Словосочетание «профессиональное обучение» в школьной среде не очень распространено и поэтому не очень понятно. На самом же деле это уникальный способ, во-первых, увеличить свои шансы при поступлении в вуз, а во-вторых, повысить свою стоимость на рынке труда, уже будучи дипломированным выпускником института.
Каким образом?
Сегодня московские колледжи обладают значительными учебно-производственными ресурсами, колоссальной технической и технологической базой, которая позволяет овладеть профессией (или, как это принято говорить, приобретать практические компетенции) в условиях, максимально приближенных к производству, по очень широкому спектру направлений. В Законе «Об образовании в РФ» предусмотрены разные способы получения профессии: через среднее профессиональное образование или через профессиональное обучение. В отличие от среднего профессионального образования, регламентированного федеральными государственными образовательными стандартами, профессиональное обучение - такой вид образования, содержательное наполнение и длительность которого определяет сама образовательная организация в соответствии с профессиональными стандартами и ожиданиями работодателей. Поэтому профессиональное обучение очень мобильно и ориентировано на самое современное производство.
При этом профессиональное обучение становится вполне логичным продолжением дополнительного образования, которое ученик получает в школе, во Дворце творчества или в кружке того же колледжа, а результат успешного профессионального обучения подтверждают свидетельство о профессии установленного образца и сертификат работодателя. При этом ученики, во-первых, проходят профессиональную ориентацию, получают мотивацию к овладению профессией, во-вторых, получают начальные знания о профессии. Логическим продолжением этого и может быть профессиональное обучение, то есть овладение практическими компетенциями на современном оборудовании с получением свидетельства установленного образца.
Почему это хорошо? Потому что, с одной стороны, свидетельство о полученной профессии вуз может засчитывать в составе портфолио абитуриента при поступлении, а с другой - выпускник вуза, зная дело изнутри, может грамотно руководить производственным процессом на предприятии и контролировать его.
Московский многопрофильный техникум имени Л.Б.Красина ждет учеников 7-11-х классов на профессиональное обучение в сфере медиаиндустрии - это области деятельности, связанные с полиграфическим производством, издательским делом и рекламой. Мы предлагаем такие профессии, как фотограф, ретушер, брошюровщик, корректор, рекламный агент (более подробный перечень вы можете найти на нашем сайте mmt-krasina.mskobr.ru). Официальные наименования профессий определены нормативными актами Министерства образования и науки РФ.
Вам кажется, что эти названия не очень созвучны с вакансиями на рынке труда? Именно поэтому вместе со свидетельством о профессии школьник может получить сертификат работодателя, где будут указаны и полученная профессия, и освоенные компетенции, соответствующие рыночной терминологии. Например, если ребенок выбрал профессию ретушер, то параллельно он освоит обработку цифровых фотографий, компьютерную графику, компьютерную верстку - и все это будет указано в документах об образовании.
Во время профессионального обучения в нашем техникуме школьник пройдет путь от корректора до дизайнера или сможет выполнить работы, начиная с переплетных и заканчивая крупными дизайн-проектами.
Каков механизм взаимодействия школы и колледжа или, в нашем случае, гимназии №1552 и техникума имени Л.Б.Красина? В гимназии №1552 действует объединение дополнительного образования - кружок «Юный журналист». Через портал государственных услуг гимназисты записываются в этот кружок, между гимназией и техникумом есть договор о взаимодействии и сопряженный учебный план по этому направлению. После обучения в кружке и профессионального обучения в техникуме мы проведем квалификационный экзамен с участием представителя работодателя. После успешной сдачи этого экзамена ребята получат свидетельства о рабочей профессии и сертификат ассоциации работодателей, с весомым багажом знаний и умений, подтвержденных документами, вступят на путь профессионального развития и роста. Уверена, что такая возможность будет очень востребована школьниками, ведь на пути профессионального роста как раз необходимо иметь и багаж практических знаний, мастерства и документы, подтверждающие их.

Лиана ТАБАТАДЗЕ, директор Московского многопрофильного техникума имени Л.Б.Красина