Эффективно то, что делается по уму

Статфакт

В 52 регионах России действуют 1614 методических центров (кабинетов). Более 700 из них считают себя структурными подразделениями органов управления образованием, хотя и не включены в структуру их аппарата.

Министерство никогда, в том числе в советское время, не управляло методическими службами. Другое дело, что раньше была более жесткая вертикаль управления, и специалисты, занимающиеся организационной работой, выработкой управленческих решений, доходили практически до учителей. Сегодня в этом нет необходимости. Во-первых, есть четкое разделение компетенций, определено, какой уровень и чем занимается. Во-вторых, на федеральном уровне нет смысла держать методиста, который бы, например, по истории диктовал всей стране, как преподавать этот предмет, - такая ситуация была бы просто абсурдной. Наш специалист сегодня может собрать ученых РАО, РАН, Института общего образования при МО РФ, Академии повышения квалификации, сотрудников многочисленных кафедр, лабораторий, центров, поставить перед ними задачу в рамках той предметной области, которую он курирует, и, получив ответ, предлагать реализацию задачи в зависимости от того, на каком уровне - федеральном, региональном, муниципальном или школьном - это требуется сделать.

Управленческая вертикаль предполагает, что на федеральном уровне будут утверждены программы и дан гриф учебников, на региональном уровне должны отвечать за закупку учебников, за организацию учебного процесса и так далее. Управленцы на региональном и муниципальном уровне не должны вникать в содержание, они должны принимать управленческие решения. Главной фигурой стал директор образовательного учреждения, который отвечает за подбор кадров, за выполнение программ, за работу коллектива в целом. Но помогать директору и коллективу в том, чтобы был выполнен на должном уровне весь объем содержательной работы так, чтобы выпускник получал все нужные знания, соответствующие минимуму образования, должны методисты.

Но и им нужно проходить повышение квалификации, поэтому сейчас идет речь о том, чтобы обучить методистов, помочь им сориентироваться в тех процессах модернизации, которые идут в образовании. Группа под руководством В.А.Болотова должна разработать различные модели организации методических служб на местах и эффективную форму повышения квалификации методистов. Мы не стремимся дать единообразные модели для всех 89 регионов, мы зафиксируем то, что есть, и предложим регионам использовать то, что соответствует их возможностям. Речь идет прежде всего об информационной обеспеченности новых направлений деятельности в образовании. Не случайно так много нынче центров - Занкова, Мельниковой и т.д. Но если раньше учителя заставляли копировать технологии новаторов, то сегодня сама жизнь отвергает это копирование. Успех в применении того или иного метода дает личность самого учителя, очень часто его деятельность в технологию не переводится, изучая различные технологии и методы, он берет их не целиком - элементами, которые лично ему подходят, отвечают его позициям, взглядам, предпочтениям. Никто не может и заставить его учиться в местном ИПК. Конкуренция на образовательном поле уже набирает силу, и это хорошо, потому что учитель может сделать наилучший выбор. Но хорошо, когда проводником учителя становится грамотный и опытный методист.