерывах между основными мероприятиями форума были предусмотрены кофе-паузы, экскурсии по Научной библиотеке РУДН, спортивным объектам, демонстрация современных средств пожарной безопасности, а также мастер-классы, проводимые в экспресс-формах на различных открытых площадках специалистами самого высокого уровня. Выбор тем для мастер-классов был далеко не случайным, они касались наиболее востребованных в педагогической среде технологий: использование интерактивной доски в учебном процессе, электронные формы учебников в образовательном пространстве, подготовка к кембриджским экзаменам, современное экономическое образование, геоинформационные системы в школьном курсе географии, цитогенетический анализ животных, нанотехнологии в нефтегазовой отрасли. Основными мероприятиями форума для каждого рабочего дня стали общая конференция, предметные круглые столы и предметные методологические семинары.
Ведущей конференции в течение двух дней стала председатель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова.
Открывая мероприятие, ректор Российского университета дружбы народов, председатель ВАК Минобрнауки России Владимир Филиппов отметил, что благодаря наличию определенного стандарта российское образование стало одним из лучших в мире, но призвал смелее изучать западный опыт, а также опыт различных российских школ и педагогов-новаторов. «По интернационализации у наших вузов не очень правильные показатели, - отметил Владимир Филиппов. - Учитывается количество иностранных студентов, приезжающих иностранных профессоров. Но наша задача - интернационализировать российских студентов: они должны свободно владеть иностранным языком, должна быть культура воспитания толерантности, структурной коммуникации. Еще одна тема, которую необходимо в течение года развить, - это профессиональные стандарты педагога, в частности, профессиональный стандарт руководителя образовательной организации, который разрабатывали на базе РУДН. Первый вариант находится сейчас в Министерстве образования и науки РФ и будет дорабатываться. Второй стандарт (рабочую группу по разработке которого я возглавляю) - это профстандарт воспитателей. Давайте себя поставим не на место педагогов и учителей, а на место родителей. Что для нас в жизни важнее: чтобы ребенок запомнил формулу по физике, химии или чтобы он по итогам обучения в школе был воспитан так, что потом не бросит ни папу, ни маму? Ответ очевиден... 1 июня, в День защиты детей, принята Стратегия развития воспитания в РФ, утвержденная Правительством РФ, мне повезло быть руководителем рабочей группы, которая в течение прошлого года разрабатывала эту стратегию. Сейчас в течение учебного года задача - разработать на всех уровнях собственные программы развития воспитания на основе этой стратегии».
Ректор Московского института открытого образования Алексей Рытов рассказал о системе дополнительного профессионального образования столицы и начал свою речь с цитат: «Все мы, я не знаю таких, кто был бы против, говорим о необходимости реструктуризации в различных отраслях, но как только реструктуризация начинается, начинается стон по всей Руси великой: и то нельзя трогать, и к этому нельзя подходить. Вот от этого мы должны уходить, избавиться от этого». Это Послание Президента России 2012 года. Следующая цитата: «Любое усиление требований к учителю, к школе без адекватного усиления самого учителя и самой школы - занятие бесполезное и вредное не только для системы образования, но в итоге и для всего общества». Это цитата руководителя Департамента образования Москвы Исаака Калины. Сегодня в прошлое уходят предметники, информаторы, учитель становится организатором учебной деятельности школьников по решению учебно-познавательных и практических задач. Но большинство учителей получили профессиональное образование давно, когда во главу угла ставили трансляцию знаний, но не формирование умений. Система повышения квалификации призвана подготовить учителя для реализации этой новой цели. Сегодня в Москве 305 вузов, 44 из них реализуют программы для учителей и руководителей образовательных организаций города. На портале дополнительного профессионального образования мы готовы к октябрю сделать конструктор компетенций, где можно будет с помощью специалистов выстроить индивидуальный образовательный маршрут».
Разговор о педагогических стандартах продолжил ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов: «ФГОС внедряют уже 7 лет, и тем не менее мы иногда открываем в нем какие-то новые обстоятельства... У нас идет процесс модернизации педагогического образования, принцип - ориентация педагогического вуза на школы (профессора педвузов сейчас думают прежде всего о том, как структурировать академическую науку). Это радикальная, но неизбежная установка, если мы хотим получить хорошего учителя. Мы считаем, что только лучшие наши студенты достойны того, чтобы идти преподавать в школу. Лозунг о том, что каждый выпускник педвуза должен работать в школе, ошибочный и несовременный для нашей страны. С другой стороны, как добиться, чтобы лучший шел не в бизнес или куда-то еще, а в школу, - это важный вопрос».
Директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин подробно рассказал о предстоящих диагностических мероприятиях в московских школах, подходах к оцениванию, новом инструментарии с точки зрения контрольно-измерительных материалов. Член Экспертного совета по образованию при Госдуме РФ Кристина Симонян подняла несколько тем, болезненных для родительской и педагогической общественности: «Каждый год ребята демонстрируют все более низкий уровень знаний. Это сигнал о том, что пора принимать меры. Я руковожу общественной организацией «Мамы Москвы», вместе с учеными нашей организацией разработаны несколько поправок к Закону «Об образовании в РФ», которые мы предлагаем для принятия в части ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ должна начинаться не раньше 9-го класса, до этого времени надо дать возможность педагогам открыто вести творческий процесс».
Тему ЕГЭ продолжила в своем выступлении шеф-редактор издания «Учительская газета-Москва» Виктория Молодцова: «Нам нужны сегодня представители рабочих профессий, но здесь мешает ЕГЭ: все дотягиваются до 11-го класса и идут учиться в вузы, а потом устраиваются кто куда. Если бы представителям рабочих профессий государство гарантировало трудоустройство, ситуация была бы иной. Сегодня труд учителя упорно сводят до оказания услуг, а продавец никогда не пользовался авторитетом в обществе. Учитель - это интеллигент, который воспитывает интеллигентов. Уходят времена, когда в школу приходили те, кто не состоялся в жизни. Сегодня о педагогах-новаторах, педагогах-подвижниках никто не говорит, а они есть, их много. Голос учителя должен быть слышен». Интересные предложения для педагогов прозвучали от проректора Российского университета дружбы народов по дополнительному образованию Анжелы Должиковой, которая охарактеризовала основные программы повышения квалификации, которые разработаны и успешно реализуются в стенах ведущего вуза страны.
Во второй день в работе конференции также приняли участие начальник отдела стандартов и содержания в сфере общего образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Данута Чернышова, рассказавшая о задачах на новый учебный год; начальник управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования Ирина Виноградова, давшая оценку деятельности педагога и школы в контексте развития столичного образования; депутат Госдумы РФ Владимир Бурматов, посвятивший свое выступление общественному контролю в сфере образования; заместитель председателя Московской городской организации Общероссийского профсоюза работников образования Сергей Гобун, рассказавший о направлениях деятельности МГО Общероссийского профсоюза образования. Ход конференции транслировали на больших экранах в холлах и рекреациях университета, так что каждый желающий мог видеть и слышать выступления из любой точки.
После конференции состоялись круглые столы по актуальным проблемам науки (модераторами круглых столов были ученые РУДН), на которых обсуждали, в частности, такие темы, как: история России в современном общественно-политическом дискурсе, государство и право в условиях экономического кризиса и роста, русский язык и проблемы национальной идентичности, человек и общество в русской литературе второй половины ХХ-ХХI в., междисциплинарный подход в контексте преподавания искусства и гуманитарных наук, современные языки программирования, роль графических дисциплин в подготовке профессиональных кадров для строительства и промышленности, генная инженерия и проблемы современного общества, квантово-химическое моделирование в рамках современных теорий, новая экономическая география.
Завершали программу каждого дня так называемые методологические семинары, подготовленные председателями предметных ассоциаций педагогов Москвы. Для обсуждения были взяты самые актуальные вопросы: работа с одаренными и высокомотивированными детьми, историко-культурный стандарт, концепция школьного филологического образования в России, новые профессиональные компетенции учителя иностранного языка, использование современных технологий в дошкольном образовании, подходы к формированию базовых навыков смыслового чтения и письма в начальной школе, педагогика искусства, основы ученического проектирования, особенности преподавания технологии в современной школе, геометрография как инновационный предмет, здоровьесбережение в школе, географическое образование и детский туризм в России, профессиональный стандарт библиотекаря образовательных организаций.
