О тематических сборниках, подготовленных в помощь профсоюзному активу

В целях защиты социально-трудовых прав работников образования Центральным советом профсоюза в помощь профсоюзному активу подготовлены специальные тематические информационные бюллетени либо разъяснения по наиболее актуальным вопросам.
По вопросам рабочего времени
Информационный бюллетень №2 «Рабочее время работников образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования», содержащий извлечения из федеральных законов и иных нормативных правовых актов, необходимых для применения приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
В информационном бюллетене размещен также комментарий по применению приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 года №1601, в котором содержатся пояснения, регулирующие вопросы:
- применения понятия сокращенной продолжительности рабочего времени для педагогических работников;
- отличия оплаты труда педагогических работников на основе ставок заработной платы от оплаты труда по должностным окладам;
- участия выборного органа первичной профсоюзной организации при установлении учебной нагрузки учителям и преподавателям;
- порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре;
- оснований для изменения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре педагогического работника;
- особенностей определения учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы, оснований ее изменения;
- особенностей определения учебной нагрузки педагогическим работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором;
- особенностей определения учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и оснований ее изменения;
- особенностей режима рабочего времени педагогических работников в каникулярный период и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) и т. д.
Кроме того, комментарий включает примеры расчета заработной платы различных категорий педагогических работников с учетом фактического объема учебной (преподавательской) или педагогической работы.
С подробными комментариями по применению приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года №1601 можно ознакомиться на сайте Общероссийского Профсоюза образования по адресу http://www. eseur.ru (рубрика «Библиотека»), а также в МП №16 от 16 апреля 2015 года.
По вопросам ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков
Информационный бюллетень №3 «Ежегодные оплачиваемые отпуска работников образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение», подготовленный в связи с принятием Правительством Российской Федерации постановления от 14 мая 2015 года №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».
Информационный бюллетень содержит нормативные правовые акты, непосредственно связанные с регулированием отпусков работников образовательных организаций, и комментарии по их применению, включая комментарий к Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678.
Подробный комментарий по применению постановления Правительства РФ от 14 мая 2015 г. №466 опубликован на сайте Общероссийского Профсоюза образования по адресу http://www. eseur.ru (рубрика «Библиотека»), а также в «МП» №24 от 11 июня 2015 года.
По вопросам реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование
В региональные (межрегиональные) организации профсоюза направлено совместное письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. №08-415/124, содержащее Разъяснения по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование с использованием положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.


О проектах нормативных правовых актов, разрабатываемых Министерством образования и науки РФ совместно с профсоюзом

Совместно с Минобрнауки России продолжается работа по разработке и согласованию следующих нормативных правовых актов:
- проекта приказа Минобрнауки России «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- проекта приказа Минобрнауки России о порядке предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года;
- проекта нормативного правового акта по установлению тождества наименований учреждений и должностей наименованиям, предусмотренным в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
О развитии и совершенствовании PR-сопровождения деятельности профсоюза

Реализация поставленных перед профсоюзом целей невозможна без широкого информирования педагогической общественности, социума и СМИ о его деятельности, без заинтересованного и осознанного участия всех членов профсоюза в жизни организации, в формировании ее позитивного имиджа. Это направление работы напрямую ведет к повышению мотивации профсоюзного членства, служит мощным организационным фактором укрепления всей профсоюзной структуры, является средством распространения коллективного опыта профсоюзной работы.
Однако до сих пор в профсоюзных организациях разного уровня существуют расхождения в понимании практической востребованности, эффективности тех или иных форм и методов этой работы и как следствие в определении объема средств, которые на нее выделяются. Нередко высказывается мнение, что информационная работа, PR-мероприятия могут финансироваться по остаточному принципу, что этой деятельностью можно заниматься в свободное от более важной работы время, и что с этим видом деятельности может справиться любой специалист.
Стоит отметить, что, несмотря на значительный информационный прорыв в деятельности профсоюза в последние годы, осведомленность членов профсоюза (а порой даже профактива) о его организационной структуре, основных направлениях деятельности, достижениях и мероприятиях остается достаточно низкой. Опросы проводились в ходе различных всероссийских мероприятий (ВПШ профсоюза, тренинг-лагерь по подготовке лекторов профсоюза, конкурсы «Учитель года» и «Воспитатель года», конкурс организаций дополнительного образования детей «Арктур», XXI Всероссийский туристский слет педагогов и т. д.).
Низкая информированность, невовлеченность различных целевых аудиторий в событийные мероприятия профсоюза ведут к снижению мотивации профчленства.
