Беспокойные сердца

Люблю сельскую школу не только потому, что всю жизнь проработала на селе, а за особый колорит таких школ. Именно здесь, в маленьких школах, воспитание, да и образование не ограничивается стенами. Учитель - ученик, родители, улица - дом - это та среда, где формируется человек. На селе школа - центр нравственный, культурный, житейский.

В Панской основной 58 учеников, да еще группа детского сада. Все предметы ведутся. Коллектив стабильный - 15 учителей-воспитателей. Надежное, крепкое ядро - пенсионеры. Но и молодые, свои же бывшие ученики, не пытаются уехать в город.

Два года молодой выпускник Калужского педуниверситета Дмитрий Борисов проработал в Панской школе. Музыкант и художник, специалист на все руки. А недавно пошел служить в армию рядовым солдатом. Добровольно. В наше время, когда «косят» от армии, его поступок многих удивил. Мы настолько привыкли, что плохое стало нормой, что гражданский поступок воспринимать правильно не можем. А парень-учитель не мог допустить, что, воспитывая в детях любовь к Отечеству, сам-то не спешит выполнять святую воинскую обязанность. А что же директор школы? Елена Николаевна не только отпустила учителя-мужчину, но и благословила. Как мать сына!

Меня, как учителя и как мать троих сыновей, все это так поразило! Хотя и раньше я удивлялась Борисовой. Ныне и одного ребенка молодые не решаются заиметь, а Борисова рожает четвертого сына. Сейчас Сережка уже во второй класс ходит. А трое старших живут самостоятельно. Вот и Дима - извините, Дмитрий Вячеславович - служит рядовым под Брянском.

Елена Николаевна Борисова вместе с мужем Вячеславом Васильевичем 18 лет работают в Панской школе. Союз двух, содружество единомышленников. Как-то все не те слова. Просто - хорошая семья.

Вячеслав Васильевич - марафонец, участник всероссийских и международных соревнований. Это он из года в год организует походы. Зимой - на лыжах по нашему Малоярославецкому краю по местам былых боев. Летом - на байдарках по рекам Лужа и Протва. А далее Ока и Волга. Конечно, все члены семьи - в отряде. Даже Сережка в рюкзаке за спиной путешествовал. Вместе со школьным поисковым отрядом «Беспокойные сердца». Неизменным командиром отряда является директор Елена Николаевна.

- Что заставляет вас заниматься этой работой, не считаясь с временами года, отпусками и каникулами, праздниками и выходными? - спросила ее.

- Как ответить? Служение долгу - не совсем точно, - задумалась она. - Хотя вначале это был главный двигатель. Фанатизм? Не люблю это слово. Просто у нас появилось много друзей среди поисковых отрядов. Для наших деревенских мальчишек и девчонок это общение дает многое. Представьте, в нашу школу на Рождество собираются отряды из Москвы, Калуги, Воротынска, Белоусова. А самое главное - дети приобретают важные нравственные качества. Мы уверены, что они не осквернят обелисков, не надсмеются над старостью. Я опасалась, что они будут избегать трудной работы. Ведь столько земли надо перерыть, собрать по косточкам останки... А дети просто молодцы, да вы наши полевые дневники почитайте!

Меня поразило в дневниках все: стихи - «Лесов, полей чужие дали. Мы «Беспокойные сердца». И мы идем туда, где пали два безымянные бойца» - и то, как бесхитростно, искренне девчушка пишет о трудностях, о радостях, о своих впечатлениях.

День пятый... Ребята вернулись из леса. Они вынесли с поля боя на своих плечах одного бойца. Еще один солдат обретет вечный покой... Девятый. Последняя надежда. Сегодня мы должны, ну просто обязаны поднять второго бойца... Серега Локтев нашел две воронки, противогаз. Работа закипела. Отчерпываем воду каской. Пошли кости. Сохранность плохая. Некоторые кости рассыпаются в руках. Работали до 21 часа. Так мы подняли нашего второго бойца. Жалко, что с ним не было ничего, «говорящего» о его имени.

Если бы было возможным, я бы издала дневники отдельной книжкой «Недетская книжка для детей».

Прекрасно понимаю, что рассказала мало о Панской школе. Но не писать не могу. Надо знать, что может маленькая сельская школа, если во главе ее стоит такой директор, как Елена Николаевна Борисова.

Валентина ПОСТОВАЛОВА, Кудиново, Малоярославецкий район, Калужская область

Пусть всегда будет завтра

Пишет вам Дария, студентка по обмену, прожившая незабываемый год в США. Сейчас, вернувшись домой, я наконец-то могу проанализировать этот отрезок моей жизни и могу смело заявить, что он был счастливым.

За этот год я нашла замечательных друзей! И вместе с ними было веселее ходить в школу, ездить на теннисные матчи, болеть за школьную футбольную команду, носиться по магазинам, сходить с ума от страха, катаясь на аттракционах... А когда становилось так страшно, что не было сил кричать, мы держались за руки, собираясь умирать вместе... Я невольно улыбаюсь, вспоминая об этом... Столько времени, проведенного вместе...