В качестве докладчиков методологические семинары посетили хорошо известные всем педагогам сотрудники Федерального института педагогических измерений, представители профессорско-преподавательского состава Московского института открытого образования, авторы федеральных учебников: Е.Соловова, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Департамента ИЯ ВШЭ; Л.Дудова, председатель координационного совета ОО «АССУЛ», кандидат филологических наук, профессор кафедры филологического образования МИОО; И.Цыбулько, руководитель Федеральной предметной комиссии по русскому языку, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО; Б.Ланин, доктор филологических наук, профессор, автор УМК «Литература»; К.Махмурян, доктор педагогических наук, профессор, сотрудник ЦПМ; А.Якушкина, заведующая кафедрой начального образования МИОО; В.Лещинер, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики обучения информатики МИОО; И.Ященко, вице-президент РОО «Ассоциация учителей математики Москвы», кандидат физико-математических наук, почетный работник общего образования, директор Центра педагогического мастерства; Ю.Хотунцев, доктор физико-математических наук, профессор МПГУ; М.Демидова, доктор педагогических наук, руководитель экспертно-аналитического отдела ФИПИ; Г.Лернер, кандидат педагогических наук, профессор МИОО; П.Оржековский, профессор, заведующий кафедрой методики обучения химии МИОО. Одним из самых интересных стал предметный методический семинар Ассоциации учителей физической культуры и специалистов физкультурно-спортивного профиля, которую возглавляет заслуженный учитель РФ Н.Назарова. В рамках темы «Актуальные проблемы, инновационное содержание, пути решений в условиях введения ФГОС и ВФСК ГТО по физической культуре» выступил методист отдела повышения квалификации Центра физического воспитания ГБПОУ «Воробьевы горы» А.Александров с докладом «Совершенствование педагогического мастерства средствами дополнительного профессионального образования», посвященным нормативно-правовым проблемам дополнительного профессионального образования в соответствии с 273-ФЗ, а также введению федеральных государственных образовательных стандартов, методист Центра физического воспитания В.Захаров рассказал о планах по организации и консолидации школьных и студенческих (ШСК и ССК) спортивных клубов, методист Н.Тимофеев говорил о ГТО в школах Москвы. Педагоги, участвовавшие в семинаре, получили ответы на интересовавшие их вопросы по дополнительному профессиональному образованию, в частности, по количеству часов повышения квалификации и переподготовки специалистов и необходимых документах, представляемых слушателем для прохождения обучения.
Отзывы педагогов о прошедшем мероприятии в большинстве своем положительные. Они в открытом доступе размещены на странице форума в социальной сети www.facebook.com/pedforum. Отдельные замечания организаторы в последующем обязательно учтут при подготовке аналогичных мероприятий.
Состоявшийся форум, без сомнения, заложил фундамент для формирования масштабного сетевого взаимодействия школы и вуза, а значит, академической науки и педагогической практики. Центральным звеном взаимодействия столичного учительства в полной мере проявил себя Российский университет дружбы народов.
Приемлемым для участников форума оказался и сам выбранный формат мероприятия: от общих вопросов образования через проблемы современной науки к предметным методикам преподавания. Отдельные рабочие площадки напрямую были нацелены на установление профессиональных контактов, просто личное общение педагогов, которым в непринужденной обстановке были предложены различные варианты получения дополнительного профессионального образования.
Полагаем, что мероприятие получилось очень живым, дискуссионным. А это означает одно: московское педагогическое сообщество живо, полно энергии и готовности включаться в решение поставленных перед ним задач, оно хочет и пытается собственными силами найти выход из профессиональных трудностей и тупиков, не перекладывать решение проблем только на плечи чиновников и реально влиять на образовательную политику. Действительно, в рамках работы форума педагоги сверили курс модернизации образования. Надеемся, что голос учителя будет услышан и принят к сведению.
Форум оказался очень похожим на современную школу. Как в калейдоскопе разнообразной и яркой школьной жизни часто возникают ситуации - неожиданные, наблюдения и впечатления - ошеломляющие, мысли - новые, так и на форуме нашлось место самым разным темам и проблемам. Но определяющим вектором осталась эффективность работы учителя в соответствии с современными требованиями, закрепленными в новых документах отечественного образования.
Вот и в отношении нового важного документа российского учительского корпуса - профстандарта педагога - участники мероприятия уверены: форум - хорошая площадка для осмысления его основных требований и положений. Каждому из тезисов профстандарта не только посвящен отдельный доклад (выступающие - авторитетные ученые, методисты, авторы УМК, педагоги-практики образовательных организаций столицы), но и приведены ссылки на те или иные материалы в различных источниках, даны ключи доступа к ним.
Относительно видения будущего следует отметить, что Единая независимая ассоциация педагогов официально подписала рамочный договор о сотрудничестве с одним из своих надежных партнеров - Российским университетом дружбы народов. Уже есть планы по ежегодному проведению при поддержке Правительства Москвы подобных августовских форумов, а также по совместному проведению в 2016 году международного конгресса, направленного на пропаганду русского языка и русской литературы в России и мире.

В.ХОЛИНА; Е.МОРОЗОВА; Р.ДОЩИНСКИЙ