Стоит учитывать и тот факт, что рядовой член профсоюза не только потребитель, но и источник информации о деятельности профсоюза. И если на вопрос «Что делает профсоюз?» он недоуменно пожимает плечами, то это отрицательно сказывается в первую очередь на имидже нашей организации. Таким образом, система PR-мероприятий, направленная на вовлечение каждого в общее дело, широкое информирование всех педагогических работников о целях, задачах, возможностях и достижениях профсоюза объективно является одним из основных направлений нашей работы.
Мы живем в век информации и информационных технологий, в условиях формирования новой мотивационной среды профчленства, и не учитывать это - значит терять численность, ослаблять свои позиции и уступать общественным организациям, ведущим более агрессивную информационную политику.
Для того чтобы PR-сопровождение деятельности профсоюза вышло на новый уровень, необходимы более активные действия в этом направлении, ориентированные как на членов профсоюзов, так и на широкие слои общественности.
PR-сопровождение деятельности профсоюза - это комплекс организационных, издательских, технических, исследовательских и других мероприятий, направленных на объективное и полное отражение сути и задач деятельности профсоюза в современных условиях, проводимой им работы по защите трудовых и социально-экономических прав работников (обучающихся), популяризацию профсоюзных идей, создание положительного имиджа профсоюза и усиление мотивации профсоюзного членства.
В целях эффективной реализации PR‑политики профсоюза необходимо:
На уровне региональных (межрегиональных) организаций:
- предусмотреть увеличение финансирования на развитие этого направления работы (в том числе на проведение специальных мероприятий, открытие интернет-представительств организаций, обучение специалистов и профактива);
- продолжить работу по созданию в аппаратах региональных организаций подразделений по связям с общественностью;
- создавать условия для развития интернет-представительств местных организаций (самостоятельных сайтов или страниц на сайте региональной организации), появления страниц первичных организаций на сайтах всех образовательных учреждений;
- осуществлять постоянный контроль за обновлением информации на профсоюзных сайтах;
- распространять информацию о работе организации в социальных сетях; использовать интернет-форумы, другие площадки в Интернете для участия в дискуссиях о задачах и роли профсоюза;
- создавать сеть внештатных корреспондентов и лекторов профсоюза из числа профактива, прошедшего обучение на различных профсоюзных площадках;
- активнее использовать ресурсы таких профессиональных объединений, как советы молодых педагогов, клубы и ассоциации конкурса «Учитель года» и иных профессиональных конкурсов;
- проводить смотры-конкурсы и иные специальные мероприятия (акции, семинары, школы, форумы, вебинары, интернет-проекты для различных целевых аудиторий), направленные на совершенствование информационной и мотивационной работы в профсоюзе, создание положительного имиджа организации;
- продолжать работу по изготовлению и распространению средств профсоюзной агитации (видео, печатных материалов и другой продукции) для конкретных целевых аудиторий (власть, социальные партнеры, молодые педагоги, студенты, работники, не состоящие в профсоюзе, и т. д.);
- более оперативно направлять информацию о работе профсоюза в местные организации, региональные и корпоративные СМИ;
- осуществлять на постоянной основе контроль за информационной работой в местных и первичных организациях профсоюза (в том числе проводить постоянный анализ информированности членов профсоюза о деятельности организации).
В свою очередь Центральный совет профсоюза:
- информирует профсоюзные организации о позиции профсоюза и ФНПР по значимым для работников образования и обучающихся вопросам, о проводимых общероссийских акциях, кампаниях солидарности и других важных мероприятиях;
- обеспечивает оперативный обмен информационными материалами с комитетами региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, ФНПР, международными объединениями профсоюзов, социальными партнерами;
- проводит регулярный мониторинг интернет-сайтов региональных (межрегиональных) организаций, собственных печатных периодических изданий, рекламной продукции;
- развивает сайт профсоюза, регулярно обновляет текущую информацию, использует новые формы ее распространения, включая социальные сети и другие площадки в Интернете;
- координирует выпуск газеты «Мой профсоюз», распространяет опыт и информацию о работе профсоюза через иные СМИ;
- проводит пресс-конференции и организует выступления руководства профсоюза на информационных ресурсах социальных партнеров, ФНПР, международных объединений профсоюзов, в иных СМИ;
- организует и проводит на всероссийском уровне специальные PR‑ме­ро­прия­тия (интернет-проекты, конкурсы, акции, вебинары, семинары, школы) для различных целевых аудиторий членов профсоюза и социальных партнеров;
- разрабатывает, выпускает и распространяет в организациях профсоюза презентационную и имиджевую продукцию;
- обеспечивает обобщение и распространение передового опыта профсоюзной работы посредством почтовой рассылки, сайта профсоюза, газеты «Мой профсоюз», на сервисе в YouTube, микроблоге профсоюза в Twitter, в социальных сетях ВКонтакте и Facebook, иных СМИ;
- оказывает практическую и методическую помощь региональным (межрегиональным) профсоюзным организациям в реализации программы PR- сопровождения деятельности профсоюза, организует обучение и повышение квалификации специалистов по информационной работе.