Говорят, вся жизнь человека проносится перед его глазами, когда к нему приходит смерть...

...Целая жизнь пронеслась перед моими глазами перед посадкой на самолет, который должен был умчать меня далеко в Россию.

Но, выплакав все слезы расставания, я улыбалась предстоящей мне встрече: возвращению домой. И вот долгожданная встреча! Как долго снился этот момент, как хотелось вдохнуть этот родной воздух, почувствовать под ногами родную землю...

За этот год я смогла понять, что такое Родина. Смогла прочувствовать, почему поэты и писатели, эмигрировавшие из России, каждое свое стихотворение посвящали именно ей - матери-Родине. Я поняла, что Родина - там, где твое сердце. И куда бы человек ни ехал, где бы ни жил, сердце его постоянно остается на Родине. А как тяжело человеку жить без сердца!!!

Этот год научил меня радоваться тому, что есть сегодня, сейчас. Ведь завтра и этого может не быть.

Дария ФАДЕЕВА, ученица 11-го класса средней школы № 4, Беслан, Северная Осетия

Тропы лесные, люди простые

Есть у меня друг - велосипед. С ним я объездил немало мест нашей округи. Травы собираю, природой любуюсь, песни распеваю. Есть такая осетинская «Горы родные, тропы лесные, люди простые».

Люди простые... Однажды пришлось мне заночевать в лесу. Заплутал, не рассчитал время, устал. Думал передохну и с рассветом домой. Ночь стоит красивая, запахи дурманят. Красота!

Но радовался я недолго. В темноте на иномарке подъехали ко мне люди и не простые совсем. Хорошо, что я велосипед свой спрятал, замаскировал травой. Спросили, кто такой, что тут делаешь. Когда узнали, что я учитель, интерес ко мне пропал, в заложники не возьмешь, кто за учителя даст выкуп, роно, что ли?

- За ихнюю работу, что они там «мелких» учат, им государство не плотит, задерживает зарплату, бабки там где-то крутят, короче. Кому они нужны, эти учителя, в натуре? - сплевывая чуть ли не в меня, сказал один такой крутой, распухший весь, конечно, не от голода.

- Эй, а двойки ты ставишь своим ученикам? - спросил другой, держа руки в карманах.

- Да всякое бывает. Дети разные. Некоторые работать не хотят, - отвечаю.

- Ну вот тебе, чтобы не мучил детей. Не хотят работать - не заставляй. Тебя самого учить надо! - с силой пнул меня, видно, дзюдоист-разрядник, предварительно заломив руку своим отработанным приемом.

- В школе, видно, не слыл он отличником, над учебниками не засиживался, - блеснуло у меня в сознании после получения сильной оплеухи. Вот она, награда за выбранную профессию. И сей после этого разумное, доброе, вечное. «Позволь пред именем твоим смиренно преклонить колени», - пронеслось в звенящей голове. А сам на карачках стою...

Но ничего, думаю. Все равно хороших людей больше. Вот эти - плохие.

Могу подтвердить известное утверждение, что жизнь полосатая. Но не как матрац, у того полосы темные и белые одной ширины, а в жизни - ширина их разная. Вот и у меня так. Светлая полоса - это новые знакомства, друзья (очень многие пишут, я им семена отправляю - Пермь, Карелия, Ростов, Кострома, Барнаул, Новочеркасск, Пенза, Тверь, Камчатская область). Говорят мне часто: «Вот ты, Михалыч, занимаешься настоящим практическим делом, распространяешь семена редких растений, помогаешь людям лекарственными травами. Это конкретно, зримо». Просто я убежден, надо всем нам меньше болтать, а больше делать практических дел.

Детей мне жалко. Много в нашей школе из семей беженцев, учатся у нас и воспитанники детского дома. Вот кому крайне необходимо трудовое обучение! Но наше руководство непробиваемое. На педагогических конференциях только и отчитываются, сколько человек поступило в институты, академии, военные училища. Будто это главный показатель образования. А какое здоровье у окончивших школу, какие трудовые навыки они получили - никому не интересно. Слов нет - и компьютеризация нужна, и отличники - это замечательно, но основная масса школьников должна быть подготовлена к труду, особенно мальчики, тогда и на «подвиги», на «наркоту» меньше тяги будет. Недавно был на методобъединении учителей трудового обучения района. Все жалуются: нет инструментов, нет материалов, нет помощи. Хорошо, если кто-то заготовил что-то еще в советские времена, добывают инструменты, оборудование. А что дальше?!

...Все эти мои рассуждения, впрочем, можно отнести к светлой полосе. Жизнь продолжается.

Александр ПРОКОПОВ, учитель труда, Моздок, Северная Осетия