О развитии инновационных форм социальной поддержки работников образования

В последние годы в ряде региональных и территориальных организаций профсоюза много внимания уделялось развитию инновационных форм социальной поддержки работников образования.
Традиционный ежегодный смотр-конкурс «На лучшую организацию работы по внедрению инновационных форм социальной поддержки членов профсоюза» позволил определить регионы, в которых эта работа проводится наиболее успешно.
1. В области развития деятельности кредитных потребительских кооперативов почетными грамотами Центрального совета профсоюза награждены профсоюзные организации Нижегородской области, Краснодарского края, Республики Башкортостан, занявшие 1‑е, 2‑е, 3‑е места соответственно.
Благодарностями Центрального совета профсоюза за целенаправленную и эффективную работу по развитию деятельности кредитных потребительских кооперативов отмечены профсоюзные организации Забайкальского края, Республики Калмыкия, Курской, Московской, Мурманской, Псковской, Саратовской областей, Ставропольского края, Чувашии.
2. В области пенсионного обеспечения и пенсионного страхования членов профсоюза почетными грамотами Центрального совета награждены профсоюзные организации Республики Тыва, Чувашии, Саратовской области, занявшие 1‑е, 2‑е, 3‑е места соответственно.
Благодарностями Центрального совета профсоюза отмечены Мурманская областная, Северо-Осетинская республиканская, Краснодарская краевая, Нижегородская областная, Забайкальская краевая, Челябинская областная, Хакасская республиканская и Курганская областная организации; также за хороший старт в 2014 году в рамках направления по пенсионному обеспечению объявлена благодарность Псковской областной организации.
3. В области развития добровольного медицинского страхования членов профсоюза почетными грамотами Центрального совета награждены профсоюзные организации Нижегородской, Саратовской областей, Республики Марий Эл, занявшие 1‑е, 2‑е, 3‑е места соответственно.
Отмечена благодарностью Центрального совета профсоюза Башкирская республиканская организация.
4. В области организации оздоровления и отдыха членов профсоюза почетными грамотами Центрального совета награждены профсоюзные организации Краснодарского края, Пермского края, Республики Башкортостан, занявшие 1‑е, 2‑е, 3‑е места соответственно.
В целом работа по всем перечисленным направлениям имеет позитивную динамику. Так, количество кредитных потребительских кооперативов возросло до 23, договоры на корпоративное пенсионное обеспечение работников заключают 34 региональные организации, число членов профсоюза, привлеченных к сотрудничеству с отраслевым пенсионным фондом по управлению их накопительной пенсией, на данный момент составляет 80 тысяч человек.
В то же время приходится констатировать, что уделяют внимание этим формам работы менее 50% региональных организаций. Основными причинами, на наш взгляд, являются, во-первых, недостаток достаточных управленческих навыков для реализации конкретных проектов, во-вторых, нежелание осваивать новые, сложные, формы работы, отсутствие понимания их актуальности.
Для того чтобы профсоюз получил свое дальнейшее развитие, необходимо уметь и хотеть оказывать членам профсоюза услуги, направленные на удовлетворение их социальных потребностей. Весь опыт мирового профсоюзного движения показывает, что мало только защищать трудовые права работников, хотя это и является первой и важнейшей функцией профсоюза. Все ведущие профсоюзы работников образования развитых стран успешно внедряют новые формы социальной поддержки, справедливо полагая, что это является одним из серьезных средств мотивации профсоюзного членства. Общероссийский Профсоюз образования является коллективным членом организации «Образование и Солидарность», учрежденной Интернационалом образования. Ее цель - содействовать во всех странах внедрению вышеперечисленных форм деятельности. Те руководители региональных организаций, которые до сих пор по тем или иным причинам не участвуют в этой работе, должны, наконец, понять, что пора изменить свое отношение и приниматься за дело. Время не ждет! Для тех, кто не умеет, но хочет научиться, созданы все возможности, поскольку в целом в профсоюзе накоплен уже значительный практический опыт в этой сфере. В этом году впервые был проведен Форум новаторов, который позволил другим территориям ознакомиться с опытом лидеров.
Об актуальных вопросах деятельности профсоюза в области охраны труда и здоровья работников и обучающихся

С 1 января 2014 года в силу вступил Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон), реализация которого по сегодняшний день вызывает значительные трудности и осуществляется крайне медленными темпами.
Основные причины носят как объективный характер - отсутствие финансирования, наработанной практики по проведению экспертизы качества специальной оценки условий труда (СОУТ), недостаточное количество аккредитованных организаций, проводящих СОУТ, так и субъективный характер - низкий уровень знаний работодателей, профсоюзных работников в области охраны труда, отсутствие методических указаний, пособий по проведению настоящей процедуры.
Изменения, внесенные в связи с принятием Федерального закона в Кодекс РФ об административных правонарушениях, повлекли за собой ужесточение административной ответственности юридических и физических лиц за невыполнение требований законодательства, в частности, за непроведение СОУТ и обучения работников по охране труда, необеспечение их спецодеждой. Несмотря на то что согласно КоАП к штрафу привлекаются лица, «имеющие возможность для выполнения правил и норм, но не принявшие меры по их соблюдению», на образовательные организации и их должностные лица штрафные санкции налагаются по любому случаю невыполнения требований охраны труда, без учета наличия финансовых средств и ограничений в планировании бюджетов образовательных организаций. К сожалению, приходится констатировать, что представителями прокуратуры, Гострудинспекции, Роспотребнадзора крайне редко предъявляются иски, в которых в качестве второго ответчика выступают соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления, обязанные осуществить необходимое финансирование мероприятий по охране труда.
ЦС профсоюза, предвидя ужесточение практики применения штрафных санкций, направил в адрес руководителей региональных организаций профсоюза информационные письма с указанием на необходимость принятия предупредительных мер с целью недопущения негативных последствий. Соответствующая информация была опубликована в газете «Мой профсоюз» и размещена на сайте Общероссийского Профсоюза образования.
Необходимо отметить, что многие региональные и межрегиональные организации профсоюза уделяют серьезное внимание решению проблем, связанных с организацией и проведением СОУТ.
Прежде всего это обучение профсоюзного актива, внештатных инспекторов труда, уполномоченных по охране труда, входящих в состав комиссий по проведению СОУТ, рассмотрение этого вопроса на президиумах региональных организаций профсоюза и коллегиях региональных органов управления образованием, на различных совещаниях с участием представителей государственного контроля и надзора - прокуратуры, Рострудинспекции, Роспотребнадзора, Госпожнадзора.
В ряде регионов организована информационно-разъяснительная работа, предусматривающая проведение семинаров-совещаний, конференций (в том числе в режиме онлайн), круглых столов, подготовку методических материалов.
Заслуживает внимания практика взаимодействия Забайкальской, Ивановской, Орловской региональных организаций профсоюза со специализированными аккредитованными организациями по установлению льготных условий проведения СОУТ.
При всех сложностях реализации Федерального закона принятие оперативных мер позволило охватить в 2014 году специальной оценкой условий труда свыше 300 тысяч рабочих мест в образовательных учреждениях (7,6% рабочих мест, подлежащих специальной оценке). Средняя стоимость проведения СОУТ одного рабочего места составила 1455 рублей.
Как известно, в декабре 2014 года принято Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы (далее - Отраслевое соглашение). Особое место в нем занимает раздел «Условия и охрана труда», разработанный с учетом изменений законодательства об охране труда, связанных прежде всего с реализацией Федерального закона №426‑ФЗ.
В региональных организациях профсоюза проведена аналогичная работа по подготовке новых соглашений и внесению изменений в действующие соглашения с включением обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, закреплением гарантий деятельности уполномоченных по охране труда в образовательных учреждениях.
Следует отметить, что отношения с социальными партнерами в вопросах улучшения условий, охраны труда и здоровья членов профсоюза стали развиваться более конструктивно.
В результате тесного взаимодействия профсоюза с социальными партнерами отмечается усиление контроля за реализацией статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации, наблюдается увеличение численности специалистов по охране труда в органах управления образованием и образовательных организациях.
Результатом совместной работы профсоюзных организаций, органов управления образованием и образовательных учреждений стало увеличение финансовых расходов на мероприятия по охране труда.
Набирает темпы деятельность образовательных организаций по возврату 20% сумм страховых взносов в ФСС на обеспечение предупредительных мер по охране труда. 5671 образовательная организация в России реализовала право на возврат средств из соцстраха. Динамично развивается данное направление в Архангельской и Новгородской областных организациях профсоюза, где более 40% образовательных организаций использовали средства Фонда социального страхования в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий по охране труда, причем многие организации аккумулировали денежные средства за три предшествующих года. Положительным примером освоения средств ФСС служит опыт работы Московской городской организации профсоюза (31%), профсоюзных организаций Республики Карелия (30%), Ивановской области (25,6%), Краснодарского края (23%), Республики Татарстан (20,2%).
В рамках выполнения Отраслевого соглашения Центральным советом профсоюза совместно с Минобрнауки России разработаны Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (направлены в регионы письмом Департамента государственной службы, кадров и управления делами Минобрнауки России от 25 августа 2015 года №12-1077). По мнению профсоюза, данные рекомендации должны послужить ориентиром как для организаций, подведомственных Минобрнауки России, так и для образовательных организаций, находящихся в ведении региональных и муниципальных органов власти.
Создание системы управления охраной труда в сфере образования должно стать приоритетным и наиболее важным направлением деятельности организаций профсоюза всех уровней.
Во многих регионах сложилась система работы по обучению и проверке знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и профактива образовательных организаций. Положительным примером служит опыт территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области по оказанию помощи Крымской республиканской организации профсоюза в проведении обучения свыше 470 руководителей и специалистов образовательных учреждений.
В условиях крайне недостаточного финансирования мероприятий по охране труда остро стоит проблема проведения обязательных медицинских осмотров работников образования в установленном законодательством порядке. Ее решение требует консолидации действий профсоюза, органов управления образованием и образовательных учреждений.
При этом важно отметить, что совместными усилиями заинтересованных сторон удалось добиться некоторого улучшения положения дел. Финансирование мероприятий по проведению медицинских осмотров в 2014 году увеличилось. Необходимо и дальше наращивать темпы сотрудничества в решении данной проблемы, не допуская случаев проведения медицинских осмотров за счет средств работников.
В мае 2015 года в Тамбове состоялся Всероссийский семинар-совещание технических инспекторов труда профсоюза, на котором были подведены итоги работы технической инспекции, обсуждены пути решения стоящих проблем. В работе семинара-совещания приняли участие представители Минобрнауки России, Минтруда России и других ведомств.
Анализ деятельности региональных (межрегиональных) организаций профсоюза свидетельствует о том, что 2014 год отмечен некоторым улучшением количественных и качественных показателей, характеризующих общие тенденции по охране труда в сфере образования, такие как ежегодное увеличение численности отраслевых технических инспекторов труда (в 2013 году - 53 человека, в 2014‑м - 57 человек), улучшение финансового обеспечения мероприятий по охране труда (в 2013 году - 9,6 млрд рублей, в 2014‑м - 11 млрд руб.), а также возврат части сумм страховых взносов из Фонда социального страхования (около 0,5 млрд рублей ежегодно). Наблюдается снижение уровня производственного травматизма в отрасли (в 2013 году - 888 пострадавших, в 2014‑м - 810).
Совершенствуются формы взаимодействия профактива с представителями органов государственного контроля (надзора), в том числе прокуратуры, за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, выполнением условий коллективных договоров, соглашений по охране труда.
К сожалению, до настоящего времени отсутствуют утвержденные нормативы финансирования по охране труда для образовательных организаций. Предварительные расчеты, проведенные ЦС профсоюза, требуют, по мнению Минфина, дополнительной проработки.
В нарушение трудового законодательства по-прежнему продолжает иметь место практика проведения медицинских осмотров за счет работников образования. Об этих фактах свидетельствуют результаты соответствующих тематических проверок и мониторинга, проведенных ЦС профсоюза.
По итогам Всероссийского семинара-совещания приняты рекомендации по решению актуальных вопросов в области охраны труда, в том числе по разработке совместно с Минобрнауки России методических рекомендаций по применению Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н, с учетом ее адаптации для системы образования, по проведению мониторинга финансирования мероприятий по охране труда в образовательных организациях.
В рамках Всероссийского семинара-совещания состоялось первое заседание вновь созданного Совета по вопросам охраны труда и здоровья при ЦС профсоюза, в ходе которого были определены качественно новые подходы к решению проблем охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и обеспечения безопасности образовательного процесса.
Выполнение решений состоявшегося в марте 2015 года VII съезда профсоюза, региональных отчетно-выборных конференций, Всероссийского семинара-совещания технических инспекторов труда и Совета по вопросам охраны труда и здоровья будет способствовать повышению эффективности деятельности профсоюзных организаций по защите прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда.